«Человеку, у которого есть дети, ничего не страшно»: основатель сети «АндерСон» Анастасия Татулова о бизнесе и взятках

Беседует основатель и автор Youtube-канала «Бизнес в Законе» и генеральный директор компании Urvista Алексей Петропольский.

Вчера Анастасия Татулова в своем Facebook рассказала историю о том, как 90-е годы снова возвращаются. Помещение, в которой находится кафе Андерсон на Тульской, захватили. Уже неделю доступ туда ограничен. И никакими законными способами решить вопрос не удается.

Некоторое время назад я беседовал с Анастасией на тему ведения бизнеса в России, в том числе про ее отношение к таким событиям, власти и взяткам. Ниже — выдержки из этого интервью.

Хватит жаловаться на взятки, реформы, налоги — все зависит от нас

За все время работы я не заплатила ни одной взятки. Ни гаишникам, ни проверяющим, так как считаю, что это разрушает страну. Это моя ответственность, а не ответственность человека, который с меня эту взятку берет. Когда что-то случается, разбираюсь законным способами: виновата – отвечу, не виновата – пойду в суд.

На самом деле все просто: если мы перестанем давать взятки, коррупционеры перестанут их брать и уйдут с постов.

Не надо думать, что в стране всем плевать на предпринимателей. Когда мне предстояла первая встреча с президентом, я была настроена скептически. Думала, надо будет хвалить, со знаменем ходить, в ладоши хлопать, падать ниц и креститься. Но оказалось, что все поручения очень четко и по делу записываются, внимательно слушаются предпринимательские вопросы, а то, что непонятно, уточняют.

Еще я состою в Федерации Рестораторов и Отельеров, принимаю участие в реформе контрольно-надзорной деятельности и, хоть у меня нет времени, ночью сажусь и читаю все документы, вношу свои правки. Если много предпринимателей будут писать, их будут слушать.

Ведь это не может сделать волшебник в голубом вертолете.

Интересны не деньги, а правильно выстроить процесс зарабатывания

Я из маленького закрытого военного города – Северодвинска. Во многом благодаря ему появился «Андерсон». Мое детство было очень светлым, а когда папу перевели в Москву, это оказался совершенно другой мир. Я была в шоке от манеры общения, от того, как люди себя ведут. Из парниковой жизни я попала в город, который мне не понравился. Он был недружелюбный, некомфортный, грубый.

В 20 лет моей стипендии хватало ровно на 5 батонов. Я тогда училась на факультете журналистики и мне было дико интересно правильно выстраивать процессы зарабатывания. То есть не просто получать много денег, а понять, как правильно эти деньги заработать.

Сначала обратилась в рекламное агентство, которое работало по очень простой схеме: одна девочка собрала много «зеленых» людей, а они работали над получением рекламных контрактов и получали с этого процент. Некоторое время я наблюдала, как работает она, другие, даже принесла какой-то контракт, а потом решила, что тоже так могу.

Тогда нашла себе производственную компанию и сказала: дайте мне стол, стул и факс, а я буду продавать ваш товар и делиться выручкой. Следом наняла людей, которые начали работать за проценты от сделок.

Ты ничего не знаешь, но кажется, что можешь все

Одними из первых моих заказчиков были «Алмазы России», Davidoff и Ernst & Young. Помню, «Алмазы России – Саха» сделали очень дорогие призы на мероприятие и долго не оплачивали. Я, если честно, уже не надеялась, а потом вдруг в новогоднее утро нам пришли деньги – около 50 000 долларов. Космическая тогда сумма! На этот контракт я купила свою первую машину.

После открыла свое агентство и однажды мы делали призы для гольф-турнира Ernst & Young. За неделю до начала и за три дня до сдачи заказа клиенту, мы приехали в Гжель. А там все наши призы стоят без единой надписи. И только один подвыпивший товарищ печально что-то вырисовывает. Мы в ужасе собирали людей, которые умеют это рисовать, по всему городу. Везли их на фабрику, не выпускали оттуда, потому что потом их невозможно было собрать. Доделывали гжель вместе с ними, ночевали на фабрике.

Призы привезли на турнир за три часа до начала. В то время я ничегошеньки не знала, но казалось, что я все могу.

Человеку, у которого есть дети ничего не страшно

У меня есть два подростка в переходном возрасте и ничего страшнее этого, я вас уверяю, нету. Предпринимательство по сравнению с этим – вообще ягодки.

Дети однозначно важнее, чем бизнес. Я считаю, что ты не можешь из-за важного совещания пропустить детский утренник. Потому что все проходит, подобных моментов в бизнесе будет еще миллион, а дети растут, и утренников больше не будет.

В бизнесе решает везение. И немножечко хитрости

В собственном агентстве я проработала восемь лет, потом продала его, работала по найму в трех компаниях и во время очередного кризиса 2008 года поняла, что больше не хочу. Первый раз в жизни с 16 лет оказалась безработной. Мне на тот момент было 35.

Помню, тогда я готова была ездить через всю Москву, как на праздник, в только открывшийся Волконский на Маяковке. Ради хлеба и всего остального, что они там делали, могла долго стоять в длинной очереди, потому что это было невероятно вкусно…

Я представляла себе такое «свое» место – с пирожными, хлебом, красивыми сэндвичами… Вся эта тема меня прочно увлекла. У меня тогда было семь миллионов, но нужно было больше. Для начала я решила самостоятельно открыть первое кафе, а потом уже привлечь инвестиции.

