Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли

Беспрецедентный уровень инноваций и постоянное появление новых каналов для роста бизнеса не отменяет того факта, что Китай является одним из самых зарегулированных мировых рынков. И в первую очередь подобные меры касаются иностранных компаний. При этом глобальные китайские гиганты превращаются в лидеров в своих областях: Huawei обогнали Ericsson и Nokia в поставках телеком-оборудования, Xiaomi «сделали» Apple в продажах смартфонов, DJI создали лучшие потребительские дроны, а ByteDance разработала TikTok.

В этом комплексном обзоре рассматриваются особенности технологического «китайского пути» — ключевые аспекты в самых разных сферах, от мировой экономики до повседневности обычного служащего.

Обзор продуктовой разработки Китая и Гонконга подготовили Коля Реутин, Ульяна Черногорова и Дима Василенко во время прохождения интенсива для менеджеров продукта Валерии Розовой https://www.wannabelike.ru/rozova

Была обработана сотня публикаций на китайском, английском и русском языках, проведены интервью с местными экспертами.

Два рынка, две стратегии

— Макроуровень: регуляторика, модернизация, технологии

В отношении иностранных инвесторов и компаний в Китае действуют нормативные правовые акты госструктур. Часто это приводит к цензуре и целенаправленным ограничениям коммерческой деятельности — например, для Facebook, Netflix или Google. В то же время укрепление и развитие внутреннего рынка Китая сопровождается ростом ВВП, который не прекращался с 2010 года и достиг в сопоставимых ценах 24,3 трлн долларов к концу 2020 года; это самый высокий показатель в мире. Кроме того, Китай сам стал влиятельным инвестором в глобальный рынок — в круге его интересов экономики Анголы, Аргентины, ОАЭ, Бангладеша, Пакистана, Австралии, Великобритании и т. д. Что позволило этого достичь?

Модернизация социалистической модели в сторону рыночной. С момента изменений экономика Китая в среднем растет на 10% в год, и 30% всех физических товаров мира производится именно здесь. Кроме того, Китай привлекателен налоговыми ставками. Большинство компаний облагаются налогом в 25%, в то время как технологические компании, которые находятся в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне, облагаются пониженной ставкой в 15%.

Еще одна причина резкого роста — несколько госпрограмм развития, запущенных в 2015 году. В результате экосистемы таких компаний, как Baidu и Alibaba, становятся трамплином в цифровую эпоху для бизнеса из любой точки мира.

— Микроуровень: новый социальный статус, интернетизация, профсоюзы

В 2021 году средняя заработная плата в стране стала выше, чем в Мексике, Бразилии и Аргентине. В итоге китайцы начали менять свои потребительские привычки: больше тратить на одежду, автомобили и смартфоны. Это касается и урбанизации — активно увеличивается доля среднего класса.

Благодаря государственному плану Internet+ к 2021 году еще 85 млн получили доступ к быстрому интернету, и уже 990 млн жителей Китая пользуются интернетом ежедневно, что составляет 68% от всего населения страны. Это приводит к тому, что большая часть китайцев решают свои проблемы с помощью онлайн-сервисов и практически не посещают обычные магазины.

Также благом для китайских трудящихся стало то, что гиганты рынка транспортных услуг — Didi Global и электронной коммерции — JD. com при поддержке правительства начали создавать профсоюзы. До сих пор организованный труд был очень редок.

— Всеобщие проблемы

Растущее экономическое развитие нанесло катастрофический ущерб окружающей среде. Утрата биоразнообразия, загрязнение воздуха и воды, изменение климата, вырубка лесов и промышленные отходы — вот некоторые из основных проблем. Такой рост не проходит бесследно: страна столкнулась с сильным уроном для экологии, высоким темпом безответственной урбанизации и социальным неравенством.

Городской образ жизни, который все больше и больше присущ типичному жителю Китая, генерирует гораздо больше выбросов CO2. В рамках борьбы с этими последствиями правительство разработало ряд ограничений, которые должны изменить ситуацию, в том числе обеспечение экологических стандартов производства. Это в свою очередь может увеличить стоимость производства и снизить прибыль.

Гонконг: государство в государстве

— Права и свободы

Гонконг — специальный административный регион (САР) Китая с 1997 года, бывшая британская колония. Согласно договору между двумя странами, Гонконг получил широкую автономию до 2047 года. Пекин обещал 50 лет соблюдать «мини-конституцию» Гонконга, обеспечивающую его гражданам свободу слова и собраний и независимую судебную систему.

Китай отвечает только за оборону и внешнюю политику Гонконга, остальные вопросы решает местная власть. Здесь полностью доступны и популярны все глобальные сервисы, которые на материке в лучшем случае работают только через VPN.

