Крутая презентация как средство выиграть хакатон (осторожно, это работает!)

Основатель онлайн-школы презентаций Presentology Наталья Кузьменко раскрывает секреты подготовки финальной презентации

22-24 июня совместный хакатон Сколтех и "АКАДО Телеком"
22-24 июня совместный хакатон Сколтех и "АКАДО Телеком"

120 человек не спали всю ночь.

Из них:

87 - смотрели в экран и программировали;

13 - рисовали на доске;

10 - пили кофе и играли в настольный хоккей;

7 - блуждали в поисках еды;

2 - поругались и почти подрались;

И только один человек делал презентацию в Power Point.

Перед вами типичная картина хакатона (хакерского марафона). Мероприятия, на котором программисты в течение 48 часов создают программный продукт под инфраструктуру конкретного заказчика.

Обычно спонсируют хакатоны крупные ИТ компании. Их цель - найти нестандартные решения и свежие кадры. Для программистов - это хорошая возможность заявить о себе и своем проекте, найти работу и получить денежный приз.

Участники представляют проект в последний день. У спикера есть 10 минут для рассказа о продукте. От его презентации зависит успех всей команды.

Лидер команды победителей совместного хакатона «АКАДО Телеком» и Сколтех Владимир Мисковец считает, что качественная презентация проекта – это 60% успеха. По его мнению, в условиях жесткой конкуренции хакатона необходимо делать акцент на упаковку, оформление и визуальные образы. Это формирует образ законченного, целостного продукта в глазах экспертов.

Давайте разберем, что должно быть в презентации, чтобы вас заметили.

Совет 1. Придерживайтесь структуры презентации

По сути презентация для хакатона – это коммерческое предложение. Поэтому и структура будет схожая:

Блок 1. Название продукта, команды и контакты. Контакты размещаем на первой странице на случай, если кому-то из организаторов или жюри понадобится связаться с вами. Он откроет презентацию и сразу увидит их.

Блок 2. Совет от организатора и члена жюри хакатонов Евгения Быкова, Skoltech: «Идея вашего проекта может быть сформулирована пятью словами. Там не должно быть лирики. Например, «Uber для заказа услуг ЖКХ» или «Как Google, только по-русски». Эти слова размещаем на каждом слайде презентации, записываем на визитки. Отличный прием ввести в эту фразу название известного бренда. В дальнейшем для жюри вы будете ассоциироваться с ним.

Блок 3. Проблема. Четко обозначайте проблему, которую в дальнейшем будет решать ваш продукт.

Проблема: зимой уровень углекислого газа в закрытом помещении превышает все мыслимые и немыслимые нормы.

Факты: при превышении концентрации углекислого газа свыше 0,1% возникает ощущение духоты, дискомфорта, происходит снижение внимания и концентрации.

Усиление: При длительном нахождении в помещениях с высокой концентрацией углекислого газа в организме человека происходят необратимые изменения: снижение умственной деятельности, изменения в центральной нервной и кровеносной системах.

Здесь же обозначаем кто страдает от этой проблемы, то есть показываем целевую аудиторию проекта.

Блок 4. Решение. На сцену выходит ваш продукт.

Датчики для умного дома помогут контролировать уровень углекислого газа и включать бризер, когда уровень повышается.

Факты: краткие и важные технические характеристики.

Усиление: Довольные клиенты, которые чувствуют себя лучше, живут дольше и возвращаются в компанию за другими продуктами.

Блок 5. Возможности для компании. Оцените объем рынка для вашего продукта. Поинтересуйтесь у представителей компании о возможной доле, прикиньте выручку.

Блок 6. История вашей команды. Включайте сторителлера и расскажите историю вашей команды.

Блок 7. Планы на будущее. Понятно, что за 48 часов вы не успеете сделать готовый продукт, поэтому расскажите жюри о своих мыслях по дальнейшему развитию.

В данном случае количество блоков не соответствует количеству слайдов. Помните правило: «Один слайд – одна мысль».

