Инвестиционные идеи: транспорт будущего Hyperloop

United Traders продолжает рассказывать о проектах, в которые стоит инвестировать. Сегодня об инвестициях в транспорт будущего – компанию Virgin Hyperloop One.

Инвестиционные идеи: транспорт будущего Hyperloop

Hyperloop — проект суперскоростного вакуумного поезда для перевозки пассажиров и грузов. Первая подобная идея была предложена Робертом Годдардом еще в 1909 году, но только сейчас сложились нужные для реализации обстоятельства — технологические возможности и экономическая целесообразность.

Идея проекта

Известный революционными проектами Илон Маск представил свое видение технологии в 2013 году. По замыслу Маска, Hyperloop совершит революцию и станет пятым видом транспорта после кораблей, поездов, машин и самолетов, но при этом будет быстрее самолета и дешевле поезда, не будет зависеть от погоды и выбрасывать вредных веществ.

Hyperloop также поможет уменьшить дисбаланс цен на недвижимость и снизить остроту проблемы перенаселения — людям необязательно будет жить так близко к работе, как раньше.

Инвестиционные идеи: транспорт будущего Hyperloop

Технология

Hyperloop представляет собой стоящий на опорах стальной трубопопровод, внутри которого создан почти вакуум для меньшего сопротивления воздуха. Благодаря технологии магнитной левитации — подъема объекта только с помощью магнитного поля — и отсутствия трения внутри будут двигаться капсулы с пассажирами и грузами со скоростью до 1220 км/ч.

Такие капсулы могли бы ездить так же регулярно как метро, а значит пассажиру не потребуется покупать билет заранее. Для работы трассы предполагалось использовать солнечную энергию из панелей расположенных прямо на трубе, а строительство должно быть в разы дешевле традиционных скоростных железных дорог. При этом излишки вырабатываемой энергии могут продаваться, что создаст дополнительный источник финансирования проекта.

Официальное видео проекта

Время в пути

На сайте Hyperloop опубликован калькулятор времени путешествия в капсуле в сравнении с другими видами транспорта. Путь между Парижем и Мадридом составил бы 1 час 16 минут, между Москвой и Санкт-Петербургом — 48 минут.

Инвестиционные идеи: транспорт будущего Hyperloop

Virgin Hyperloop One

Старт компании был дан после обсуждения идеи между Маском и его другом Шервином Пишеваром в 2012 году. Именно Пишевар подтолкнул Маска к публикации идеи. Первоначально Маск объявил, что у него нет возможности заниматься одновременно Tesla, SpaceX и Hyperloop, но после разговора он решил не патентовать технологию, а представить ее публично и пригласить всех желающих к реализации.

Благодаря этому появилось несколько конкурирующих проектов – Hyperloop Transportation Technologies, Virgin Hyperloop One, SpaceX, Arrivo и другие. Мы расскажем о Virgin Hyperloop One.

Основатели, руководство и бренд

В 2014 году компания была организована близкими к Маску звездами Кремниевой долины и называлась Hyperloop Technologies.

  • Шервин Пишевар — основатель, первый инвестор Uber и владелец фонда Sherpa,
  • Джо Лонсдэйл — сооснователь Palantir,
  • Питер Диамандис — основатель Space Adventures,
  • Дэвид Сакс — бывший исполнительный директор Paypal и основатель Yammer, проданного Microsoft за 1,2 млрд $.

В 2015 году в состав акционеров вошел фонд владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, Caspian VC Partners, который инвестировал около 100 млн. $ в компанию, а также крупнейший в мире портовый оператор DP World, вложивший 50 млн. $.

В июне 2015 компания объявила о назначении на должность CEO бывшего президента по продажам и разработкам Cisco Systems, Роба Ллойда.

В мае 2016 во избежание путаницы с другим проектом Hyperloop Transport Technologies компания была переименована в Hyperloop One. Руководство хотело подчеркнуть, что компания является первой и единственной, выстраивающей полную систему Hyperloop.

В октябре 2016 было объявлено о новом члене совета директоров – президенте дубайского DP World, оператора третьего по величине порта в мире, что добавит компании важные компетенции в логистике и реализации крупнейших проектов.

В январе 2017 компания назначила Брента Каллиникоса своим CFO. Однако вскоре Каллиникос покинул пост, оставшись в роли советника компании. Его место занял вице-президент по финансам Аксель Мартинес, который ранее работал с Каллиникосом в Uber и Google.

