Пока всемирные массы обсуждают сенсационный провал, а "аналитики" объясняют его неожиданность, просто продублируем текст прогноза годовой давности:"Почему Фейсбук не стоит покупать? Потому что сильно дороже не будет"1. ФБ такая же инфраструктурная компания, как оператор сотовой связи, водопровода или доски объявлений. У нее есть предел покрытия, и предел рентабельности.Фейсбук близок к обоим, если уже не достиг их.2. В мире более чем достаточно инфраструктурных компаний, чистая прибыль которых больше Фейсбука.Например, сотовые операторы Verizon и China Mobile прибыльнее Гугла, и каждый из них почти вдвое прибыльней Фейсбука. Их P/E ratio и есть долгосрочный ориентир для капитализации ФБ."Позвольте", — скажете вы нам, "какие-такие сотовые операторы с канализациями? Фейсбук — “новая экономика”, и там такие P/E считают, что чудеса и леший бродит, и русалка на ветвях сидит с триллионами наизготовку".Увы и ах, дорогие читатели. "Для высокотехнологичных отраслей среднее значение P/E существенно выше, потому что инвесторы готовы сегодня переплатить за прибыль компании, поскольку они уверены в том, что за такой же промежуток времени прибыли этих компаний будут расти со значительно большей скоростью, чем прибыль компаний традиционной экономики." theomniguild.comА поскольку "значительно большая скорость" уже позади, то и ИТ-мультипликаторы рано или поздно вернутся к среднему значению.3. При этом долгосрочные рыночные перспективы Фейсбука весьма неопределенны.Отсортируем лидеров "новой экономики" по степени возрастания прочности рыночной позиции:C. Эппл контролирует терминал, средство доставки информацииВ реальности — чистая мода. Фантастические миллиарды Эппла суть следствия маркетинговой гениальности Джобса.B. Фейсбук контролирует площадку обмена информацией.Позиция много проще и прочнее эппловой (и потому для ее занятия Цукербергу гениальности не потребовалось, хватило везения и наглости). Однако трафик площадки тоже сильно зависит от медийной моды: сегодня котиков постят в инстаграме, а завтра в еще каком-то тайм-киллере.A. Гугл контролирует доступ к информации.Конечно, он контролирует и Андроид — средство доставки, и разного рода площадки типа Ютьюб — но это все вторичные служебные инструменты для поддержания в рабочем состоянии Главного и Окончательного оружия.Как бы ни менялась мода на смартфоны (или нейроинтерфейсы в будущем), будут ли школьницы будущего размазывать слезливые сопли в инстаграме, вконтактике или голографической дополненной реальности, Гуглу это совершенно безразлично.Единственное, что может (может!) угрожать Гуглу — это фундаментальные прорывы в обработке информации. Например, появление квантового компьютера.Тогда на время рынок оттает, и для конкурентов Гугла появится окно возможностей. Пока рынок не замерзнет заново.