Стартапы — это обычный бизнес, бизнес должен приносить прибыль, всё остальное — на ваше усмотрение

Мнение о том, почему не стоит доверять красивым историям успеха.

Зашла сегодня речь у одного бывшего редактора бизнес-изданий (в том числе стартаперских), что во многом успех бизнеса зависит от амбиций основателя, его желания работать на мир. Главным объяснением провала была названа местечковость мышления, что «и так хорошо нам тут».

Та публикация является чередой бреда, который СМИ педалируют ради кликов, ведь всем приятно читать про то, как условный Пупкин придумал что-то гениальное и сразу же вывел на весь мир. Не испугался, не поленился, уговорил инвесторов, победил капиталистов.

Но в жизни таких историй нет. Даже если вы видите суперуспешный стартап уровня Uber, то помните, что после девяти кругов ада ваша карьера как главы компании может закончиться отстранением от дел на фоне потерянных рынков в Китае и России.

Андрей Загоруйко, создатель популярного сайта «Цукерберг позвонит», ныне известный как vc.ru, будучи его главредом, часто задавал мне неудобные вопросы (вполне стандартные для СМИ), на которые нельзя ответить воодушевлённо в стиле: «Да, только за последний месяц наш стартап вырос на 100500%».

Бизнес — это не череда бесконечных успехов, а скорее одна победа на десять провалов. В какой-то момент Андрею стало тесно в своём издании писать о всех этих миллионных сделках. И он решил сам пойти в бой — начать делать стартапы, привлекать инвесторов, продавать дорого доли.

«Всё не то, чем кажется», — любит говорить мой близкий друг. Я с большим уважением отношусь к Андрею, но за три года ни один из его проектов даже не оторвался от земли, тем более не пошёл на мир. Одно дело писать про успех, другое — знать, что это на самом деле.

И вот мы приходим к моему видению, которое я хочу, чтобы каждый из вас для себя отметил.

Стартапы — это обычный бизнес. А в бизнесе главное не размеры раундов и крутость инвесторов, не амбиции захватить мир. Бизнес — это общество для извлечения прибыли. Конечно, акционеры могут отказаться от прибыли, реинвестировать всё и искать внешние источники финансирования. Но это скорее запасной вариант, чем основной.

Главное отличие технологических и, прежде всего, софтверных стартапов от, скажем, кафе или производства сувенирных изделий в том, что у них есть возможность масштабироваться на мир с куда большей эффективностью. Но не бесплатно, не просто в формате «Мы откроем сайт, и со всего мира люди начнут покупать».

Ложные идеалы, продвигаемые СМИ и журналистами, о быстрых историях успеха в итоге привели к состоянию, что я каждый день получаю с десяток писем с презентациями бумажных проектов. Иногда у них даже есть команды.

Но насколько абсурдно это всё может выглядеть, если посмотреть трезвым взглядом: если предприниматель не смог найти или вложить собственные деньги хотя бы в прототип проекта, то чем он отличается от обычного сотрудника, которого можно взять на зарплату — и пусть он делает проект внутри компании?

Тем более такой ситуации нам не представить в случае с поиском денег на открытие кафе или сувенирного бизнеса. СМИ создали этот образ, и он оказался ложным путём для многих.

Ещё раз: стартапы — это обычный бизнес. Бизнес должен приносить прибыль. Прибыль должна расти. Всё остальное — на ваше усмотрение и удачливость.

И закрывая тему про «местечковость»: нет ничего хуже, чем нереализованные амбиции. Как минимум вы можете расстраиваться, что не вышли на глобальные рынки, а как максимум — вообще потерять свой бизнес, потому что уйдёт фокус с основных задач на другие.

Все крутые компании на глобальном рынке, что я знаю, начинали именно с локальных побед. И только после них выбирали страны и рынки для следующего шага, тщательно взвешивая риск и реворд.

СМИ часто в качестве иллюстрации глобального мышления кивают на Израиль, якобы вот как надо работать. Забывают только, что система создавалась 50 лет, и повторить её так же сложно, как, например, создать вторую Google. И если русские компании хотят выходить на мир, то надо искать свой формат, а не делать то, что умные евреи научились строить идеально. 15% капитализации Nasdaq приходится на компании с корнями в Израиле.

Пора перестать фантазировать, что кто-то даст деньги под презентацию, тем более сразу на глобальный проект. Под бумагу получают инвестиции только те, кто имеет крутую репутацию и команду, а инвесторы не хотят ждать лишний год, пока стартап дойдёт до своего MVP.

Вкладывайте в бизнес свои сбережения, вовлекайте друзей и семью, как можно быстрей добегайте до первых клиентов, слушайте их мнение, адаптируйте продукт, фиксируйте данные, заново ищите деньги. И так раз десять, а потом уже можно и подумать немного о глобальном.

P.S. В комментах спрашивают, какой из наших проектов попадает под категорию зарабатывающих, а не ждущих инвестиции, бизнесов. Приведу один из самых ярких – Dogsy, https://dogsy.ru/ – сервис передержки собак, пока вы отдыхаете, вашим питомцем занимаются догситтеры.

С самого начала мы развивали Dogsy на собственные деньги, очень экономно, просчитывая каждый шаг. За три года мы дошли до показателей в 6000 исполнителей в 66 городах России. Для нас уже нормальным является цифра в 500 собак в день, иногда доходим и до 1000. Несложно посчитать, что оборот при средней стоимости дня в 600 рублей, по итогу транслируется в ранрейт 100 миллионов. До сих пор у нас не было ни одного инвестора, потому что основатели считают, что могут еще тянуть бизнес своими силами.

9090
134 комментария
Комментарий удалён модератором

Вся статья умещается в заголовок. И написана как ответ на то, что "бизнес должен масштабироваться, а не быть местечковым". Мой ответ – прибыль лучше делайте, а не амбиции качайте.

6
Ответить
Комментарий удалён модератором

Это возмущение, как возмущался Тиньков: сделали костыльный MVP и уже оценивают его в 2 млн. долл., не зная объема рынка, аудитории, четкой бизнес-модели

Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

Ты сначала 10 проектов провали, вот тогда и поговорим!

3
Ответить

А в чем претензия автора статьи к Вам?
Я не понимаю о чем вообще срач в статье.

1
Ответить