Почему 90% готового бизнеса при покупке убыточные? ГЛАВА 2

ГЛАВА 2

Мифы о проверке бизнеса и рекомендации перед покупкой.

Итак, как же их проверить, этих зверей (мошенников, аферистов и недоброкеров)? И, замочить, чтобы в дальнейшем не иметь с ними дела и не прокалываться. Что такое проверка бизнеса? О чем вам говорят все официальные источники?

Юридическая проверка.

Спросите у любого юриста. Только не у того юриста, который у вас будет брать деньги за консультацию. Понятное дело, что он накрутит себе цену настолько, насколько усугубит положение ваших дел – он в этом заинтересован. Спросите у незаинтересованного компетентного юриста, который вам ответит абсолютно откровенно: юридическая проверка вам никогда не покажет полностью всю подноготную бизнеса. Информация берется для нее из открытых источников. Поэтому, если есть возможность при покупке бизнеса не брать у собственника ООО – не берите. Если там нет никаких ценных активов на нем (обществе), будь то лицензии, в некоторых случаях долгосрочный договор аренды или какие-то эксклюзивные отношения - не берите. Рассматривайте покупку долей в самом крайнем случае, в самом крайнем случае! У каждого ООО есть какая-то своя история, называемая «историческими рисками. И они могут перейти и к вам. Вам это не надо, правильно!? Тем не менее, юридическая проверка никогда вам не даст всей подноготной. И это надо понимать. Я уверен, что вы это понимаете, просто, не обманывайте себя. Смотрите фактам в глаза. А вот правильно составленный договор купли-продажи может решить подобные проблемы. Но сам факт будет неприятным.

Аудиторская проверка.

Один мой приятель, который работает в компании KPMG (одна из большой четвертки) говорит, что «Сань, не только в малом, и не только микро и в среднем бизнесе накручивают показатели, даже в M&A-сделках ( от ста миллионов долларов) всегда можно повлиять на показатели, как и вверх, так и – вниз. В зависимости от того, какая сторона платит. Поэтому, я вам не рекомендую доверять аудиторским проверкам. Тем более, запомните – аудиторы, юристы, это в основном такая категория помощников, которая получая от вас деньги, будут все больше-больше и больше накручивать проблем, как на удочку. Для того, чтобы вы им платили-платили-платили дальше. Поэтому, просто сохраняйте бдительность. Это не значит, что вам не надо обращаться ни к тем, ни к другим. Естественно, эти люди ценны и необходимы. Я очень ценю их, люблю их работу, особенно когда они действуют профессионально. Но, тем не менее, сохраняйте бдительность, и все-таки, все-таки, опирайтесь на психологию и на личное общение с собственником. И на избирательное отношение к брокеру, с которым вы будете работать. Брокеры нужны, поверьте, мне, если мы говорим о действительно компетентных. А юристам, бухгалтерам и аудиторам надо доверят наиболее узкопрофильные моменты, если таковые возникнут, конечно.

Следующее – бухгалтерия.

Ну, не для кого ни секрет, что бухгалтерию подделывают. Как сдачи налогов – так и для подтверждения прибыли в бизнесе.

Управленческая отчетность в виде exel-таблицы– это, вообще, трэш. Оставим без комментариев.

Мамой клянусь и другие "веские" аргументы, понятное дело. Никогда не доверяйте этим обещаниям.

И, причина продажи. Забудьте об этом – какая причина продажи!? Вы можете это спросить, только так – ради праздного любопытства, из человеческих отношений. Кстати, на счет человеческих отношений. Запомните, в наше время, и во все времена, если убрать декорации и прочую мишуру, которую придумали люди сами же себе для того, чтобы усложнить жизнь, всегда сохранялось обычное человеческое общение. Через общение решается все. Через общение разоблачают негодяев. Через общение поднимают победителей вверх. Через общение люди становятся лидерами. Через общение получают ценные контракты, ценные знакомства. Через общение люди получают все. Поэтому, запомните: главное – общение. Главное – психология. Особенно, когда мы говорим о бизнесе из категории микро, малый бизнес - до 10 миллионов. Да, в принципе, во всех категориях…

Рекомендации перед покупкой.

1. Правильно определить направление.

2. Пообщайтесь с экспертом из данной области.

3. Посмотрите финансовую модель. Сейчас все есть в открытых источниках в интернете.

4. Почитайте законодательную базу.

5. Рассчитайте финансовую подушку.

И еще раз подумайте: «А надо ли оно вам?» Поймите, бизнес вы покупаете себе, поэтому, вы должны разбираться в данном вопросе. Ну, хотя бы для того, чтобы понимать: «А надо ли оно вам?»

Как определить направление?

Очень просто!

Две плоскости. «А» и «Б».
Две плоскости. «А» и «Б».

«А» - это ваши компетенции. И «Б» - те направления, которыми бы вы хотели заниматься. И, вот на пересечении этих двух плоскостей и есть те направления, которые вам подойдут в данный момент.

Вдруг две этих плоскости между собой не пересекаются – такое тоже может быть. Вы просто решили поменять жизнь на 180 градусов. Из военного уйти в байкеры, как мой отец. Поэтому, вам надо определить популярное направление.

Самое интересное, что ТОП-вый площадки из года в год публикуют приблизительно одни те же направления.

Розничная торговля – самое популярное направление. Осторовки в ТЦ, магазинчинки, точки и т.д. Это цветы, подарки, сувениры, искусственные волосы, продовольственные магазины и т.д. Очень просто проследить закупки у поставщиков, просмотреть z-отчеты, накладные и т.д.

