Можно ли распознать предпринимательские качества при помощи тестов и опросов

Исследования с точки зрения психологии, эксперименты в этой области и наиболее успешные тесты.

По запросу «как начать свой бизнес» Google выдаёт 27 млн страниц, а по запросу «теория планируемого поведения Исаака Айзена» — всего 117. Для тех, кто хочет разобраться в своих предпринимательских намерениях, вторая выдача будет более релевантной. За последние 30 лет учёные нашли ответ на вопрос, можно ли определить в себе предпринимателя с помощью теста и что делать, чтобы повысить свои шансы на успех в предпринимательском деле.

Лучший опросник предпринимательских намерений

Американский социальный психолог Исаак Айзен разработал теорию планируемого поведения в далёком 1991 году. Согласно теории, спрогнозировать будущее поведение человека лучше всего помогают его намерения. Именно намерения, по мнению Айзена, являются категорией, которая теснее всего связана с поведением, в отличие от убеждений и желаний.

С 2009 года на основе теории планируемого поведения учёные Франциско Лиань и И-Вэнь Чэнь разработали опросник предпринимательских намерений и впервые применили его на аудитории студентов Испании и Тайваня.

С 2009 года с помощью этого же опросника были проведены исследования в десятках стран на всех континентах. Общий вывод учёных: убедительная связь между мотивационными факторами теории Айзена и предпринимательскими намерениями.

Исследования предпринимательских намерений, проведённые на основе опросника Франциско Лиань и И-Вэнь Чэнь с 2009 по 2013 год
Исследования предпринимательских намерений, проведённые на основе опросника Франциско Лиань и И-Вэнь Чэнь с 2009 по 2013 год

Основными мотивационными факторами, которые вызывают предпринимательские намерения, Айзен назвал три:

  1. Личное отношение к открытию бизнеса (Personal attitude). Этот фактор включает в себя не только эмоциональные суждения, но и оценочные — какие преимущества и недостатки связаны с работой на себя.

  2. Субъективная норма (Subjective norm). Параметр измеряет социальное давление круга «семья, друзья, коллеги» на решение человека стать предпринимателем.

  3. Воспринимаемый поведенческий контроль (Perceived behavioral control). Фактор тесно связан с самооценкой и мнением относительно предстоящих трудностей в открытии своего дела. Чем выше поведенческий контроль, тем больше шансов, что человек реализует свои предпринимательские намерения.

Кроме прямых факторов учёные выделяют и косвенные. Среди них культурные и экономические параметры, различающиеся в разных странах.

Например, индекс дистанции власти (power-distance index), который характеризует степень открытости социальных взаимодействий в обществе; или индекс избегания неопределённости (uncertainty avoidance), отвечающий за способность человека в конкретной стране принимать в этой экономической ситуации рискованные решения.

В число косвенных параметров часто включаются пол, возраст, наличие или отсутствие предпринимательского опыта, а также личное знакомство с предпринимателями.

Исследование Лиань и Чэнь имело целью валидировать разработанный опросник и возможность его применения в разных странах. Именно поэтому для анализа были выбраны Испания и Тайвань — страны с максимально различной культурой, но близкими значениями косвенных факторов и схожей экономической ситуацией. Так, индекс дистанции власти в обеих странах практически идентичен и составлял на момент исследования 57 пунктов для Испании и 58 для Тайваня.

Всего в опросе приняли участие около 1000 студентов экономических направлений обучения и участников конкурсов бизнес-проектов. Статистическая модель на основе полученных данных подтвердила прямое влияние личных убеждений и поведенческого контроля в формировании предпринимательских намерений и в Испании, и на Тайване, но по-разному.

В Испании большее влияние оказывал фактор личных убеждений, а на Тайване — фактор поведенческого контроля. По мнению учёных, это объясняется сильным влиянием коллективной культуры Тайваня, то есть ориентацией на полезность группе и обществу и преобладанием индивидуальных черт в культуре Испании — желанием прежде всего удовлетворить личные цели.

Опросник по предпринимательским намерениям Лиань и Чэнь
Опросник по предпринимательским намерениям Лиань и Чэнь

С помощью опросника предпринимательских намерений нельзя найти «ген предпринимательства». Его главная полезность состоит в понимании механизмов принятия решений относительно открытия своего дела. Ответив на вопросы, можно оценить вклад личного отношения (вопросы раздела Professional attraction), субъективной нормы (раздел Social Valuation) и воспринимаемого поведенческого контроля (раздел Entrepreneurial capacity) в индивидуальное намерение стать предпринимателем.

