Оффтоп Farya Roslovets
1 447

Системное мышление

В закладки

Системное мышление, системный подход, системные проблемы - все это нужно понимать современному человеку. Данные вещи позволяют видеть картинку целиком, позволяют вашим решениям быть более взвешенными эффективными.

Но именно такие понятия как «система», «системный подход» и «системное мышление», мне кажется, объясняют слишком сложно. Я хочу объяснить системное мышление, объединив определения философов и технарей и структурировав их с примерами.

Я буду, как дилетант, делить весь свой рассказ на "гуманитарное" и "техническое". У меня нет цели кого-то задеть или принизить. Просто так мне проще.

Гуманитарии слишком философски объясняют, а технари – слишком технично и не знают, как техническое глубокое понимание применить в жизни для системного мышления, не видят, что они уже все это знают. Если вы почитаете книги про системное мышление, например, такую, как «Пятая дисциплина» Питера Сенге, то, друзья-технари, увидите одну сплошную близкую нашему сердцу ТАУ.

Посмотрела я лекции на ютубе, почитала пару книжных отрывков, послушала преподавателей в своем бизнес-университете… Все для меня долго, абстрактно и слишком гуманитарно. Да простят меня родные и любимые гуманитарии.

Итак, у меня 10 минут.

Я постараюсь показать, что и технари, и философы объясняют этот вид мышления одинаково, только с разных сторон. Давайте по порядку и сначала.

Система

В технике система - это объединенные структурно с определенной целью элементы.

Магазин, человек, группа людей, светофор, ракета - все это системы.

Элементами системы могут быть другие системы, которые в таком случае называют подсистемами.

Причем все относительно. Где-то человека удобно рассмотреть как систему (например, систему органов при мед. обследовании), а где-то – как подсистему, т.е. элемент большей системы (например, группы людей).

И гуманитарное определение:

Система - это сущность, которая определяется 3 критериями:

  1. системообразующий элемент (без которого система распадается)
  2. функция, которую выполняет система
  3. принцип, по которому объединяются её элементы

Как видите, оба определения логичны и верны.

Пример: светофор

По тех. определению мы пониманием, что это набор электронных компонентов, предназначенный для подачи световых сигналов. По гуманитарному: системообразующий элемент – фонари, функция - регулирование движения, принцип – управлять движением автомобилей, показывая им разные цвета.

Система может быть саморегулирующейся. Об этом виде мы будем говорить больше всего. Это то, чем можно описать все компании, коллективы, автомобили, ракеты и т.д.

В технике это называется системой автоматического управления. У нее есть обратная связь, которая определенным образом воздействует на ключевой элемент – объект управления.

Смысл в том, что, воздействуя на объект, обратная связь меняет его выходные характеристики, чтобы сделать их такими, какие нужны нам.

"Тетя Лена и обогреватель"

Система простая и изображена на картинке. Попробуем разобрать ее, объяснить принципы основные, а потом адаптируем под жизнь, управленческие решения, системное мышление и проблематику.

Картинка 1. Саморегулирующаяся система "Тётя Лена и обогреватель"

Представьте, есть комната – она будет нашим объектом управления. Управлять мы хотим температурой воздуха в комнате (управляемая величина). И менять температуру мы можем с помощью обогревателя, который стоит в углу, он будет управляющим элементом.

Таким образом у комнаты как у системы есть вход и выход. В качестве входа мы можем переключателем (ручкой) задать мощность, с которой греет воздух обогреватель. В данный момент, пока в комнате никого нет, обогреватель не работает, его переключатель стоит в положении «0». Поэтому на вход системы будет подаваться только холодный воздух с улицы (если окно открыто). Выходом будем считать температуру в комнате, она может быть любая, и от обогревателя не зависит, ПОКА он выключен.

Но вдруг у нас возникает обратная связь в виде некой тети Лены.

  1. Она вошла в комнату и ей стало холодно. Её кожа - это измерительный элемент. Это начало цепочки обратной связи. Чтобы как-то повлиять на ваш объект управления (обогреватель, холодильник, компанию, человека, систему мотивации и т.д.) вам нужно понять, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС, чтобы от этого строить управление. Сейчас тете Лене холодно, система выдает не ту температуру, которая ей нравится, и она это «кожей чувствует»)
  2. Тетя Лена обработала эту информацию в своей голове и приняла решение включить обогреватель, чтобы нагреть комнату до комфортной температуры. Это важный элемент обратной связи - математическая обработка, принятие решения на основе полученных данных. Тетя Лена в зависимости от того, насколько ей холодно, может включить обогреватель на малую мощность, чтобы лишь чуть-чуть подогреть, а может на полную, чтобы устроить ад на земле.
  3. Тетя Лена, выбрав температуру, выставляет мощность на обогревателе. Таким образом, система замыкается – с её выхода сигнал через тётю Лену попадает на вход системы.
Картинка 2. Пупырышки на коже - измерительный элемент

Но не забывайте, что тетя Лена жару переносит еще хуже, чем холод! А значит, она должна постоянно следить за температурой, чтобы в нужный момент обогреватель отключить. Как только после отключения комната подостынет, тетя Лена снова его на время включит.