Гонконг на карте Китая (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%2593%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B3&postId=550239" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Wikipedia</a>)
Гонконг на карте Китая (Wikipedia)

— Давление усиливается

Китай при этом «напоминает о себе» все чаще. Из последнего: 11 марта 2021 года Всекитайское собрание народных представителей приняло резолюцию о необходимости изменить избирательную систему Гонконга. Это ставит под угрозу наличие политической конкуренции в парламенте города.

В рейтинге экономической свободы [IEF](https://www. heritage. org/index/ranking) Гонконг был бессменным лидером до 2019 года, затем уступил первенство Сингапуру, а с 2021 года вообще исключен из рейтинга, так как, по мнению The Heritage Foundation, его экономическая политика находится под прямым контролем Пекина. Сам Китай, кстати, расположился на 107-й позиции.

Давление Пекина приводит к заметному оттоку иностранного капитала из региона. Более 1300 стартапов, изначально основанных в Гонконге, уже переехало в Сингапур, потому что считают его более благоприятным для ведения бизнеса.

— Экономический центр = неоднородность

Гонконг вместе с низкими налоговыми ставками предлагает иностранному бизнесу развитые финансовую и юридическую системы, здесь один из самых низких показателей коррупции в мире. Современная инфраструктура, глубокое проникновение интернета, рост государственных инвестиций в технологическую отрасль делают город привлекательной почвой для появления топовых продуктов. В Научном Парке Гонконга представлено более 800 самых инновационных стартапов в мире, среди которых можно отметить SenseTime и WeLab, лидирующие в сфере AI разработок.

Гонконг считается одним из самых богатых городов мира. По данным на 2020 год, более 73 тысяч его жителей имеют капитал в $5 млн или больше, а более 10 тысяч считаются сверхбогатыми — Гонконг является точкой входа на рынок Китая и этим привлекает обеспеченное население.

Однако Гонконг отстает от некоторых своих азиатских конкурентов и в развитии технологий, и в привлечении прямых иностранных инвестиций. Например, на Сингапур приходится 59% азиатских региональных штаб-квартир таких многонациональных компаний, как Facebook, LinkedIn, Google и Visa, тогда как на Гонконг — только 18%. Одна из причин, по которой многие компании отказываются от инвестирования в Гонконг, — высокая стоимость офисных площадей или земли под застройку. Но тут все просто: очень ограничена территория. И здесь встает еще одна проблема, точнее — три.

Это социальное расслоение, крайне высокая плотность населения и огромный кризис на рынке недвижимости. Многие семьи среднего класса живут в маленьких, полукоммунальных квартирах, в которых зачастую нет даже окон.

Back to China: еще о регуляторике по-китайски

— Нельзя

Так какие ограничения усложняют жизнь инвесторам и международным компаниям в Китае? Среди подобных регулирующих принципов можно выделить:

- Закон о локальных данных, который предписывает хранение данных компаний, оперирующих на территории Китая, в рамках географических границ страны.

- Закон о приватности данных, который не позволяет продавать или передавать данные пользователей без их согласия в форме прямого запроса.

- Закон о передаче данных за пределы границ, который отчасти пересекается с первым в списке и заодно запрещает любую передачу данных за пределы границ Китая.

— Можно, если постараться

Исходя из ситуации с регулированием, зарубежные продуктовые компании используют для ведения законной операционной деятельности в Китае следующие инструменты:

- заводят отдельную позицию CIO (Chief Information Officer), которая занимается отслеживанием новых мер по регуляции оборота данных, активно взаимодействует с регуляторами, занимается разработкой и поддержкой законных способов передачи данных через границу и наоборот, обеспечением прозрачности в структуре и хранении данных;

- заводят стратегические партнерства (joint ventures) с локальными компаниями, которые позволяют упростить затраты на операционную деятельность. Но тут высоки риски давления со стороны этих компаний в случае с личными данными (например, медицинскими, о страховании и т. п.).

По факту же закономерно, что непрозрачная, а иногда и противоречивая структура Китая создает сценарии, при которых даже локальные компании или юридические специалисты часто не могут помочь в решении возникающих проблем.

Back to Hong Kong: своя атмосфера

— Глобальные консерваторы

Для Гонконга характерен сегмент представительств международных организаций, и чаще всего это глобальные американские финансовые компании: HSBC, Standard Chartered, Citi, Prudential, Manulife, AIA, AXA, Bank of America, J. P. Morgan. С одной стороны, это подразумевает приток прогрессивного западного опыта, но так как эти структуры во многом консервативны, по факту там полагаются на проверенный временем подход к работе с IT как с вспомогательной функцией, командами чаще всего управляют менеджеры проектов (via Федор Коршунов, продуктовый тимлид в Гонконге).