Совет 2. Если уже есть готовый прототип продукта, показывайте его, а не слайды

Гай Кавасаки, автор книги «Стартап», венчурный инвестор и предприниматель в своей статье «10 ошибок предпринимателей» говорит: «Если ко мне придет две команды, одна с классной презентацией, а вторая — с никакой презентацией, но с работающим прототипом продукта, я выберу вторую». Поэтому постарайтесь к моменту питча подготовить работающий прототип продукта. Пару основных слайдов с командой и возможностями для компании – оставляйте. А проблемы и решение объясняйте на примере демо.

Совет 3. Начинайте готовить презентацию заранее

Большой ошибкой будет открыть программу для презентаций за час до выступления.

Уже на моменте брейншторминга в команде должен быть человек, который все основные мысли будет заносить на бумагу или доску. Пусть он сразу фиксирует продукт, проблему, целевую аудиторию. Когда вы определитесь с проектом, этот же человек должен начать заполнять презентацию.

Совет 4. Продумайте дизайн

Если в вашей команде есть дизайнер, вам повезло. Выделите пару часов на подготовку презентации. Чем более профессионально выглядят слайды, тем больше внимания они привлекают.

По этому вопросу со мной поделился Директор по стратегическому развитию «АКАДО Телеком» Владимир Карпенко:

«Недавно я был в жюри хакатона. На протяжении 48 часов активно участвовал в создании прототипов продуктов, помогал ребятам разобраться в инфраструктуре "АКАДО Телеком". Поэтому во время финальной презентации наблюдал, как участникам удалось реализовать задуманное. Но для того, кто впервые видел проекты, именно структура и дизайн презентации могли сыграть большую роль в принятии решения. Для нас было важно получить по-настоящему инновационные идеи, оформленные в виде наглядной и понятной презентации. Я советую заранее подготовить шаблон презентации и попросить участников заполнять его. И тогда, будет достигнута цель хакатонов: «Оценка не красоты представления, а идеи». И ещё один совет участникам: выберете спикера заранее, пусть он начнёт подготовку к презентации, чтобы неудачная подача не испортила впечатление»

Несколько советов по улучшению дизайна слайдов:

1. Основную мысль выносите в заголовок. Презентация должна читаться по заголовкам.

2. Не перегружайте слайды текстом. Помните, что слайды не должны дублировать речь спикера. Они могут помогать, направлять, делать основные акценты.

3. Если чувствуете, что презентация не ваша сильная сторона, выбирайте белый фон. Эксперименты с черными и цветными фонами могут превратить вашу презентацию в аляповатого монстра.

4. Выравнивайте текст и картинки на слайдах. Видели, как выглядит газетная полоса? Следите за единообразием представления материала на слайдах.

5. Если для выражения мысли можно использовать фотографию, это будет лучшим решением.

6. Иконки для иллюстрации идей берем на сайте здесь.

7. За диаграммами идем на сайт Нэнси Дуарте.

8. Не мельчите, минимально 30 шрифт. Можно больше.

9. Выделяйте основные мысли цветом, размером и шрифтом.

Совет 5. Узнайте заранее, кто будет судить хакатон

В самом начале каждой команде дается возможность пообщаться с ментором. Чаще всего ментор – это представитель компании-спонсора. Помимо вопросов про ИТ архитектуру, возможности постарайтесь выудить из него информацию про жюри: кто, откуда, чего хотят. Не поленитесь погуглить информацию об этих людях, зайти к ним в социальные сети. Ведь нет ничего лучше, чем вывести на слайд фото любимой собачки председателя жюри. Шутки шутками, но для многих членов жюри этот хакатон не первый и в сети уже есть их рассуждения на тему идеальной презентации. Пользуйтесь этим.

Совет 6. Подготовьте спикера

За пару часов до выступления оторвитесь от экранов мониторов, позовите дружественную команду и выслушайте выступление спикера. Тщательно следите за соблюдением структуры и тайминга. Выслушали? Теперь начинайте задавать вопросы. Представьте, что вы находитесь на месте членов жюри хакатона. Отработайте все возможные и невозможные варианты. Продумайте стратегию поведения, если ответа на вопрос спикер не знает.

