{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Фулфилмент для интернет-магазина на аутсорсинг: плюсы и минусы

Рынок российской электронной коммерции продолжает расти.

Итоги 2017 года продемонстрировали рост рынка в денежном выражении на 18%, а в количестве заказов – на 22%. И эксперты говорят о том, что результаты 2018-го будут как минимум на том же уровне.

Количество игроков увеличивается. В лидерах рынка – крупные игроки категорий «техника и электроника», «одежда и аксессуары», а также «универсальные магазины». Wildberries, Citilink, DNS-Shop, M-Video, Lamoda, OZON – именно эти громкие имена формируют львиную долю отечественного рынка онлайн-торговли. [1] Помимо них, существуют десятки компаний более скромного масштаба, и тысячи небольших интернет-магазинов и стартапов.

Однако онлайн-продажи – это не просто передача товара от продавца А к покупателю В. Это также огромное количество «обеспечивающих» процессов, зачастую не видных простому пользователю. И общая схема этих процессов неизменна – как для гиганта рынка, так и для небольшого интернет-магазина.

Если говорить о логистической составляющей онлайн-продаж, то к таким процессам относятся:

Все эти операции заключает в себе емкий термин – «фулфилмент». И все эти операции ритейлер может осуществлять самостоятельно, а может передать на аутсорсинг.

Мы, компания Бета ПРО – фулфилмент-оператор с 20-летней историей. Имея обширный практический опыт, мы поможем вам разобраться в тонкостях данного процесса.

Что дает ритейлеру фулфилмент на аутсорсинге?

  • Самый ценный ресурс бизнесмена – его время. Время = деньги! Снимая с себя головную боль по обеспечению всей логистики магазина и передавая ее профессионалам, владелец бизнеса перестает погрязать в рутине. Зачем тратить время и деньги на операционку? Лучше направить их на реальное развитие – продажи, маркетинг, продвижение. Ведь именно они в конце концов приносят прибыль!
  • Аренда скромного склада на 100 м2 в Подмосковье – это в среднем 40 000 рублей/мес. Зарплата двух грузчиков – около 60 000 – 70 000 рублей/мес. Курьер на авто – от 40 000. Упаковщик – от 35 000. Прибавим сюда затраты на оборудование, его ремонт и обслуживание, обучение персонала, налоги – сумма получится ого-го! Даже если ритейлер уже давно «встал на ноги» и выручка позволяет нести такие траты – остается вопрос «зачем?» Зачем тратить средства, если можно найти им более эффективное применение?

  • Отлаженная складская IT-инфраструктура – это сотни тысяч рублей. На старте эти капвложения весьма болезненны. Конечно, можно вести складской учет и «на коленке», но в XXI веке это несколько странно. А можно обратиться к фулфилмент-оператору, у которого уже есть готовое и работающее решение – WMS-система!

  • Сфера торговли – она из наиболее чувствительных к сезонности. Большинство игроков на собственной шкуре ощущают пиковые подъемы новогодних праздников и традиционные спады в летние месяцы. Сотрудничество с фулфилмент-оператором – надежная страховка от скачков продаж! В пиковые периоды оператор обеспечит магазину бОльшие площади и необходимый человеческий ресурс. А в моменты спада – позволит избежать убытков за простаивающие площади

  • Минимизируются условно-постоянные издержки – магазин платит оператору только за выполненные заказы. Нет заказов – нет затрат!

  • Повышается скорость обработки готовых отправлений. Чем быстрее обрабатываются отправления, тем больше их количество в единицу времени – тем выше прибыль бизнесмена!

  • Наложенные платежи – еще один камень преткновения в работе ритейлера. Вместо того, чтобы организовывать отдельный бизнес-процесс для обработки таких платежей – можно просто передать эту функцию фулфилмент-оператору!

  • Риски диверсифицируются – ответственность за сохранность товара передается оператору. Отношения регламентируются договором. Клиент-ритейлер получает совершенно прозрачную схему работы, подразумевающую возможность установить конкретные KPI исполнителя и требовать их исполнения

На наш взгляд, преимущества фулфилмента на аутсорсинге – совершенно очевидны!

В то же время мы допускаем существование и иных точек зрения.

Поэтому мы провели небольшой опрос с целью выяснить отношение ритейлеров к фулфилменту на аутсорсинге:

Значительная часть опрошенных склоняется к подходу «фулфилмент на аутсорсинге». Однако велика доля и сторонников «классического» подхода – фулфилмент своими силами.

Давайте разберемся: какие опасения и ожидания испытывают компании относительно передачи фулфилмент-процессов на аутсорсинг.

В открытых источниках присутствует довольно много публикаций, так или иначе затрагивающих тему «плюсы и минусы фулфилмента на аутсорсинге». Собрав и проанализировав информацию из таких материалов, мы выделили ключевые опасения. Разберем эти опасения более подробно:

Если склад работает «как надо» – то владельцу магазина нет особой нужды посещать его. Если же бизнесмен все-таки хочет посещать склад фулфилмент-оператора – то такие визиты вполне возможны. Помимо этого, можно воспользоваться услугой «представитель клиента в фулфилмент-центре» - т.е. сотрудник Клиента может находиться на складе

Отсутствие свободного доступа на склад для владельца магазина, МИФ!

Данное опасение более чем необоснованно. Процесс комплектации полностью автоматизирован, и контролируется WMS-системой на всех этапах! Т.е. исключается физическая возможность неправильной отправки! Система просто не пропустит «не тот» товар.

Ошибки при комплектации , МИФ!

Сотрудничество с фулфилмент-оператором как раз и подразумевает усиленный контроль: ритейлер наблюдает все операции в реальном времени – посредством API-интеграции или в личном кабинете. Система статусов полностью отражает движение товара – начиная от момента приемки и оприходования и до момента поступления оплаты за выполненный заказ. При изменении статуса фиксируется точное время.

Отсутствие контроля над большинством операционных вопросов , МИФ!

Все процессы, осуществляемые с товаром, фиксируются оператором в соответствующих актах. В актах пооперационно указывается весь путь заказов, их весогабаритные характеристики, количество вложений, количество совершенных операций с указанием стоимости за каждую, и т.д.

Для удобства клиента-ритейлера акты прикрепляются в личном кабинете.

Проблемы с документооборотом , МИФ!

Как видим, все опасения, связанные с передачей фулфилмента на аутсорсинг – на самом деле просто миф!

Почему же многие компании до сих пор придерживаются подхода «фулфилмент своими силами»?

  • Ожидание - Отсутствие затрат на услуги подрядчика
  • Реальность -Бизнесмен избежит трат на подрядчика, однако будет нести траты:

    На аренду склада;

    На оборудование;

    На складское ПО;

    На оплату труда складского персонала и менеджеров, контролирующих доставку;

    И еще массу больших и малых затрат, которые неизбежны в логистике.

    А самое главное: владелец бизнеса тратит свой невосполнимый ресурс – время!

    Погрязая в рутинных вопросах и «обеспечивающих» процессах, ритейлер лишает себя самого основного – развития!

*****************************************************************************

  • Ожидание - Уверенность в контроле процессов, организованных собственными силами
  • Реальность - К сожалению, зачастую такая уверенность – лишь иллюзия. Владелец бизнеса может быть хорошим продажником, хорошим коммуникатором, хорошим креатором. Однако, положа руку на сердце, далеко не каждый бизнесмен досконально разбирается в тонкостях логистических процессов.

    Так почему же не доверить это дело профессионалам?

    А мнимая уверенность в собственной экспертности влечет за собой:

    — Затрудненную адаптацию к изменяющимся внешним условиям: нужно заранее предусмотреть пиковые нагрузки, оценить их, обеспечить необходимые резервные мощности... В общем, «подстелить соломки». А при спаде продаж – нивелировать простой и связанные с ним убытки;

    — «Медленный запуск» – вряд ли получится запустить все процессы оперативно и одномоментно;

    — Дополнительную бухгалтерскую работу, с которой связаны кассовые операции по интернет-магазину;

    — Необходимость самостоятельно выстраивать отношения с рядом курьерских служб и почтовыми операторами. Для этого нужно заключать десятки договоров и дополнительных соглашений, а также осуществлять интеграцию IT-систем со службами доставки.

*****************************************************************************

  • Ожидание - Оперативное получение денежных средств за выполненные заказы (день в день)
  • Реальность - К сожалению, это возможно лишь при условии доставки собственными курьерами в городе расположения интернет-магазина. Если же география деятельности ритейлера более обширна, если штат курьеров недоукомплектован либо вообще отсутствует – то средства будут поступать с задержками

*****************************************************************************

  • Ожидание - Получение бесценного опыта по организации фулфилмент-процессов
  • Реальность - Да, опыт будет действительно полезен, однако приобретаться он будет на собственных ошибках, а их цена – это сотни и сотни тысяч рублей! К тому же, подобный опыт имеет практическую полезность лишь в том случае, если ритейлер в будущем планирует открывать собственный фулфилмент центр. В остальных случаях приобретение такого опыта вряд ли оправдано.

*****************************************************************************

Передавать ли фулфилмент-процессы на аутсорсинг или продолжать реализовывать их самостоятельно – решать вам. А для нас в Бета ПРО - решение очевидно!

Павел Дынин — маркетолог-аналитик фулфилмент-оператора «Бета ПРО».

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Evgenii Parshin

У вас есть:
- Возможность самовывоза для клиентов?
- Собственная служба доставки?

Почему на сайте не сделать более прозрачные условия и цены?
Для меня альтернатив кроме shiptor.ru пока нет

Ответить
Развернуть ветку
Olga Dreval

Добрый день, Евгений!

Спасибо большое за Ваш комментарий, всегда интересно отвечать на вопросы рынка.

Схема, когда есть самовывоз для получателей со склада ФФ, возможна только для небольших компаний-агрегаторов, базирующихся на одной производственной площадке. Некоторое время назад мы провели опрос наших клиентов на тему необходимости пункта самовывоза с наших площадок и сделали вывод, что у наших клиентов нет острой потребности в подобном функционале. Но ничто не вечно под луной, и возможно мы тоже придем к решению внедрить подобный функционал.

Собственной службы доставки у нас нет. Евгений, скажите пожалуйста, какие плюсы конкретно для Вас несет собственная служба доставки ФФ оператора?

Ответить
Развернуть ветку
Evgenii Parshin

Добрый день, Ольга!

1. Прямая ответственность ФФ оператора при доставке. В случае нестандартной ситуации мне не нужно будет проходить через боль и страдания
2. Цена доставки приятнее. Цепочку посредников еще никто не отменял. Тот же Шиптор предлагает доставку своей службой за 150р по Москве при 500 заказах в месяц
3. Коммуникация проще и быстрее

Ответить
Развернуть ветку
Olga Dreval

Спасибо за развернутый ответ, Евгений.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Dreval

Все перечисленные Вами пункты гарантирует любой ФФ-оператор с отстроенными бизнес-процессами. Ну разве что не все дадут цену в 150 рублей на 500 отправок в месяц :)

Ответить
Развернуть ветку
Диля Пулатова

Здравствуйте, Ольга! Как можно с Вами связаться? Ссылка на профиль в FB не работает

Ответить
Развернуть ветку
Olga Dreval

Добрый день, Диля!

[email protected]

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда