7 фаундеров: как делать бизнес и побеждать

7 финалистов международного конкурса EY «Предприниматель года 2018» в России – о том, как делать бизнес, отвечать на вызовы суровой реальности и сохранять бизнес-драйв.

Основатели компаний о рождении бизнес-идей, преодолении преград и найденных решениях
Основатели компаний о рождении бизнес-идей, преодолении преград и найденных решениях

"Это сильные и яркие представители бизнеса, которые будут бороться в финале за победу в номинациях и главный титул"

Александр Ивлев, управляющий партнер компании EY по странам СНГ
Александр Антонов, генеральный директор Puzzle English
Александр Антонов, генеральный директор Puzzle English

Александр Антонов, генеральный директор Puzzle English

Идея Puzzle English возникла из личных потребностей. Сначала я делал тренажер английского языка для себя. А когда понял, что он очень эффективен, тогда решил попробовать продавать его как онлайн-сервис.

На самом старте главной сложностью было выбрать с чего начать и куда двигаться дальше. Навыков в языке всего четыре, а вот идей, как их можно тренировать и развивать, - огромное количество.

Изюминка Puzzle English - самостоятельное изучение всех аспектов языка. Одному из инвесторов по его просьбе я рассказал о проекте на английском языке, в качестве демонстрации того, что я знаю как освоить язык до свободного разговорного уровня без помощи учителей. Я смог это сделать сам и знаю, как дать пользователям такой же опыт.

Когда я начинал, было тяжело, потому что я был один. Сейчас у нас замечательная и дружная команда. Как это ни банально звучит, главной поддержкой для меня в сложных ситуациях являются люди - коллектив, наши сотрудники.

Елена Ватутина, генеральный директор ООО ФЦ «Знание»
Елена Ватутина, генеральный директор ООО ФЦ «Знание»

Елена Ватутина, генеральный директор ООО ФЦ «Знание»

Однажды в 2014 году я сидела и смотрела вебинар одной крупной фармкомпании и думала, как он ужасен и что можно сделать, чтобы он стал интереснее и полезнее. Это была замечательная возможность - закрыть огромный спрос при почти полном отсутствии конкурентов, ведь врачи, провизоры и фармацевты обязаны ежегодно повышать квалификацию всю свою профессиональную жизнь.

Прежде чем понять, как привлечь аптеки в «Фармзнание» и доказать им, что обучаться у нас легко и интересно, мы слили немало бюджета на онлайн-рекламу. Оказалось, что к заведующим аптеками надо приходить лично, общаться, смотреть в глаза, и конверсия будет стопроцентная!

Наша команда сразу состояла из людей с очень глубокой экспертизой в области фармы, мы все к тому времени отработали на этом поприще от 10 до 15 лет. После акселератора ФРИИ наш проект «Фармзнание» показал взрывной рост в 5 раз, до 2650 аптек-клиентов. Это был не кот в мешке, а гарантия стопроцентного успеха для инвесторов.

Что дает драйв? Новые проекты. Наша команда так глубоко погружена в тему, что они рождаются постоянно. Сейчас мы живем и дышим «Фарммаркетом» - маркетплейсом для заключения контрактов между аптеками малой и средней розницы и фармкомпаниями. Ещё одно любимое “дитя” Easy Launch - проект для зарубежных фармкомпаний.

Лориана Сардар, управляющий партнер BelkaCar
Лориана Сардар, управляющий партнер BelkaCar

Лориана Сардар, управляющий партнер BelkaCar

Идея запуска каршеринга родилась у моих партнеров Кати и Лены, а я в какой-то момент осознала, что каршеринг - это классный бизнес, и ее подхватила.

Наверняка все стартапы говорят, что столкнулись с множеством проблем, но у нас их действительно было очень много: это и ограбление офиса, и встреча с российской действительностью в виде людей с автоматами, и сложности с привлечением финансирования, но главным препятствием стало отсутствие предпринимательского опыта. Сейчас мы стали смелее и отважнее, но самый важный урок, который вынесли за это время - умение брать на себя ответственность за поступки, действия и решения, которые принимаем в бизнесе.

Мы потратили много времени на то, чтобы убедить инвесторов в состоятельности идеи. Думаю, что ключевое значение имел тот факт, что мы сами в нее безумно верили, вкладывали свои средства и продолжали бороться несмотря на отказы.

Делать бизнес нам помогают ежедневные микропобеды: удачные решения, хорошие результаты, довольные сотрудники. Не глобальные достижения, а именно микропобеды.

Тимур Турлов, генеральный директор, глава инвестиционного комитета компании «Фридом Финанс»
Тимур Турлов, генеральный директор, глава инвестиционного комитета компании «Фридом Финанс»

Тимур Турлов, генеральный директор, глава инвестиционного комитета компании «Фридом Финанс»

Меня всегда увлекал мир инвестиций, и особенно - зарубежные рынки, доступ к которым в России был открыт далеко не всем. Наша с командой идея заключалась в том, чтобы организовать доступ к иностранным рынкам для широкого круга лиц. Предыдущий опыт работы показывал, что спрос на американские эмитенты есть, а вот с предложением дела обстоят хуже. Это и стало отправной точкой бизнеса.

Любой начинающий бизнес испытывает сложности, это нормально. Главное здесь – то, чему ты учишься. Из всех сложностей я вынес понимание того, что сила заключается в тех людях, которые меня окружают, в их надежности и умении работать. Команда стала основой роста компании, и это не просто слова.

Инвесторами нашего проекта были мы сами. «Изюминка» — это, конечно, наша экспертиза по фондовому рынку США. Здесь с нами сложно конкурировать, потому что мы обладаем огромным накопленным опытом работы и потрясающей, высокопрофессиональной командой аналитиков, которую можно назвать сильнейшей в России.

Для меня всегда одним из драйверов развития была моя способность исполнять обязательства, в первую очередь, перед командой и клиентами. И, конечно, в нашей сфере нельзя без динамики – сами условия рынка брокерских услуг диктуют необходимость всегда быть на высоте, иначе – ты просто останешься не у дел.

Антон Чиркунов, сооснователь Wheely
Антон Чиркунов, сооснователь Wheely

Антон Чиркунов, сооснователь Wheely

Идея сервиса пришла ко мне, когда я заканчивал учебу. На тот момент я жил в Швейцарии и решил получить водительское удостоверение. В итоге я дважды провалил экзамен по вождению, и в связи с этим пользовался общественным транспортом и такси. В случае с последним я заметил, что качество сервиса сильно зависит от личности водителя. У меня был случай, когда во время поездки я объяснял дорогу, был очень уставшим, и зевнул. Водитель посчитал, что это неуважительно, и высадил меня из машины на полпути. Я подумал, что ведь так не должно быть, кто-то должен следить за качеством. Первые строчки кода приложения я написал сам. В 2012 году Wheely впервые был запущен в Цюрихе, а затем в Москве и Лондоне. На сегодня у нас 2500 водителей, а у приложения наивысший рейтинг среди прочих из сегмента ride-hailing. Несмотря на то, что Wheely – это технологическая компания, и мы не нанимаем водителей, всех партнеров мы отбираем самостоятельно и тестируем их на знание города и этикета.

Весь первый год я пытался договориться с местными таксопарками — рассказывал, что у меня есть пассажирское приложение, через которое я могу передавать им заказы. В этой бизнес-модели были две проблемы. Во-первых, из-за устаревшей технологии заказы поступали с большой задержкой. Во-вторых, диспетчерским было интересно получать заказы только когда они были свободны. Это сильно затрудняло работу. К тому же, тогда мы поняли, что нам надо создавать не только пассажирское, но и водительское приложение, а также свою диспетчерскую систему. И мы начали это делать. Чтобы всё это протестировать, в 2012 году я запустил сервис в Москве, и из этого вырос весь остальной бизнес.

Wheely позволяет вызывать личного водителя по требованию, без необходимости нанимать его на постоянной основе. По сути, мы взяли лучшее от классических сервисов личных шофёров, и упаковали это в формат мобильного приложения. То, что мы работаем только в премиальном сегменте, позволяет нам контролировать качество. Мы предъявляем строгие требования как к автомобилям (возраст не старше трёх лет, идеальное состояние), так и к водителям (тесты на знание города и этикета, отстранение от работы с сервисом при рейтинге ниже 4.85).