— Нишевые инноваторы

Еще один заметный сегмент — стартапы-единороги. Самой нашумевшей в последние пару лет является ByteDance, создавшая TikTok и его местный аналог Douyin. За успехом молодых компаний часто стоит поддержка одного или нескольких местных или мировых гигантов вроде Xiaomi или Toyota. Большую роль играет сотрудничество и координация с государством, так как, к примеру, по политическим причинам успешному стартапу может быть закрыт выход на IPO. Здесь продуктовые практики могут варьироваться от среднеразвитых до прогрессивных. Эти компании, безусловно, преуспели в донесении ценности до клиента и инвесторов.

Вместе с тем есть все основания считать, что даже в Гонконге, где исторически очень высок приток квалифицированных иностранных кадров, продуктовая культура не получила тотального распространения. Однако существуют команды и компании, которые уже сейчас практикуют ShapeUp или Service Design (via Ilya Belikin).

Сегменты китайского рынка

Китай — это огромный рынок, продукты для которого создают самые разные компании. С точки зрения подходов к развитию продуктов мы выделили несколько сегментов.

- Местные нетехнологические корпорации, имеющие большой опыт работы в офлайне

В списке крупнейших — банки, страховые компании, телекомы, инфраструктурные и нефтегазовые компании, строительные организации. Они консервативны и близки к правительству и важнейшим ресурсам государства. Развитой продуктовой культуры тут нет, но есть деньги и связи, которые они активно инвестируют в прогрессивный молодой бизнес, в том числе интегрированный с их собственными legacy-системами.

- Китайские корпорации, которые построили крупнейший бизнес в Сети: JD. com, Alibaba, Baidu, Tencent и прочие. Эти компании являются местными школами продуктовой разработки, вносят вклад в развитие продуктовых сообществ в Китае. Здесь есть своя специфика: считается, что Tencent хорош в продуктах, Ali хорош в операциях, а Baidu хорош в технологиях. Функции менеджера продукта зависят от его уровня развития и конкретного «участка», где он занят. В основе обычно следующее:

— создание базовой стратегии продукта, долгосрочное планирование;

— работа с потребностями клиентов/пользователей;

— участие в проектировании и дизайне;

— обеспечение производства и доставки ценности;

— работа с метриками продукта и бизнеса;

— оценка рынка и конкурентов;

— анализ обращений, удовлетворенности клиентов;

— сотрудничество с внутренними и внешними партнерами.

Дополнительно могут добавляться:

— продвинутая стратегия, работа над расширением рынка;

— маркетинг и продвижение, которые обычно являются прерогативой отдельной функции в корпорации;

— стратегические партнерства, к примеру, с производителями электроники, и т. д.

- В оставшемся множестве разнообразных небольших стартапов и компаний среднего размера продуктовые практики сильно фрагментированы и не поддаются обобщениям.

Хайп наглядно

Для того, чтобы показать, какие индустрии в Китае находились в топе в последнее время, мы сегментировали местных «единорогов». В мировом списке «единорогов» из 936 компаний — 169 (18%) китайских и 7 гонконгских. И если в Гонконге среди индустрий лидирует финтех, включая блокчейн, то в Китае все выглядит вот так:

Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли

А если посмотреть на географию китайских компаний, то явными лидерами будут Пекин и Шанхай, остальные с большим отрывом позади:

Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли

Дизайн в Китае

— Самобытные корни

Истоки китайского графического дизайна, безусловно, — в многовековой культуре, в традициях китайского искусства. Под влиянием Запада самобытное искусство Китая постепенно трансформировалось в динамичный, современный графический стиль — важным фактором, длительное время тормозившим развитие графического дизайна, был политический режим в стране. Многие исследователи, занимающиеся историей графического дизайна в Китае, утверждают, что до периода политики «открытых дверей» дизайн и иллюстрация были всего лишь инструментами партийной пропаганды в руках коммунистов. В послевоенный период, после прихода к власти коммунистов, коммерческий графический дизайн рассматривался власть имущими не иначе как символ западного стиля жизни. Дизайнеров обвиняли в пустой трате народных средств, поскольку они рекламировали «бесполезные» товары.

— Начало и преемственность

Начальный период становления китайского графического дизайна — 1920-30-е годы. В это время сложился так называемый шанхайский стиль в дизайне, испытавший на себе множество влияний. Этот период не только считается отправной точкой китайского графического дизайна, но и является самым плодотворным — к этому времени относится все лучшее, что было создано до начала Второй мировой войны.