Таким образом, она с помощью обогревателя регулирует температуру в комнате, чтобы поддерживать ее на комфортном уровне. И если рассмотреть комнату с тетей Леной как единую систему, то назвать ее можно не иначе как саморегулирующейся.

А тетю Лену назовем «отрицательной» обратной связью. Не в том смысле, что она плохо влияет на комнату, а чисто в математическом смысле ­– как бы температура в комнате не отклонялась от комфортной, тетя Лена все эти расхождения быстренько «вычтет» своим обогревателем.

Пример не технический

Вы узнали, что кто-то подворовывает ваш товар на складе (количество товара на выходе стало неудовлетворительным). Вы нашли по видеозаписи сотрудника-вора (провели измерение), посовещались о его судьбе (провели обработку, приняли решение) и уволили негодяя (входное воздействие на склад).

Теперь ваш системообразующий элемент (склад) на выходе стал давать нужные показатели – товар в нужном количестве.

Потом товара опять стало не хватать. Анализ показал, что не хватает рабочих рук, и вы приняли другое решение – нанять еще работников, и снова ситуация выправилась.

Математическая обработка результатов измерения может быть сколь угодно сложной и неочевидной и даже при одних и тех же выходных данных может формировать абсолютно противоположные управленческие решения в зависимости от ситуации. Главное, должна сохраняться отрицательная обратная связь, которая всегда стремится вернуть систему к нормальному состоянию.

Понятно?))

Но это не все. Это примитивные примеры

А жизнь куда беспощаднее

Во-первых, на тот же обогреватель могут действовать совершенно непредвиденные факторы, например, его могут пнуть, и он сломается. Или тетю Лену может переклинить, она перепутает обогреватель с кондиционером и будет выкручивать ручку последнего пока не превратится в сосулю.

Это пример саморазрушающейся системы с положительной обратной связью.

Не смотря на название, такая связь обычно расшатывает вашу систему, потому что делает полную противоположность тому, что следовало бы.

Тетя Лена пытается сделать теплее, а кондер охлаждает, она еще крутит ручку, а он еще сильнее морозит…

(Если возвращаться к ТАУ, конечно, положительная обратная связь не всегда уничтожает систему. Но мы сейчас говорим о системном мышлении)

Или на складе: допустим, что по видео не понятно, кто вор.

И вы увольняете того, кто вам меньше всего нравится. Вы его уволили, а воровство увеличилось. «Хм, совсем воры обнаглели, уволю-ка я его друзей!». Ну и уволили в итоге половину сотрудников, и товара в 2 раза меньше стало выходить, рабочих рук-то поубавилось… И уже не вор ваша главная проблема, а вы сами! Вы стали положительной обратной связью, увели свой бизнес не в ту степь и обанкротились.

Во-вторых, система может быть большой и сложной. Что я имею в виду.

1. Элементов в обратной связи может быть много. Обратных связей тоже может быть больше одной.

Если тетя Лена имеет дело не с простым обогревателем, а с целой системой климат-контроля, то ей еще нужно найти правильную ручку, а то так и будет случайно выкручивать кондер, пытаясь согреться. Поиск ручки – это ещё одна обратная связь.

Картинка 3. Дополнительная обратная связь

2. Измерение -> обработка -> воздействие - это база. Но элементов может быть больше. В зависимости от ситуации. Ведь появившуюся вторую обратную связь можно рассмотреть как еще один этап обработки. Кто запрещает?

Картинка 4. Меняйте структуру системы так, как вам удобно, не упуская смысл

Тут важен ваш вижн и понимание.

Если бы все могли четко описать ситуацию, не субъективно, а на 100% объективно, то у нас ни одна компания бы не обанкротилась, а жизнь была бы идеальной с правильными решениями.

Потому что в зависимости от того, как мы увидели полную картину и проанализировали все факторы и выходные параметры, мы принимаем соответствующее решение. От того, какое решение мы приняли, зависит исход.

А исход, как вы сами понимаете, может быть печальным. Вас могут уволить, ваш склад обкрадут, тетя Лена вмерзнет в лед на 300 лет и многое другое.

Возможно, я вас расстрою, но это еще не все) Знаете, что ключевое во всем этом?

Характеристики саморегулирующейся системы

1. Она должна быть устойчивой.