Феликс Шпильман, CEO Ostrovok.ru
Феликс Шпильман, CEO Ostrovok.ru

Феликс Шпильман, CEO Ostrovok.ru

До прихода в компанию Ostrovok.ru я работал в фонде DST Global Юрия Мильнера, а позднее стал сооснователем и управляющим партнером фонда посевных инвестиций в Кремниевой долине Start Fund. За свою инвестиционную карьеру я проинвестировал более 400 компаний, но для того, чтобы конкурировать с самыми крутыми венчурными капиталистами в мире, мне не хватало операционного опыта. Ostrovok.ru стал для меня уникальной возможностью его получить — я был знаком с основателями компании и верил в потенциал российского туристического рынка, поэтому идея сервиса была близка мне по духу.

Когда я пришел в компанию, бизнес был представлен одним B2C брендом Ostrovok.ru. Нам приходилось конкурировать с сильными игроками, вышедшими на российский рынок на несколько лет раньше, а также увеличивать свой международный и российский инвентарь за счет проактивной работы напрямую с отелями и крупными поставщиками. Новые возможности для роста мы увидели в выходе на рынок профессионалов тревел-индустрии – так в 2014 году был создан сервис B2B.Ostrovok.ru, ставший самым высокотехнологичным инструментом для профессионалов рынка.

Важной задачей для нас стал выход на зарубежные рынки – в 2014 году команда Ostrovok.ru разработала и запустила новый международный B2C бренд ZenHotels.com, который сегодня является самостоятельным игроком на тревел-рынке и работает на английском, немецком, испанском и итальянском языках, а в ближайшее время запустится на французском.

Следующим этапом стал запуск в 2016 году инструмента для профессионалов тревел-индустрии за рубежом – Ratehawk.com, который сразу занял высокие позиции в этой нише. Четыре бренда вошли в состав группы Emerging Travel, которая успешно работает на российском и международном рынках.

Движущая сила нашего бизнеса – это, безусловно, команда. Нам удалось собрать вокруг себя людей, готовых работать на результат, и создать в компании такой внутренний контекст, когда каждый сотрудник относится к поставленной задаче и ее выполнению как собственник бизнеса. За свою карьеру инвестора я видел много компаний и могу с уверенностью сказать, что такая корпоративная культура, которая сложилась в Ostrovok.ru и всей группе Emerging Travel, – это редкость в бизнесе. Для инвесторов это оказалось одним из важнейших факторов, заставивших поверить в нас. Конечно, бизнес-результаты оказывают влияние на настроение и общее самочувствие. Именно поэтому, на мой взгляд, для поддержания качества жизни у каждого предпринимателя должно быть увлечение, которое поможет лучше справляться с трудностями и поддерживать психологический тонус. Для меня таким увлечением стал спорт – я профессионально занимаюсь вейксерфингом. Спорт помогает мне более сбалансированно подходить к ведению бизнеса.

Денис Юдчиц, генеральный директор ООО «Мобильные Медицинские Технологии»
Денис Юдчиц, генеральный директор ООО «Мобильные Медицинские Технологии»

Денис Юдчиц, генеральный директор ООО «Мобильные Медицинские Технологии»

Лучшие идеи рождаются не из фантазий, а возникают из личных потребностей.

У одного из моих партнеров по бизнесу родился ребенок. У супруги часто появлялись вопросы, в основном они были связаны не с заболеваниями, а с уходом за ребенком, кормлением, прививками.

Это подтолкнуло к вопросу - “Какие решения для подобных задач существуют на рынке?”. И оказалось, что рынок телемедицины успешно развивается во многих странах, и решить данный вопрос можно с помощью технологий. Личная потребность, комбинированная с лучшими мировыми практиками, стала стартовой площадкой для создания бизнеса.

В первую очередь, проекты, которые хотят сформировать новый рынок или изменить старый, сталкиваются с несформированной законодательной базой.

Очень важно было сразу учитывать, с одной стороны, потребности пациентов, а с другой, - законодательные ограничения. Нам потребовалась детальная проработка юридических аспектов, глубокое юридическое исследование.