Если позволяют организаторы, прогоните свою презентацию на большом экране. Помогите спикеру найти свое место и позу для выступления. Обязательно проверьте техническую готовность приборов: микрофон, ноутбук, кликер.

Совет 7. Сохраняйте фокус

На протяжении всего мероприятия и в момент подготовки презентации помните, для какой компании это делается. Помимо проблемы клиента продукт и презентация должны решать проблемы компании-организатора. А ваши финансовые выкладки радовать представителей компании. Помните, что в жюри сидят люди, которые могут быть далеки от хакерской темы. Поэтому убирайте термины, разговаривайте на их языке.

Совет 8. Улыбайтесь

Я серьезно. С первой секунды установите теплые отношения с членами жюри. Будьте искренни, докажите, что хотите помочь и решить проблему. Всегда говорите правду, как бы не хотелось приукрасить.

Совет 9. Используйте шаблон организатора

И, наконец, компании часто предлагают воспользоваться шаблоном презентации. Обязательно пользуйтесь. Не забывайте советы по улучшению дизайна из пункта 4, готовьте профессиональные слайды.

Вот что про шаблоны говорит Елена Серегина Директор департамента корпоративной и социальной ответственности ПАО «МТС»: «Для Телеком-идеи и хакатонов ПАО «МТС» мы используем шаблон презентации. Знаем, что многие недооценивают значение финальной презентации. Начинают делать слайды в ночь перед выступлением. А, между тем, подача идеи - это, как вишенка на торте. Именно эту часть видят организаторы и жюри. В нашем шаблоне представлена примерная структура презентации. Он помогает участникам не забыть важные точки представления идеи».

И самый главный совет: всегда сохраняйте позитивный настрой. Помните, что хакатон – это место, где можно завести полезные знакомства, посетить интересные мастер-классы и преодолеть себя.

В этом случае финальная презентация станет удачным началом нового этапа в вашей жизни.

1010
16 комментариев

Очередная демонстрация убогости сколькова. они смогли сломать даже хакатоны. Хотел было поставить минус но статья неплохая, слайды зло

3
Ответить

Чем так Сколково не угодил? Статья - это выражение мнение автора :)

1
Ответить

Статья огонь 🔥 !

Действительно полезные советы для хакатонщиков. Многие участники уделяют все время разработке продукта, а про презентацию забывают. И в итоге их мегапродукт с плохой презентацией пролетает. Добавлю от себя, что должен быть ответственный за презентацию человек в команде, чтобы все шло гладко.

3
Ответить

Отлично написано. Спасибо. А вот если презентация не перед благожелательным жюри специалистов, а перед чиновниками...равнодушными. Тайминг 5-10 мин и ты должен убедить слуг народа, собственно, сделать их же работу. То за что, они получают деньги... Презентация перед "непробиваемой" стеной. Как убедить "стену"? Какая должна быть презентация? Какие найти слова?

2
Ответить

Марина, спасибо! К сожалению, волшебной таблетки для воодушевления аудитории нет. На любую встречу стараемся прийти раньше, пообщаться со слушателями, найти сторонников. Во время своей речи старайтесь использовать способы захвата и поддержания внимания: будьте эмоциональны, передвигайтесь по аудитории, можете даже подходить к отдельным слушателям, рассказывайте истории, старайтесь показать выгоды от вашего выступления. Удачи вам!

1
Ответить

Отличная статья, начал читать с критическим настроем, прочитал и поставил +.
Единственно - диаграммы у Дуарте такие, что лучше не портить ими свою презентацию.
Добавлю, что мы абсолютно бесплатно можем конвертнуть для всех желающих презентацию в формат HTML5 так что она превратится в сайт проекта, который можно будет выгрузить на любой хостинг. Как это выглядит, можно посмотреть тут: http://hldisplay.ru .

1
Ответить

А я диаграммы Дуарте за основу люблю брать. Дальше перекрашиваешь, поправляешь и для технической или финансовой презентации 👍 спасибо за ссылку на ваш сервис, буду иметь ввиду.

1
Ответить