В октябре 2017 стало известно, что известный предприниматель и миллиардер Ричард Брэнсон стал крупнейшим акционером и вошел в состав совета директоров. По мнению руководства компании это позволит ускорить коммерциализацию проекта и упростить привлечение финансирования от новых инвесторов. После этого компания была переименована в Virgin Hyperloop One.

В декабре 2017 компанию из-за обвинений в сексуальных домогательствах покинул ее основатель Пишевар. Он заявил, что намерен сосредоточится на восстановлении своей репутации и тяжбах с компаниями, которые развязали против него информационную войну. Место председателя совета директоров занял Ричард Брэнсон.

В июне 2018 арестованный Зиявудин Магомедов, фонд которого вложил в компанию 100 млн $, вышел из совета директоров. Таким образом, компания минимизирует репутационные риски. Возможно, что доля Caspian VC будет продана другим инвесторам.

Компания планирует использовать в первую очередь модель IP-провайдера (intellectual property), то есть будет продавать права на использование своих запатентованных технологических решений, которые будут приносить основную часть выручки, а финансировать конкретные проекты в основном будут внешние инвесторы, в том числе государство. Первый проект планируется реализовать в 2021 году.

Развитие и инвестиции

Первый и второй раунд финансирования

В феврале 2015 компания привлекла первые 8,5 млн $. Стартовый раунд инвестиций возглавил фонд Пишевара Sherpa Capital.

В мае 2016 года было проведено первое испытание двигателя для Hyperloop. Специальные сани на рельсах разогнались до 219 км/ч за 2,2 секунды на открытом воздухе. Тогда же компания объявила о втором раунде финансирования в размере 80 млн. $ и партнерстве с такими компаниями, как Aecom, Deutsche Bahn, KPMG и другими для развития глобальной экосистемы Hyperloop, состоящей из лучших экспертов в областях транспортной инфраструктуры, проектирования, дизайна, архитектуры.

Видео первого теста

В июле 2016 компания открыла первое в мире производство компонентов для Hyperloop площадью 18 000 м2 в Северном Лас-Вегасе, что позволяет максимально оперативно проводить исследования для снижения стоимости технологии прямо у себя дома. Здесь производятся оборудование и компоненты, требующие высокой точности и ухода, используемые в системе двигателя.

Съемки с завода в Лас-Вегасе

В мае 2017 года было проведено первое полноценное испытание системы в пригороде Лас-Вегаса. Протяженность участка составила 500 метров, пассажирская капсула смогла развить скорость 113 км/ч. Капсула XP-1 длиной 8,5 метров скользила по трассе, используя магнитную левитацию, которую ограничивает аэродинамическое сопротивление, и в теории позволяет достигнуть скорости в 1223 км/ч. Как сказал Пишевар: «Достигнув состояния вакуума, мы создали свое собственное небо в трубе, такое же, как вы бы находились в полете на высоте 61 км над уровнем моря».

Тест системы в Лас-Вегасе

В июле 2017 Virgin Hyperloop One смогла побить очередной рекорд скорости капсулы среди всех конкурирующих проектов на тот момент — 310 км/ч в трубе длиной 500 метров. Давление внутри трубы было эквивалентно давлению на высоте 6 096 метров над уровнем моря. Компания сообщает, что все системы, включая двигатель, электронику, вакуумный насос и механизм магнитной левитации, работали во время испытания хорошо. Компания ставит целью достичь 402 км/ч на этом участке. Для дальнейшего увеличения скорости потребуется большая длина трассы.

Тест капсулы

Третий и четвертый раунд финансирования

В сентябре 2017 компания привлекла ещё 85 млн. $ инвестиций. В результате общая сумма инвестиций составила 245 млн. $, а оценка стартапа превысила 700 млн $.

В декабре 2017 компания смогла повысить скорость капсулы до рекордных на данный момент 387 км/ч. Тогда же было объявлено об очередном раунде финансирования на 50 млн. $ (общая сумма инвестиций достигла 295 млн $) и назначении Брэнсона президентом компании.

Видео теста

В январе 2018 было объявлено о создании демо-версии приложения для пассажиров от HERE Technologies, в котором они смогут спланировать, забронировать и заплатить за путешествие на Hyperloop и на других видах транспорта.

Это не просто приложение для путешествия на Hyperloop из точки А в точку Б, а возможность оптимизации планирования путешествия от начала до конца на разных видах транспорта. Приложение поможет пассажирам в навигации вплоть до входных дверей в торговых центрах и аэропортах. По аналогии с навигаторами, можно будет выбирать самые быстрые, самые дешевые и самые зеленые маршруты. Приложение будет представлено публике в этом году.