Все ваши решения должны решать проблемы. То есть поступило на вход возмущение: товар пропадает, холодно и т.д. Вот ваш системный подход:

  • - Что сейчас происходит? (Анализ, измерение)
  • - Что будем с этим делать? (Обработка, принятие решения)
  • - Делаем. (Воздействие на систему)

Это ни что иное, как попытки привести систему к устойчивости в вашем понимании. Любые отклонения – и вы это чувствуете. И, при отсутствии системного видения проблемы, возможно, пытаетесь лечите не её, а симптомы.

Люди увольняются не потому, что им платят мало, например, а потому что появился вор, и они понимают, что начальник увольняет без понимания ситуации. И доувольнялся, что сотрудники сами смекнули, что пора уходить.

В общем случае правило такое – система с отрицательной (компенсирующей) обратной связью устойчива, с положительной (расшатывающей) – мчится к коллапсу.

В прочем, есть и исключения. При определенных условиях положительную обратную связь можно вводить с пользой, а наличие отрицательной, вообще говоря, не гарантирует, что ваша система работает хорошо.

2. Реакция на внешние возмущения

Да, система может быть устойчивой: обогреватель включается и гарантировано шпарит горячий воздух, но в комнате все равно прохладно. Потому что не предусмотрели, например, открытое окно как внешнее воздействие, и от этого обратная связь не работает, хоть и не приводит к коллапсам) Или кто-то пнул обогреватель, и он перестал работать - система рассыпается.

Картинка 5. Всегда, всегда учитывайте возможные возмущения и старайтесь предусмотреть защиту от них

Кстати, на складе можно поставить побольше камер и следить за каждым сотрудником, чтобы точно никаких возмущений не пропустить.

3. Качество системы

Когда вы включаете обогреватель, он не сразу выдает горячий воздух. Он сначала дует холодным, а потом нагревается. Это переходной процесс. Он есть всегда.

До перехода в нужное вам состояние может проходить разное количество времени, и вам это важно.

Например, вы долго не могли найти вора на складе, поувольняли невиновных, встрепенули и повергли в шок других сотрудников, а потом через неделю, ура, нашли! Теперь, пока вы опять замотивируете сотрудников, установите новые более точные камеры, пока убедите их, что все хорошо, и бежать от вас не надо - пройдет не мало времени!

Это переходной процесс вашей компании, вашей системы. И от времени переходного процесса, пока система не пришла в нужное состояние, зависит все! Потому что он может быть таким долгим, что ваша отрицательная обратная связь просто не успеет отработать, и вы все-таки обанкротитесь.

Теперь всё-таки про мышление

  • Все, что вы видите, все процессы, все объекты, все организации можно описать как системы со всеми вытекающими. В вашем распоряжении будут все плюшки системного анализа.
  • Система с обратной связью может быть саморегулирующейся, может быть саморазрушающейся. Идеальная система должна быть устойчивой, с минимальным временем переходного процесса и качественно работающей (выполняющей целевую функцию так, как нам надо).
  • Системное мышление - это такое мышление, когда можете смоделировать в своей голове любой процесс и увидеть всю картину целиком, проанализировать все выходные данные, принять решение (провести мат. обработку) и знать, что надо делать, чтобы система вернулась к нужному состоянию.
  • Системная постановка проблемы — это такая постановка, в которой отражено, что было, что стало, и к каким последствиям это привело.

Я писала это долго, если надо что-то пояснить – пишите в комменты. Надеюсь на обратную связь от вас.

Всем котиков!

Мой сайт: http://faryaros.com

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Farya Roslovets", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": 14, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 46643, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 27 Sep 2018 20:48:50 +0300" }
{ "id": 46643, "author_id": 206753, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/46643\/get","add":"\/comments\/46643\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/46643"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

6 комментариев 6 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Прикольно объясняете, но не понятна цель статьи.
Что запомнилось и осталось после прочтения - мне пожелали котиков и вечно мерзнущая тетя Лена. Спасибо за котиков=)

У психологов есть такой инструмент МИР - мотивация, инструкция, рефлексия. У вас здесь только инструкция, без мотивации и рефлексии. Было бы лучше, если бы все три составляющих присутствовали.

Ответить
0

Цель статьи в самом ее конце - обозначить, что вот есть такая очаровательная девушка Фаря, качающая свой зад (из ее блога) и покрывающаяся волнительными пупырышками от темы системного мышления ))

Ответить
0

Кстати, блог интересный и Фаря однозначно рулит! Бауманке опять респект! ))

Ответить
0

По заголовку подумал, что это что-то в степь системной инжинерии https://www.coursera.org/learn/system-thinking# или системного менеджмента. Как же я ошибался :(

Ответить
0

Системный подход лучше, чем фрагментарный

Ответить
0

Блин, образование инженера АСУТП не позволяет мне в первом примере тётю Лену саморегулирующейся системой признать. Хочу температурный датчик и хотя бы двухпозионный регулятор (реле) )))

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления