50% digital-агентств закроется, а еще 30% будет выживать: время трансформации агентского бизнеса пришло

Этот год стал достаточно сложным для большого числа агентств на digital-рынке. Палки в колеса и сложности были абсолютно всегда, но тут достаточно длинная череда событий, которая для многих превратилась в вопрос смысла дальнейшего существования.
Сколько бы ни приходилось общаться на конференциях и в кулуарах, все рассказывают как все хорошо, как растет число клиентов и чек. Но как только речь заходит о каких-то конкретных фактах, становится сложнее хвалить свое болото, но и это понятно.

За кулисами не так сладко. Мы, например, делаем все, чтобы удерживать темп и показать хотя бы какой-то рост к концу года. Год начался достаточно бодро, но уже к первому летнему месяцу было понятно, что мы попали в зону неблагоприятных финансовых перспектив. Такую, когда нужно садиться и думать, как это все держать на плаву.

Три основные причины, которые я отмечаю для себя:

  • высокая конкуренция и большое количество предложений;
  • растущая финансовая нагрузка на бизнес и валютные игры;
  • рост требований со стороны клиентов и погружение в рабочие процессы.

Причина первая. Про конкуренцию

Здоровая конкуренция должна существовать - она способствует росту качества продукта, сервиса и образования рынка. Но в случае рынка digital-маркетинга, например, это конкуренция в обратную сторону.

Если вы видите для проекта реальный бюджет в 1000$, то, вероятно, уже поступило предложение сделать эту же работу за 100 $.

Естественно, все это услуги, которые малому бизнесу не до конца понятны, их сложно пощупать. Основной клиент приходит к нам, уже потеряв какие-то деньги в куче мелких компаний и с полным недоверием. Задача заставить клиента верить увеличивает путь к лояльности и не очень хорошо влияет на показатели загруженности менеджеров проектов.

Есть еще средний и крупный бизнес. Там тендеры, советы и прочее. Последнее время мне кажется, что система откатов превратиться в то, что некоторые компании будут доплачивать за то, чтобы быть подрядчиком.

- Простите, а не хотите ли принять участие в нашем тендере по SEO?
- Побойтесь Бога, у нас нет таких денег.

Рынок растет. Причина тому ­­­­­­­­– бюджеты, которые начали выделять на цифровые рекламные каналы. Теперь тут и кусок пирога интересно откусить.

Причина вторая. Бизнес в беде

Тут говорить много не буду. Множество проблем, которые возникают вследствие введения новых законов, рамок, сложностей с валютными операциями и внешнеэкономической деятельностью.

Часть клиентов не просто уходит из агентства - они закрывают бизнес. Ты пытаешься сделать все возможное, чтобы они продолжили жить, но понимаешь, что тут такая экономическая модель, которая 10 лет назад была прекрасна, а сегодня убыточна уже при планировании.

Мы могли спрогнозировать все риски, кроме налогов и пошлин.

Причина третья. Рост требований клиента

Самая классная причина, которая заставляет рынок двигаться дальше. Наконец-то пошел перекос, и большая часть людей понимает, что эффективность не заключается в позициях сайта, трафик бывает разный, и что не всегда все зависит от специалиста.

Теперь клиент вместе с любимой фразой "нам предложили в два раза дешевле" еще докидывает вот это вот все про сквозную аналитику, воронки продаж, мультиканальные срезы и прочее. И в конце традиционно добавляет: "Мы готовы на бюджет в 500 долларов, не более".

- Скажите, а какая будет стоимость заявки и конверсия в покупку?
- Но ведь вы даже не сказали, о каком проекте идет речь!
- Фу, какой непрофессиональный подход.

К чему я это все? Вместо вывода

Пришло время массово менять подход среди агентств . Если вы хотите уйти дальше команды в 10 человек, придется бежать еще быстрее, чем бежали.
Чтобы сохранить текущую позицию и начать рвать вперед, нужно собрать все силы и возможности в кулак и брать разгон. Тяжело, но нужно.