Десятый вопрос опросника выявляет суммарную величину предпринимательского намерения. Среднее арифметическое ответов — индивидуальный показатель предпринимательских намерений, который можно сравнить со среднемировыми или российскими значениями.

Предпринимательские намерения в России и проект GUESSS

Проект GUESSS — глобальное исследование предпринимательства среди студентов (Global University Entrepreneurial Spirit Students Survey), которое проводится швейцарским Университетом святого Галлена. Последний мировой сбор данных среди студентов 50 стран был проведён в 2016 году. В России участие в опросе приняли более 4000 студентов разных городов.

Теоретическая модель проекта включает оценку всех трёх мотивационных факторов теории Айзена, но в более широком контексте. Цель исследования: оценить роль в развитии предпринимательства не только личных мотивов, но и университета, семьи, социально-культурного окружения.

Теоретическая модель проекта GUESSS
Теоретическая модель проекта GUESSS

Из приведённого выше опросника Лиань и Чэнь в исследование проекта GUESSS были включены только несколько вопросов. Например, о том, какой тип занятости выберет студент сразу после окончания университета. 74% российских студентов выбрали карьеру наёмного рабочего, и только 11% готовы открыть своё дело.

Интересно, что в горизонте пяти лет картина совершенно меняется. Через пяти лет после окончания вуза уже 51% опрошенных предпочли бы карьеру предпринимателя. В мировом разрезе Россия по этому показателю находится на 14 месте. Среднее мировое значение составляет 38,2%.

Доля студентов разных стран, собирающихся, по данным проекта GUESSS, открыть своё дело сразу после окончания университета и через пять лет
Доля студентов разных стран, собирающихся, по данным проекта GUESSS, открыть своё дело сразу после окончания университета и через пять лет

Суммарный средний показатель предпринимательских намерений среди российских студентов составил 4,45 — это 22 место в рейтинге стран-участниц опроса. Большинство стран первой двадцатки относятся к развивающимся. Среди развитых стран в Канаде показатель равен 4,14, в Австралии — 4,06, во Франции — 3,88, в США — 3,72. Показатель предпринимательских намерений Японии замыкает рейтинг и составляет 2,44 пункта.

Что стоит за намерениями

Самое крупное исследование связи «намерения — запуск своего дела» проводилось в Швеции с 1991 по 2002 год. Гипотеза состояла в том, что заполнившие психологические тесты шведские студенты откроют бизнес в недалёком будущем, и связь «способности — верный способ их измерения — новый бизнес» будет наконец-то доказана. Но чудо не произошло. 11 лет отслеживания бывших студентов ни к чему не привели.

Обзор научных источников 2017 года бизнес-школы Гарварда «Персональные черты предпринимателя» содержит ссылки и на положительные результаты исследований. Например, в одном из них доказана корреляция между предпринимательскими намерениями и психологической моделью предпринимателя “Big-5”.

Такие черты, как открытость к новому опыту, добросовестность, эмоциональная стабильность и склонность к риску, положительно влияют на намерения стать предпринимателем, а такая черта, как согласие, включающая в себя доброту, скромность, отзывчивость, не показала связи с предпринимательскими намерениями.

Самую большую выгоду от проводимых исследований в сфере предпринимательства получают бизнес-школы. Лучшие из них составляют свои образовательные программы совместно с известными учёными. Часто для этого составляются концепции обучения, или фреймворки. Один из последних — Entrepreneurial competence framework в составе исследования “A Research Agenda for Entrepreneurship Education”, которое вышло в 2018 году.

Entrepreneurial competence framework. Иллюстрация из книги “A Research Agenda for Entrepreneurship Education”
Entrepreneurial competence framework. Иллюстрация из книги “A Research Agenda for Entrepreneurship Education”
77
10 комментариев

Есть подозрение, что можно распознать предпринимателя по результатам. Но это неточно.

13
Ответить

Надо заняться переводом и онлайн тестом :)

4
Ответить

А ссылку на прохождение дадите?

1
Ответить

Если хочешь пройти тест значит не предприниматель.

2
Ответить

Денис, опросник на английском в качестве картинки прикреплен в тексте :) русского варианта нет

1
Ответить

Кто переведет и сделает онлайн опрос?

1
Ответить