Однажды в застольной беседе мне рассказали об успехах стартапа в сфере IT. Звучала история так. Три вчерашних школьника, в одном на всех амбициозном желании, пустились в своё первое путешествие по морю приложений для мобильных.Грозы в рыночном океане никакой не было, все трое жили на обеспечении мам и пап. Так что классическая концовка: "Будь попрочнее старый таз, Длиннее был бы мой рассказ", не про них. Молодые разработчики добрались до желанного берега. Их приложение купила крупная рыба рынка, и своё двадцатилетие ребята встречали уже состоятельными людьми. Согласитесь, что история звучит достаточно убедительно и многие из вас приняли рассказанное на веру без дополнительных вопросов.А зря.Будь у вас в репертуаре навык говорить себе "недостаточно данных" для выводов, вы бы не торопились с умозаключениями.Поясню на элементарном примере:Новый сотрудник легко идёт на контакт с новыми людьми, с отличной самодисциплиной, умеет подать себя, одним словом, "презентабельный". Проверили его умения, владеет всеми нужными нам программами, на стажировке без нареканий, дело знает. Оформляем? Присмотрелись к человеку, видно, что не инициатор-застрельщик, не продолжатель-пахарь, а критикан-реформатор. Достал всех. Увольняем? Кто виноват, что его приняли? Может, лучше переведём на участок, где его реформаторство будет приносить пользу? Или отрядим руководить отделом контроля качества?На новом участке достал всех, но в итоге уровень качества вырос. Значит, не виноваты, а молодцы? Или виноваты, что сразу не направили на тот участок?На каждом этапе у нас недостаточно данных для однозначного умозаключения.Вернёмся к стартапам.- Расскажите мне, где и как купил, обстоятельства встречи с инвестором, - полюбопытствовала я.Инвестора подвёл к одному из бывших школьников двоюродный дядя. Дядя - бывший член Совета директоров в организации, где теперь работает дочка инвестора.Нет, решение инвестор принимал, конечно, сам. Но ключевой механизм удачи стартапа - связи, а не инновационная эксклюзивность продукта, как представляли дело застольной беседе.Недостаточно данных - почему?Память умеет запоминать и забывать, демонстративность умеет показывать и прятать от любопытных глаз подальше, психологические защиты умеют утаивать от сознания неудобные эмоции и сведения, мышление умеет выделять в материале главное и второстепенное.Это создаёт подачу материала.Слова "недостаточно данных" помогают вам держать в голове картинку в целом. И задавать неудобные вопросы - самому себе и другим.Слова "недостаточно данных" обращаются напрямую к вашему критическому мышлению. Ведь именно оно начинает соображать, как эти недостающие данные всё-таки раздобыть.А что будет, если не задумываться?Про это написана не одна печальная история. Ну вот вам, из свежих, про малый бизнес.Как я уже говорила, у меня есть аккаунт на Пикабу. 84 дня сайт с интересом следил за развитием проекта "Пумпошка", обсуждая "недобизнесменов". Я хотел сломать систему, работая на доверии. В итоге система сломала меня. Мы не можем продолжать работать на этой точке. Как дела пошли в гору, мне стали намекать, что аренда в 60 000 маловата. ...Я погорел на самом очевидном. Будет мне уроком.TomasSergio, ПикабуК чести автора, он прямо написал: "Точка больше не принадлежит мне и моей команде". Он скрепил договор об аренде рукопожатием, и только.У него было недостаточно данных о том, с кем он заключает партнёрство. Увы.Итак, подытожим:Стартап - это по определению интересные идеи, новизна, перспективные начинания, неукротимый поток желаний, устремлённый в будущее. Он сам по себе соткан из неизвестности и неведомого.Привычка "бытия в недостатке данных" может обернуться против вас.Для принятия решения необходима достоверная и достаточная информация. Слова "недостаточно данных" обращают наше внимание на то, что информация может быть неполной. Они - кнопка, которая включает ваше критическое мышления.А какое дело психологу до всего этого? - полюбопытствует неравнодушный читатель. А у психологов работа вся зиждется на неуловимости понимания. И слова "недостаточно данных" для выводов у психологов, можно сказать, любимые.Каждый из нас имеет дело с информацией о людях. Её можно разделить на то, что:1) мы знаем о себе, и другие это о нас знают;2) мы знаем о себе, а другие о нас не знают;3) мы не знаем о себе, и никто другой этого не знает;4) мы не замечаем за собой, а другие примечают это и знают о нас.Иными словами, это репутация, секреты, работа психологических защит и слепое пятно в самовосприятии. Было, есть и будет у каждого.Про фантазии всемогущества и всеведения - как-нибудь в следующий раз.
Комментарий недоступен
Ага :) Это уже слово-пароль, а не фраза. Адекватные люди по ней узнаются