4 типа обучающихся системе "котиков", которые требуют особого внимания

На проектах внедрения корпоративных систем порядка 15% трудозатрат закладываем на обучение пользователей работе в системе. Конечно, согласно принципам UX/UI, интерфейс системы должен быть настолько простым и понятным, чтобы задачи решались очевидно с минимальным числом действий. Однако роль обучения не только в демонстрации интерфейса и работы кнопок, но и помощь сотрудникам компании комфортно перейти на новую модель работы, выстроить правильные паттерны поведения, разобрать сложные кейсы, повысить уровень доверия и снять возможный негатив.

Очное обучение по-прежнему считаем наиболее эффективным с точки зрения преимуществ "живого" взаимодействия с обучающимися. Правда, такое обучение накладывает множество требований к компетенциям и опыта преподавателя. Кроме умения грамотно доносить мысли и демонстрировать действия на экране, важно уметь работать с аудиторией, находить индивидуальный подход к слушателям. Далеко не каждый аналитик имеет высшее педагогическое образование и знает, как эффективно организовать учебный процесс. Поэтому в компании мы прокачиваем отдельную технологию обучения.

Ранее мы уже представляли список 10 типов пользователей и что за ними скрывается. Опыт Kung Fu аналитика. В этой же статье хотелось бы поделиться опытом работы с типами учеников, к которым важно найти особый подход.

Союзник

Самый приятный тип учеников, которые понимают будущую пользу системы, зачастую активно участвуют во внедрении и к началу обучения уже знают, как все будет работать. Еще лучше, если имеют влияние на других, энергичны и готовы заразить позитивом окружающих. Но если даже не так, то полезно сразу выделить таких и не стесняться просить о помощи и прикрыть тылы, пока "сражаетесь" с другими героями. Таких не стоит терять, а лучше "вербовать" новых.

Балабол

Такой ученик шутит, перебивает, отвлекает других. Он явно выделяется и привлекает внимание окружающих. Важно правильно выявить мотивы такого "плохого" поведения и уже их обрабатывать. Например:

  • Привлечь внимание - уделять его не тогда, когда "плохо" себя ведет, а когда ведет "хорошо". Для шуток и разговоров тоже нужно выделять время. Энергию также можно направить в полезное русло и назначить ответственным за экспертизу, кофейную паузу или придумывание ситуаций для разбора.
  • Власть - признать интересы во влиянии, апеллировать к правилам занятия. Для руководителей важно помочь сохранить статус и влияние, желающим "выслужиться" помогать тоже можно, но филиграннее.
  • Избегание неудачи - обязательно поддержать, дать реализоваться в группе, похвалить за правильные замечания и ответы.
  • Месть - не встречалась, но если уж до этого чем-то не угодили, то остается только проявлять открытость к диалогу и дружелюбие.

Саботажник

Таких учеников просто идентифицировать по фразам: "У нас всё не так", "раньше было удобнее", "у меня нет времени обучаться", "лучше бы сделали по-моему". Также в эту лодку посадим тех, кто молчит, проявляет видимое недовольство, кивает головой, но делает не так.

Иногда хочется просто проигнорировать, но это не наш метод. Претензии важно выслушать. Идеальных систем не бывает и некоторые претензии действительно можно возвести в ранг "объективная". Если есть емкая и быстрая аргументация для переубеждения, то самое время ответить, иначе фиксируем и предлагаем обсудить в другое время. Помним о цели - обучить тому, что поддержано руководством и подготовлено к внедрению с участием коллег.

Хронический непонимальщик

Если большинство поняли материал, а есть один… как бы так мягко сказать… которому нужно больше времени, то не стоит подстраиваться и добиваться 100%-ой результативности. Иногда помогает закрепление за таким учеником быстро схватывающего Союзника. Важно проверять, что правильно усвоена основа, а нюансы можете обсудить после обучения отдельно или рекомендовать дополнительные материалы для изучения.

В качестве заключения…

Каждая группа учеников по-своему уникальна, как и уникальны ученики. При этом преподавателю всегда важно оставаться рассудительным, дружелюбным и придерживаться цели. Если к концу обучения получится каждого назвать своим союзником, то Вы - #СенSay преподавания.

Какие еще нюансы учесть при организации и проведении обучения можно почитать в:

Напишите в комментариях, с каким типами обучающихся сталкивались и как получилось выстроить взаимодействие. А также, интересен ли опыт по организации и проведению обучения.

А для того, чтобы не пропустить выход следующих статей, подписывайтесь на наш телеграм-канал, в котором мы публикуем анонсы:

1212
8 комментариев

Когда представляешь саботажников или непонимальщиков такими котиками как на гифках, раздражение начинает отпускать)

2
Ответить

Может поэтому в школе некоторые учителя иногда называли учеников "котики мои"?)

Ответить

вот бы в жизни тоже котики сами себе когти точили как на этой гифке

1
Ответить

Сами готовили, убирали, за детьми следили... Эх, мечты, мечты.

Ответить