Ещё одной сложностью на старте было недостаточное вовлечение врачей. Преодолеть этот барьер получилось с помощью привлечения к проекту авторитетных специалистов и лидеров мнений в области медицины. Помогло также выстраивание правильной системы материальной мотивации врачей.

Что убедило инвесторов? Обычно инвестируют в технологии, рынок и команду. Сочетание этих трёх факторов складывает общую картину. Изюминка в том, что рынок коммерческого здравоохранения сейчас далёк от статуса сформировавшегося. Это долгие инвестиции, поэтому этот сегмент привлекает тех инвесторов, которые выбирают путь долгосрочного стратегического развития в отраслях, являющихся неотъемлемой частью экономики страны.

Конечно же, сильными аргументами стали технологии и команда профессионалов, собравшаяся внутри проекта.

И ещё одна индивидуальная особенность наших проектов - неподдельная забота о пациентах, мы строим бизнес вокруг клиента.

Есть стереотип, что предприниматели, это те люди, которые бросаются с головой в авантюры и любят работать в неопределённости, в неизведанных сферах. На самом деле, предприниматели пытаются предусмотреть все неопределённости и просчитать разные сценарии. Они готовы брать на себя риски и работать. Вот этот обоснованный риск и результаты, которые приносят пользу, являются главным драйвом.

Сохранять форму и веру в себя в сложных ситуациях помогает спорт, а именно бег. Бизнес, который строиться с учетом долгосрочного развития можно сравнить с марафоном, а не со спринтерским забегом. Как и во всех длинных забегах, так и в бизнесе важна выдержка, умение преодолевать себя и трудности. Длительные забеги — это то, что помогает тебе находится в одном темпе в течение долгого времени, преодолевать дискомфорт.

Заключение

Все 15 лет проведения конкурса «Предприниматель года» в России, независимое жюри блестяще справлялось с очень сложной задачей – выбрать лучшего из лучших. Сегодня победители прошлых лет – крупные бизнесмены, чья репутация высока, а достижения очевидны. Вот лишь несколько имен: Анатолий Карачинский (ГК IBS), Рубен Варданян (ГК «Тройка Диалог»), Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко («Росинтер Ресторантс Холдинг»), Андрей Романенко (Qiwi), Наталья Касперская (ГК InfoWatch), Михаил Кучмент (Hoff).

В 2018 году в конкурс вошли 69 предпринимателей из 67 компаний. В финал попали 34 конкурсанта из 32 компаний.

21 ноября международное жюри назовет победителей.

Мы уверены в том, что вы еще не раз услышите о достижениях и победах предпринимателей, рассказавших о своем бизнесе в этом материале.

3333
8 комментариев

Адресовано - Александру Антонову. Здравствуйте, очень интересно было бы узнать о том, как начать учить английский без посторонней помощи? Какие конкретные шаги ? (Пытаюсь развивать навыки сама - смотрю фильмы, читать статьи , но очень сложно контролировать процесс, когда нет плана)

2
Ответить

Рита, спасибо за вопрос. Переадресовала его Александру и вот такой ответ получила: " Начать надо с этого https://youtu.be/4d2QBo_yKoE

2
Ответить

А почему только 7?Где остальные?

1
Ответить

Позвали всех, чьи контакты в открытом доступе нашли. оперативно ответили и согласились дать комменты самые открытые!

5
Ответить

к Wheely.Где легче запускать сервис в Москве,Лондоне или Цюрихе? И в чем особенности запуска в каждом городе?

1
Ответить

Никита, добрый день. Хороший вопрос. На самом деле зависит от многих факторов. Например, Антону было тяжелее запускать в Москве, потому что на тот момент он 20 лет жил в Швейцарии, и на самом деле, до сих пор, по-русски ему сложно говорить =) Ну точнее, он конечно, свободно общается, но тогда понимал рынок Швейцарии больше, чем Москву. Но угадал с премиальным сегментом, и с распределением данного сегмента по городам. Поэтому на вас вопрос нет одного ответа. Все очень зависит от факторов.

1
Ответить

Очень вдохновляюще! Здорово, что так много стартапов, особенно в сфере образования, начались с желания решить свою личную проблему. Хочется найти и в своей жизни такую потребность, которая станет инсайтом для создания бизнеса.

1
Ответить