Я решил для себя: либо мы сможем сделать хороший шаг вперед, либо определяем другую стратегию дальнейших событий.

Мы готовим огромный ряд изменений внутренних процессов. Мы – это агентства Webline Promotion и Remarka. Это 60 сотрудников и 200+ клиентов. Цель – как минимум удвоиться.

Если интересно, оставляйте комментарии. Будет много фишек, которые либо спасут, либо станут хорошей инструкцией, как не стоит делать. В любом случае нужно начинать с себя.

Спасибо VC за возможность стать вечерним собеседником в этот очередной сложный понедельник :)

2020
24 комментария

Перечитал статью до середины прежде чем уверился о каких агентствах идёт речь. Туристические? Страховые? А! Digital. Ну ок.

7
Ответить

Да, это промах и буду исправлять, спасибо за конструктивную критику!

1
Ответить

Как руководитель в небольшом агентстве вставлю свои 5 копеек.

1) Большинство SEO агентств, которые мы сегодня знаем, начиналось во времена, когда достаточно было закупить десяток ссылок в SAPE, а на сайт клиента можно было даже не заходить (вспомнить хотябы историю с запросом "капец стране" и сайт Тимошенко на 1-м месте). Сегодня требования как к самим сайтами так и к внешним ссылкам усложнились настолько, что все это уже стало сложно масштабировать.

2) SEO не стало предсказуемым. И, хотя, некоторые агентства и оперируют на конференциях такими словами как полином, кластеризация, скоринг и TDN, но в точности никто не может дать гарантии, что сайт выйдет в топ за определенное время и займет нужную позицию.

3) Знания по SEO доступны, их может получать любой желающий, а среди учеников SEO-курсов, которых тоже уже достаточное количество - каждый второй предприниматель. Там их прекрасно учат как покупать ссылки в биржах и прописывать тайтлы.

4) В топах поисковых систем маркетплейсы и нишевые каталоги, которые добавляют все новые категории на свои сайты и забирают все больше топов. Все эти olx/avito, prom/tiu и тд. Все меньше органических результатов, все меньше денег SEO-шникам, все больше денег маркетплейсам.

5) Клиент рано или поздно уйдет, как бы хорошо ты не делал свою работу. Клиент хочет видеть постоянный рост, а если ты вдруг замедлился, то знай, этого клиента уже давно окучивает сейлз другого агентства, обещая х3 рост, да еще и дешевле в 2 раза.

Глядя на все эти процессы, полтора года назад я принял решение
переходить от клиентского SEO к своим проектам, тут чуть подробнее писал об этом https://vc.ru/seo/32774.

6
Ответить

верное решение! или делать свой маркетплейс

2
Ответить

В целом ты очень прав. Сегодня рынок перенасыщен предложениями настолько, что любое возможное УТП агентства уже используется раз 100 у конкурентов.

При этом вопрос подготовки кадров остаётся несистемат зированным для рынка.

Отсюда и заказчики нового поколения - те, кто бросил эту низкомаржинальную деятельность в пользу реального сектора.

3
Ответить

после дефолта 2014 года бизнес очень внимательно стал считать цифры и как раньше, отдать 50 килорублей на продвижение не думая, уже никто так не делает.
Мне кажется, что даже 50% компаний будут выживать - 50% будут чувствовать себя нормально (но получать не сверхприбыли). Будет выше порог входа в индустрию - мало того, что нужно быть грамотным во всех сферах - SEO, контекст, и пр., но еще и надо будет оптимизировать свой труд - чтобы выполнять заказы быстрее и с меньшими суммами, но тем же качеством

2
Ответить

К сожалению, мы анализируем ряд клиентов, которые достаточно хорошие бюджеты тратят за отчеты с красивыми и непонятными словами.

Тут скорее речь про замкнутый круг - не все хотят тратить деньги на реально полезные вещи вроде сквозной аналитики, коллтрекинга и каналы возврата аудитории, но все уверены, что это все таки нужно и без этого никак. Надеюсь будет рывок в понимании клиента.

1
Ответить