Интернет-проекты. Здесь, в принципе, можно увидеть всю отчетность. Увидеть, насколько этот сайт трастовый, насколько хорошо прошла рекламная компания. Какая там конверсия, какой канал наиболее эффективен и т.д. В интернет-проектах все очень круто прослеживается. На это можно повлиять, если найти хороших специалистов.

Дальше – бьюти-индустрия. Естественно, салоны красоты, ногтевые студии, наращивание волос и т.д. Это всегда будет в тренде, там тоже все прозрачно и там тоже все очень предсказуемо. Оправляйтесь к квалифицированным брокерам и берите это направление – не промахнетесь. Это ликвид, который всегда пользуется спросом.

Общепит. Что касается небольших кафешек, баров, пекарен, кофе с собой и т.д. Т.е., общепит, но небольшого формата.

Мойки, автосервисы и другие услуги. Но, не узкопрофильные. Не бухгалтерские. Не сертификация. А, что-то такое, что вы впоследствии сможете продать.

И, основной критерий ликвидных объектов – это минимальные постоянные издержки и легкость входа. Направление должно быть легким, удобным для всех. Из основных издержек должна быть только аренда. Ну, и какие-то другие постоянные расходы. Сотрудники, желательно, чтобы были на сделке. Если это интернет-проект, то вы и за аренду не платите, но здесь есть реклама. Тем не менее – минимальные постоянные издержки, и легкость входа - все, что надо, для того, чтобы определить свое направление.

Когда у меня покупатели, инвесторы спрашивают о том: «Александр, а как вы думаете, может быть, сейчас взять бизнес в аренду?» Я не рекомендую брать бизнес в аренду. Потому, что при взятии бизнеса в аренду вы платите тройной депозит, если вы все делаете правильно. И, в любом случае – это будет субаренда. Т.е., по сути дела, надо либо пересматривать этот договор с дальнейшим выкупом. Либо же отставить этот вопрос, если вы не являетесь экспертом в данном направлении. Естественно, если вы являетесь мастером – можно взять какое-то кресло и салон красоты в аренду и развивать его, но, опять же, думайте о будущем. В какой-то определенный момент собственник может вам сказать: «Спасибо за работу. Дальше – мы сами. До свидания». Не будьте «на птичьих правах», скажем так, продумывайте свое будущее заранее.

Скепсис у меня также вызывают нарисованные показатели во франшизах. Особенно, когда видишь неадекватное соотношение дохода и стоимости. Впрочем, как и готовом бизнесе, но во втором случае мы может видеть историю и наблюдать тенденцию. А франшизы в наше время – отличный способ заработка, но не для их обладателей, к сожалению.

В следующей главе мы с вами рассмотрим «важные моменты» о которых надо расспрашивать собственников-продавцов бизнеса.

11
4 комментария

"Итак, как же их проверить, этих зверей"

Прошу на наших меньших не наезжать беспричинно.
"Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак"
Я кошатник, но смысл тот же. Спасибо!

2
Ответить

А ведь кто-то читает подобные советы(((
Кафешки - реньабельные никто не продаст, а все остальное может быть выгодно только при работы вчерную и постоянном личном присутствии
салоны красоты - все зависит от мастеров и честности администратора, но лучше сидеть самому
шиномонтаж - только на словах прибыльно, надо дополнительно торговать шинами ( а их нужно покупать очень дешево, т.е. за нал и на стоках ) и опять сидеть самому
интернет-магазин - если разбираетесь, то проще делать самому, а не разбираетесь : помните: продвижение - как предыдущий хозяин все это делал???, СРМ-ка какая? хостинг- какой??, контент-менеджер чем он занимается на работе?? И опять если что-то хотите чтобы получилось - делайте сами
Вывод: покупка готового бизнеса - это способ купить себе работу с непонятной ЗП
Покупать можно только производство или конкурентов задешево ( про розничную торговлю я не пишу ничего)

Ответить

Все бизнесы проданные Тиньковым и пельмени и пивной завод потом закрылись.
Ахах! Спасибо, понятно чему Вы учите!
искать "недооцененный" бизнес, (вопрос где?)
затем самое мутное :
""Где взять управляющего? (нескромный вопрос : у Вас у самого то он есть??? или Вы его потом возьмете?) Все мои знакомы, которые хотят отойти от дел - многое бы отдали за надежного управляющего. Какую зп этому управляющему положить? если бизнес стоит несколько миллионов руб. , то обороты невелики, то надо управляющего брать в долю, объяснять что бизнес на продажу через несколько месяцев((( "ты парень пока поработай за идею..."
СРМ - КАКУЮ???????????? 1С- Битрикс? - она вместе с внедрением стоит от 200т. руб. и подходит только для бизнеса типа Атиброкер или продажа самого 1С-Битрикс
Агрегаторы:???? Яндекс-Маркет - один всего , остальные не работают, он подходит ( прибыль чтобы была а не только затраты )для левых и серых контор типа Плеер.Ру ( к которых изначально дешевый товар, но тут противоречие : Вы пишите "И запомните, друзья: ЧЕСТНЫМ БЫТЬ ВЫГОДНО!"
купонаторы - я не хочу Вас обижать....""
Выполнив эти инструкции (управляющий, СРМ, купонатор) - опять на Авито выставить это все на продажу, при условии, что сотрудники, узнав, что их как крепостных или невольников из Африки, вместе с управляющим, несколько раз туда-сюда продают, будут терпеть и покорно работать.
Я видимо очень дремучий человек ( купить за 1.5 млн ЧТО-ТО затем вложить не менее миллиона и продать за 2 млн.)
СКОЛЬКО СТОЯТ Ваши курсы?

Ответить
Комментарий удалён модератором