В Гонконге так же дизайн постепенно начал вбирать в себя элементы западного, в частности американского, графического дизайна. Такое развитие событий было весьма предсказуемым после того, как рынок наводнили американские компании — в итоге власти отдавали предпочтение именно американским специалистам по графическому дизайну, а не отечественным дизайнерам, доверяя иностранцам самые ответственные проекты. Таким образом, китайские дизайнеры были вынуждены всячески подражать стилю своих американских коллег, чтобы выжить в условиях рынка того времени и остаться конкурентоспособными. Этот период стал важной вехой в развитии китайского графического дизайна, поскольку тогда в китайскую дизайн-культуру были привнесены принципы и наработки американской школы.

— Лучшие из лучших

Среди выдающихся дизайнеров Китая можно выделить Генри Штайнера, который работал на гонконгском рынке. Впоследствии его даже стали называть отцом гонконгского графического дизайна. Среди его работ — и по сей день самые узнаваемые в Китае и Гонконге графические символы, начиная от денежных банкнот и заканчивая фирменным стилем самых известных компаний на рынке. Отдельно стоит отметить китайского дизайнера Кан Тай Кунь. Он родился в провинции Гуандун, но впоследствии переехал в Гонконг. Сначала он сотрудничал с крупным гонконгским универмагом, а в 1976 году основал свою дизайн-студию SS Design and Production. Позднее, в 1988 году, он переименовал свою компанию в Kan Tai Keung Design and Associates Ltd.

— Современность тоже про самобытность

В китайском дизайне в целом можно отметить несколько признаков, отличающих его от западного дизайна и подхода азиатских коллег:

- Графический дизайн — эмоциональный, с выраженной композицией. На западный взгляд, любой дизайн-носитель будет перенаполнен информацией — логотипы, наименования, копирайты, иллюстрации большие и маленькие.

- Почти на каждом носителе можно найти иллюстрации персонажей в собственной азиатской графике. Помимо этого, заметен литературный подход к иллюстрации: на упаковке много «вшитых» историй с рассказами из китайского фольклора, которые хорошо считываются местными жителями. Примитивизм, выраженный в частом использовании детских рисунков, милых персонажей, отсылающих к персонажам в культуре Китая, и ярких, наивных иллюстрациях. Кстати, детская эстетика считается одним из самых [заметных дизайн-трендов 2020 года.](https://www.madewithover.com/trends-copy/childlike-expression)

- Часто в коммуникации используют известных личностей — от звезд эстрады и артистов до блогеров и представителей власти. Используются либо их фотографии, либо ассоциируемые с ними иллюстрации.

- Типографика обязательно передаёт настроение и работает как на информативность, так и как общий элемент стиля. Китайские дизайнеры стремятся к европейскому минимализму, но с точки зрения композиции, а не коммуникации, как в России. Мы просто находим простое решение с запоминающимся элементом и используем его. На китайском продуктовом рынке ищут способы коротко передать длинные истории.

- В распоряжении дизайнеров, помимо общедоступных изобразительных инструментов, есть целый ряд технологий, которые позволяют взаимодействовать с пользователем через интерактивные форматы — с помощью сканирования QR-кодов и AR-механик можно проголосовать за любимый вкус напитка, сфотографироваться с персонажем рекламной кампании и тут же попутно закупиться любимым товаром. Всё это происходит через WeChat, которым пользуются все, и даёт возможность выстраивать плотные и сложные сценарии взаимодействия между продукцией и пользователем.

- Китайцы наслаждаются гигантоманией. Особенно выделяются огромных размеров шоу-румы дорогих брендов: гигантский Starbucks, магазин Gucci, похожий на дворец; салон Mazeratti, напоминающий больше музей. Многие китайские жители обожают западные бренды и создают кросс-брендинговые коллаборации. Иногда в очень неожиданных форматах.

Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли

Самая большая кофейня Starbucks в мире – Starbucks Reserve Roastery в Шанхае. Это целая кофейная фабрика с барными стойками и крутым оформлением — Зерна обжаривают прямо перед посетителями: через весь зал проходит механизм и видно, как зерна крутятся при обжарке и падают на ленту.

— Дизайн в IT

Состояние дизайна IT в Китае довольно хорошо можно описать цитатой «Будущее уже наступило — просто оно неравномерно распределено» Уильяма Гибсона. Несмотря на широкое распространение интернета и технологий, многие IT-продукты в Китае выглядят как сайты из эры 90-х и 00-х, в то время как некоторые следуют самым последним UI / UX трендам. Поэтому ниже мы попробовали представить среднестатистический образ китайского IT-продукта, который состоит из следующих особенностей.

Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли
Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли
Продуктовая разработка в Китае и в Гонконге: от восточной мудрости до цифровой эпохи — один шаг в тысячу ли

- Красивые всплывающие формы и модные на западе анимации воспринимаются широкой аудиторией в Китае как реклама, поэтому большинство информационных и сервисных блоков на китайских сайтах и в мобильных приложениях будут сверстаны без использования «летающих кристаллов» и современных веб-технологий.

- Дизайн-принцип «Less is more», популярный в западной дизайн-культуре, в Китае работает ровно наоборот. Больше выбора, больше текста на 1 пиксель, больше возможностей, больше виджетов — западные дизайнеры ухмыляются и называют это беспорядком, но для очень многих китайцев плотность говорит о качестве.

- Из-за того, что интернет буквально в начале 2010 годы был в зачатке (а за последние 10 лет с невероятной скоростью стал доступен всем), у китайцев сформировалось несколько пользовательских паттернов, отсылающих к эре медленного интернета с дорогим трафиком. Например, на сайтах до сих пор все ссылки открываются на новой вкладке или в новом окне. Таким образом у китайцев за период плохого, но доступного интернета (когда на всех сайтах ссылки открываются в новых окнах) успело закрепиться ложное понимание, что кнопка «закрыть окно» — это нечто возвращающее пользователя на предыдущую страницу.

- Красный и его оттенки — самый любимый цвет в Китае. Зачастую кнопка, обозначающая позитивное действие, может быть красного цвета и стандартная западная модель «зеленый — хорошо, красный — плохо» в Китае просто не работает, что можно связать как с ролью красного в культуре, так и в политической пропаганде.

- На большинстве сайтов практически каждый текст работает как ссылка.

- Огромное количество рекламы, в том числе gif/flash-анимации и «летающих» по экрану блоков — нестандартная ситуация для западных аналогов.

- Несколько чат-окон на странице (с технической поддержкой): одно окошко чата слева, три справа и одно прямо посередине экрана.

- Непонятная и запутанная навигация: горизонтальное меню сверху, два вертикальных по краям, одна навигация с выпадающими блоками, еще одна из 10 колонок в самом низу сайта.

- Страница обо всем и ни о чем конкретно: отсутствие какого-то определенного фокуса (задачи) у данной страницы.

- Невероятное смешение стилей как интерфейсной, так и визуальной части. В культуре продуктовой разработки консистентность дизайна отходит на второй план, уступая скорости релизов. Зачастую заметно, какие куски сайта сделаны давно и в одном стиле, а какие наспех были созданы недавно и выглядят оторванно, — можно подумать, что наличие какой-то фичи на сайте или в приложении важнее, чем удобство её использования.

- Яркий дизайн, разнообразная цветовая схема (не меньше 10 различных цветов).

- Блок с прокручивающимся текстом. Желательно несколько таких блоков.

«Ты когда там находишься, сразу понимаешь, что там люди по другому относятся к дизайну и у них свои принципы восприятия интерфейсов — дизайнеру в Китае придется переучиваться, чтобы создавать решения для азиатского рынка. В противовес западному минимализму китайские интерфейсы очень перенасыщены информацией и их редко можно назвать удобными, не говоря о том, что сервисами нельзя пользоваться без знания Мандарина — разве что в Гонконге изредка можно встретить интерфейсы на английском.

В России распространено мнение, что команда без дизайнера не считается продуктовой командой, а в Китае зачастую дизайном занимаются разработчики. Незадолго до того, как я вернулся в Россию, у нас появился дизайнер продукта, и мы не ориентировались его макеты на 100% — зачастую мы делали продукт на основе набросков и скетчей, и в результате разработчики могли убрать сложные в разработке части дизайна в угоду скорости. Уверен, что не везде так — я работал не в дизайн-ориентированной компании, но, судя по мнению коллег, это довольно частое явление».


Лев Ростунов, был тимлидом кросс-функциональной продуктовой команды в Китае.

Резюме: «И всё-таки это топ»

На первый взгляд может показаться, что у дизайна в IT Китая большие проблемы. Но если обратить внимание на контекст, то становится понятно, что многие особенности обусловлены закрытостью китайского интернета, социальной и политической динамикой, историей развития технологий — достаточно отстраниться от субъективных ощущений, и все становится на свои места. К тому же в каждом шорт-листе престижных дизайн-премий можно обнаружить работы китайских дизайнеров, а некоторые нередко и побеждают, не говоря уже о том, что в 2019 году Китай занял первое место в мировом рейтинге дизайна.

44
Начать дискуссию