Есть ли в России шанс для Кремниевой долины: мнения разделились

«Может или нет», «Когда и где», «Если да, то что нужно сделать, чтобы в России возникла своя Долина (Кремниевая, Силиконовая или скорее Цифровая)» — такие вопросы я задал своей френдленте в Facebook. Их ответы и срез мнений вполне наглядно демонстрируют настроения в российской ИТ-индустрии, в некоторой степени — в стартап-среде и в целом в среде тех, кто занят цифровизацией нашей страны.

Начнём с географии. Я предложил подписчикам выбрать из списка наиболее подходящие города (области, регионы) нашей страны для строительства российской Долины.

В итоге никто не выбрал Иннополис (хотя многие его обсуждали), который, казалось бы, и является первой и единственной более-менее развитой технологической локацией для компаний и технологических стартапов, специально разработанный и построенный для них. Примерно та же участь в комментариях моих друзей постигла и подмосковный проект «Сколково». Почему так? Можно понять из комментариев в обсуждении, но об этом позже.

Участники дискуссии выделили: Калининград, Сочи, Владивосток.

Калининград — близко к Европе, особая экономическая зона, активное развитие региона, регулярное железнодорожное и авиасообщение с Москвой.

Сочи — развитая инфраструктура, доставшаяся «в наследство» после Олимпиады, которую нужно использовать, а также море, горы (географические условия тут, пожалуй, наиболее близки к тем, которые есть в распоряжении калифорнийской Долины).

Владивосток — близость к Азии и максимальная развитость или интеграция с новыми ИТ-лидерами (технологически развивающиеся семимильными шагами страны Азии и тамошние перспективные рынки потребления).

Не все смогли выделить определённый город, многие сходились во мнении, что Долину нужно строить там, где есть кадровая база и научная среда — сильные ИТ-вузы, технопарки. Что важно, и здесь мы как раз можем привести Иннополис в качестве примера, — вокруг потенциальной Долины должна быть инфраструктура — метро, магазины, торговые центры — всё для комфортной и полноценной жизни.

А нужно и возможно ли? Скорее нет, чем да — так оценили мои подписчики возможность и целесообразность возникновения или строительства российской Долины. И привели множество аргументов, с некоторыми трудно не согласиться.

В качестве аргументов в пользу того, что подобная мечта в условии российских реалий скорее и останется мечтой, а не станет былью, назвали:

  • Существование реальной калифорнийской Долины, методично развивавшейся десятки лет при участии государства и бизнеса, — феномен, которому мы можем только подражать, а подражать — плохо.
  • Сегодня нужно смотреть и стараться реплицировать (если вообще в этом есть толк) не столько западные образцы, сколько восточные.
  • Подобную Долину не нужно создавать искусственно, она должна родиться сама тогда, когда придёт время, если вообще придёт. Это решат самостоятельно её потенциальные резиденты.
  • Многие подобные проекты дискредитировали себя, хотя изначально внушали доверие, получали поддержку наших предпринимателей и государства.
  • Быть технологическим стартапером или молодым ИТ-предпринимателем в России невыгодно.

Отмечу, что те, кто считает возникновение российской Долины возможным, называют сроки реализации подобного проекта в среднем от двух до семи лет — именно за этот период в нашей стране должна достаточно развиться инфраструктура для развития цифрового бизнеса, предпринимательства, стартап-направления.

И я бы хотел верить, что это произойдёт как можно скорее. Как и хотел бы верить в то, что Россия в этой области может развиваться самобытно, не копировать другие примеры, а создавать новое. Не стараться догнать уходящий поезд, а попытаться заглянуть в послезавтра (а не завтра), каким-то гениальным образом увидеть там тренды и сделать на них ставку.

Чтобы через десять лет оказаться в числе тех, кто задаёт тренды в выбранных областях, а не лихорадочно старается от них не отстать (или, что ещё хуже, запретить их использование в стране).

Немного статистики. На РИФ 2018 в рамках открывающей панели мы традиционно презентовали главные показатели рунета. Аналитики нашей Ассоциации посчитали и главные показатели индустрии стартапов — делюсь:

  • Около 700 технологических стартапов существует в России на разных стадиях развития.
  • 79% всех российских стартапов находятся в Москве.
  • Согласно оценке Всемирного банка (World Bank’s Doing Business Index), Россия занимает 26 место в списке 190 стран по показателю лёгкости ведения бизнеса.
  • Объём венчурных инвестиций в 2017 году составил $125 млн.
  • 79% российских инвесторов в 2017 году работали с российскими стартапами (на 13% больше относительно 2016 года).
  • 13% российских инвесторов в 2017 году инвестировали исключительно в зарубежные проекты (на 40% меньше относительно 2016 года).
  • 58% вложений всех венчурных фондов было направлено в ИТ-проекты.

Выводы, к которым я прихожу по итогам неожиданно оживлённой дискуссии в Facebook и глядя на цифры наших аналитиков, — всё же умеренно оптимистичны. У России есть потенциал для активного развития предпринимательства и стартапов в ИТ, но мы не совсем к этому готовы. При этом очевидно, что искусственное строительство российской ИТ-долины сегодня — преждевременный шаг.

Необходимо подготовить почву для этого — и в этом процессе должны принимать участие как бизнес-структуры, так и органы власти.

И главное — мы должны как-то договориться (друг с другом, с властью, с международным сообществом), что Россия делает определённую осознанную ставку на высокие технологии: ИТ и «цифра» должны быть признаны новым национальным проектом и вызовом (как когда-то космос, атомная отрасль и фундаментальная наука в Советском Союзе).

77
98 комментариев

Если только силиконовую долину по производству резиновых гандонов.
А так правильно Кремниевая долина, и пока не научатся правильно хотя бы просто говорить, не видать прорыва

13
Ответить

Силиконовая долина по производству гандонов.

47
Ответить
Комментарий удалён модератором

Там ещё венчурные инвестиции забавные... как льготный кредит.

1
Ответить

В текущей олигархо-бюрократической коалиции никакие инновации невозможны по определению.

18
Ответить