Экономические пузыри
Ценовые колебания - это нормальное экономическое явление. Многие люди считают, что рынки являются саморегулирующимися системами. Это отчасти верно. Цена, сформированная продавцами и покупателями, почти всегда отражает справедливую стоимость того или иного товара. Финансовый пузырь является исключением из этого правила. Его появление обычно связано с активностью средств массовой информации.
Зрителя начинают убеждать при помощи "позитивных новостей" и рекламных роликов в том, что некоторый товар или ценная бумага недооценены участниками рынка. Системная рекламная пропаганда приводит к тому, что народные массы начинают покупать "особо ценный" товар в больших количествах. Это в свою очередь подогревает интерес новых потребителей. Начинается "цепная финансовая реакция". Дальнейшие рекламные усилия и "сарафанное радио" приводят к резкому увеличению цены и объёмов торговли. У людей начинается эйфория, им кажется, что стоимость купленного продукта будет увеличиваться вечно. Цена действительно вырастает до совершенно неадекватных значений.
В один прекрасный момент интенсивная рекламная кампания заканчивается. После этого наступает период короткого затишья. У покупателей начинают появляться смутные сомнения и догадки. Маленькая трещина недоверия начинает быстро увеличиваться и превращается в пропасть. Рыночная тенденция резко меняет своё направление. Масла в огонь подливают журналисты и финансовые аналитики. Начинаются массовые продажи "сверхценного" товара. Цена "обваливается" за считанные дни. Люди мечтают только о том, чтобы вернуть хотя бы часть вложенных средств. Стоимость товара падает почти до нуля. Он больше никому не нужен.
Именно этот финансово-психологический сценарий лежал в основе тюльпаномании, краха "доткомов" и финансовых пирамид. Психология толпы не меняется с течением времени. Покупатели похожи на большое стадо, которое часто изменяет направление своего движения. Ни один экономист не может точно назвать причину появления пузырей. Кто-то считает финансовые катаклизмы следствием сговора институциональных инвесторов, другие винят во всём человеческую жадность. Финансовые пузыри часто являются предвестниками глобальных экономических кризисов.
Кризисы случаются раз в 7-10 лет. В настоящее время на рынке как раз предпосылки к этому событию. 10 лет роста без сильных коррекций, сильная перекупленность, торговая война с Китаем, американские санкции практически всему миру, ближневосточные конфликты. В момент кризиса, в такое благодатное для инвестора время, имеет смысл консервативные активы переводить в сильно подешевевшие агрессивные инструменты, которые в последующие несколько лет будут отыгрывать своё падение.
К примеру, после кризиса 2008 года за три года американский рынок дал возможность увеличить стоимость портфеля в 3,5 раза.
Экономический кризис – прекрасная возможность для грамотного инвестора.