Инвестиционные идеи: транспорт будущего Hyperloop

Маршруты

В мае 2016 компания объявила конкурс Hyperloop One Global Challenge и начала принимать заявки на использование системы Hyperloop. Через год были выбраны 10 потенциальных маршрутов:

  • Шайенны–Денвер–Пуэбло, США
  • Чикаго-Коламбус-Питтсбург, США
  • Даллас-Ларедо-Хьюстон, США
  • Майами-Орландо, США
  • Бенгалуру-Ченнай, Индия
  • Мумбаи-Ченнай, Индия
  • Эдинбург-Лондон, Великобритания
  • Глазго-Ливерпуль, Великобритания
  • Мехико-Гвадалахара, Мексика
  • Торонто-Монреаль, Канада

Первый маршрут находится в Колорадо, где компания уже заключила партнерское соглашение с местными властями и инжиниринговой компаний Aecom. Компания проведет технико-экономическое обоснование строительства трассы: оценит спрос, экономические выгоды, возможные маршруты, вопросы с регулированием и согласование с остальными видами транспорта.

Россия

В июне 2016 года на Петербургском Экономическом Форуме компания подписала меморандум о сотрудничестве для оценки целесообразности применения технологии для транспортировки пассажиров между аэропортами Москвы и развития сообщения с новой Москвой. Незадолго до этого Российский фонд прямых инвестиций принял участие в финансировании компании. Также компания ведет переговоры с РЖД о возможностях применения технологии в России.

Финляндия

В июле 2016 Hyperloop совместно с KPMG представил расчеты по проекту 500-километрового маршрута между Хельсинки и Стокгольмом, время в пути по которому займет 28 минут вместо 3,5 часов на самолете. Строительство внутренних частей пути по оценкам займет около 8 лет, еще 4 года уйдет на соединение стран между собой. При этом внутренние части пути смогут функционировать еще до полного завершения проекта, что снизит риски для инвесторов.

Общая стоимость проекта оценивается в 19 млрд. евро, включая подводный туннель через Аландские острова, стоимостью в 3 млрд. евро (36,7 млн. евро за 1 км пути). Годовая выручка должна составить 1 млрд. евро, операционная прибыль 814 млн. евро при прогнозе 42,7 млн. путешествий в год и цене билета в 25 евро.

Инвестиционные идеи: транспорт будущего Hyperloop

Китай

В сентябре 2016 года на Восточном экономическом форуме был представлен проект строительства ветки Hyperloop по маршруту Хунчунь (Китай) – порт Зарубино протяженностью 65 км. По планам строительство займет 5 лет, по маршруту можно будет перевозить до 19 млн. тонн зерна. Средняя скорость капсул в рамках проекта составит около 740 км/ч, сумма инвестиций оценивается в 30-40 млрд. рублей.

Индия

В феврале 2018 компания заключила соглашение о строительстве трассы между городами Пуна и Мумбаи. Компания планирует потратить 6 месяцев на исследование проекта, 2-3 года — на возведение демонстрационной трассы и 5-7 лет — на полноценную дорогу. Путь между городами займет 25 минут вместо 2 часов на машине, а пассажиропоток составит 150 млн. пассажироперевозок в год. Кроме того, это позволит снизить выбросы парниковых газов на 150 000 тонн.

По расчетам экономический эффект от 30-летней работы трассы составит 55 млрд. $ за счет социально-экономических преимуществ (меньшее время на поездку, уменьшение выбросов вредных веществ и аварий, снижение операционных расходов и т.д.) Пока это самый экономически эффективный проект из исследованных на данный момент.

По последним данным, исследование завершится к ноябрю, а строительство тестовой трассы планируется начать уже в конце 2018 года.

Грузовые перевозки

Технология позволяет перевозить не только пассажиров, но и грузы. Причем реализация перевозки грузов может быть намного проще в силу меньших требований к безопасности.

В апреле 2018 компания совместно с портовым оператором и инвестором компании из Арабских Эмиратов DP World объявили о создании совместного предприятия под названием DP World Cargospeed. Компания будет заниматься перевозками грузов, требующих быстрой доставки: свежая еда, медицинские товары, электроника и другие. Транспортировка грузов со скоростью авиаперевозок по стоимости автомобильных по планам компаний произведет революцию в логистике.

Сейчас воздушные перевозки занимают всего 1% тоннажа мировой торговли и 35% стоимости. Дальнейшее расширение этого сегмента ограничивается возможностями аэропортов. Предполагается, что Hyperloop может занять долю рынка авиаперевозок, а также встроиться в существующие транспортные модели. Новый способ доставки позволит сократить запасы товаров и площадь складских помещений на 25%.

Грузоперевозки Hyperloop One

Капсула

В феврале 2018 транспортные власти ОАЭ представили в Дубае прототип будущей капсулы, которая будет использоваться на маршруте между столицей Абу-Даби и крупнейшим городом страны Дубаем. В планах властей перевозка около 10 000 пассажиров в час в оба направления. Конкретные сроки запуска пока не называются, так же как и цены на билеты. Внутри капсулы не будет окон, но для пассажиров будут доступны интерактивные развлекательные экраны. Капсула будет разделена на 2 класса – Gold для 5 пассажиров и Silver для 14.

Прототип капсулы

Критика и скепсис

Как любая технология, Hyperloop изучается со всех сторон: экономическая эффективность, влияние на окружающую среду и, конечно, техническое обоснование. Некоторые исследователи ставят под сомнение саму возможность её реализации.

Больше всего вопросов связано с почти-вакуумом внутри трассы Hyperloop. Нынешнее техническое описание предполагает единый объем на протяжении всей трассы. Если посчитать трассу длиной 600 км и диаметром 2 м, то ее внутренний объем будет в 50 раз превышать объем самой большой существующей вакуумной камеры в мире (Space Power Facility NASA) и в 100 раз – объем Большого Адронного Коллайдера. Пока неочевидно, каким образом разработчики Hyperloop собираются откачивать столько воздуха.

Один из важнейших скептических вопросов про Hyperloop – безопасность. Трасса с почти-вакуумом внутри – идеальная цель для террористов, которым будет достаточно разгерметизировать ее в одном месте, чтобы привести к каскадному отказу системы с неизбежной гибелью всех находящихся внутри пассажиров и разрушением инфраструктуры. Обеспечить круглосуточную охрану на всей дистанции – задача нетривиальная. Кроме того, очевидно, что меры безопасности при посадке на Hyperloop ничем не будут отличаться от таковых в аэропортах, что нивелирует скоростное преимущество перед авиатранспортом.

Одновременно возникает вопрос об обоснованности обеспечения вакуума в Hyperloop. По идее, это снизит аэродинамическое сопротивление почти до нуля. Однако сама проблема с сопротивлением порождается концепцией многочисленных отдельных капсул внутри трассы. Из существующего транспорта самое низкое эффективное аэродинамическое сопротивление – у железной дороги, что достигается сцеплением вагонов в состав, в результате чего фактически атмосферный воздух воздействует только на локомотив.

Наконец, нет ответа на вопрос о тепловом расширении стальных труб под воздействием атмосферной температуры. 600-км трасса удлинится на 300 метров при росте температуры от 0 до 40 градусов по Цельсию, и это без учета деформаций, связанных с неравномерным нагревом по окружности трубы.

Исходя из этого вероятность того, что Hyperloop будет работать в том виде, как описывается сейчас — крайне мала. Скорее всего, проект будет существенно дорабатываться. Однако это не отменяет того, что Hyperloop двигает вперед технический прогресс, а инвесторы имеют шанс заработать на повышении капитализации компании.

Исследование возможности технической реализации Hyperloop

Выводы

На начальной стадии идеи Hyperloop многие отнеслись к ней скептически: высказывались сомнения в экономической целесообразности, безопасности для пассажиров и способности вынести перегрузки. Сейчас голоса скептиков слышно реже, но это связано не с тем, что сомнения развеялись, а с тем, что вопросы остались ровно те же самые, что и несколько лет назад, и демонстрация макета интерьера никак не показывает техническую реализуемость всей идеи.

Сторонники в свою очередь указывают на успешно пройденные испытания и сравнивают критику Hyperloop с критикой авиации на этапе её рождения — тогда многие не верили, что тяжелый самолет сможет летать.

Независимо от того, кто прав в споре о технологии, Hyperloop как компания может заработать деньги для своих инвесторов при условии разумного вложения капиталов. Риск инвестиций на этапе, когда компания еще не генерирует выручки и не показала реально работающего продукта, довольно высок, но если она реализует свои планы, то перевернет рынок пассажирских и грузовых перевозок, а значит получит солидную часть потенциального рынка и капитализация вырастет в десятки раз.

Если же, столкнувшись с реальностью, технология окажется нереализуемой, заработать смогут только те инвесторы, которые продадут свои акции до появления серьезных проблем — во время очередного раунда финансирования через один-два года или после радикального пересмотра технологии.

Поучаствовать в инвестиции в Virgin Hyperloop One можно вместе с United Traders. Ещё инвестиционные идеи — на витрине United Traders.

1212
Начать дискуссию