Когда я рассказала подруге про свою идею, она предложила вложиться. Документы мы не подписали, фирмы друг на друга как попало зарегистрировали – все по классике. Хорошо еще, что долю оговорили.

Дальше на эти деньги я построила маленькую фабрику. Это была очень смешная история.

Я нашла классное, полностью оборудованное помещение корпоративной столовой в местечковом бизнес центре. Они искали ответственного и «знающего» человека. Говорю: «Я все умею. Да у нас самые лучшие кафе в Москве!» И арендатор предлагает съездить на следующий день – посмотреть. Одна девочка из моей команды работала в ресторанном бизнесе и я в панике предложила отвести его в ресторан, из которого она тогда только уволилась. Так и сделали. Посетили, со всеми поздоровались, показали «поля Маркиза Барабаса» и подписали аренду!

На самом деньги вредны

Вскоре после открытия первого кафе от формата офисной столовой мы с облегчением избавились (хотя остались очень благодарны этому месту). Когда окрепли, переехали в большую фабрику. Первый Андерсон появился на улице Островитянова, дом 5. Помещение на первом этаже жилого дома с неудобной планировкой и без вытяжки не подходило никому, кроме меня. Это до сих пор мое самое любимое кафе, там присутствует атмосфера «местечковости», которую я пыталась воссоздать. Летом туда заходят люди в тапочках и пижаме, забегают дети, говорят: «Мама сейчас спустится, деньги занесет».

Мы арендовали 150 кв. м за 270 000 рублей. Когда строились, я сразу решила, что половину площади мы отрежем под «детскую» и на открытие зимой к нам выстроилась длинная очередь из родителей и детей с лопатками и в комбинезонах.

Народ пошел сразу и дальше я ничего не считала, не было у меня никакой отчетности, а все, что мы зарабатывали, нам хватало тютелька в тютельку.

Вообще, деньги не нужны и даже вредны, потому что, когда у тебя есть ограниченное количество, ты начинаешь искать решения, которые лежат не в плоскости бюджета, а в плоскости идей.

При этом первые четыре года кредиты не брали и за восемь лет компания ни разу не задержала зарплату.

Расставание с партнером — самое тяжелое время для компании

Вести бизнес я начала одна, хоть у меня были чужие деньги и не моя доля на 20%. Во время кризиса 2014 года, мы с партнершей взяли первый кредит – около 45 миллионов – чтобы перевезти фабрику: заложили квартиры, машины, все оборудование. Всем было очень страшно, особенно, когда перед Новым Годом в обменниках курс был под сто.

Когда случились санкции, мы лишились 90% продуктов из которых готовили. У подруги сдали нервы, и она предложила быстро продать бизнес.

Тут нас еще добил банк «Абсолют», будь он неладен: сообщил, что со следующего месяца увеличивает ставку с 12% до 18% («А у вас там мелким шрифтом поправочка в договоре есть») Пришлось собрать деньги, выплатить этот кредит, но зареклись никогда больше с ними не работать.

Все нагнеталось, она предложила купить ее долю за 90 000 000. А откуда у меня столько денег?! Это была полная катастрофа, такой классический тупик людей, которые делят бизнес – с адвокатами, потом с бандитами. Мы не могли сойтись по цене, в какой-то момент вообще перестали друг друга слышать, она искала, кому перепродать, я нервничала, об этом «ком-то», искала инвесторов… У нас ушел год, чтобы прийти к общему решению.

В конце мы договорились, что я выкуплю долю в рассрочку по сумме чуть ниже, чем она хотела, но выше чем хотела я. Закрыла за 15 месяцев.

Это было очень тяжелое время. Наверное, самое тяжелое время для компании.

Краткая справка: Анастасия Татулова

Предприниматель, основатель сети семейных кафе-кондитерских «Андерсон» в Москве. 15 семейных кафе-кондитерских площадью от 65 до 1500 кв метров открыты по франчайзингу в Королеве, Ногинске, Ярославле, Алматы, Москве. Более 60% гостей – постоянные (посещают кафе не менее 2 раз в месяц).

Полное интервью можно посмотреть на моем канале Бизнес в Законе.

1010
30 комментариев

1.Тогда нашла себе производственную компанию и сказала: дайте мне стол, стул и факс.
2.Одними из первых моих заказчиков были «Алмазы России», Davidoff и Ernst & Young.

Мне одному кажется, что между этими вехами в её жизни можно было в интервью рассказать именно ту информацию, которая всем интересна?

12
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Сейчас ребенком быть гораздо безопаснее (говорю за МСК).
В моем детстве мы спокойно покупали сигареты поштучно в палатке у школы, а сиську Очаковского или знаменитый алкошмурдяк Трофи практически в любом продуктовом магазине. На рок-концертах или футбольных матчах мы регулярно получали как от доблестных сотрудников милиции, так и от представителей "вкусовой оппозиции" (практически любые концерты, за исключением "правых", регулярно накрывались гопотой). Ну и классические опи##юливания от гастролеров, приезжавших с недалекого замкадья по вечерам в ближайшие к МКАДу районы типа Новокосино, Ивановское, Измайлово и так далее.
А сейчас детей на улице практически не видно. Сидят дома да в PUBG и майнкрафты свои шпилят...

2
Ответить

Восьмой год пробую. Полет нормальный.

Ответить

Был в ее первом кафе на Островитянова 8 лет назад. Цены были просто космос.

Ответить