Первое свободное общество в Европе. Часть 1 из 2

Черногория без преувеличения становится чуть ли не единственным комфортным пристанищем для русского человека, если он ищет что-то большее чем просто место чтобы «перезимовать». Посильный вклад в это вносит движение Монтелиберо — проект свободного общества в Европе.

Первое свободное общество в Европе. Часть 1 из 2

Что такое Монтелиберо?

Социальное движение по превращению Черногории на практике в самую свободную и процветающую страну в мире, которая станет примером для других стран. Можно сказать, что проверяется экспериментально гипотеза что первое порождает второе.

Монтелиберо — это больше политическое движение? Обязательно ли быть либертарианцем, чтобы стать участником проекта?

На практике, Монтелиберо - это скорее не политическое движение, а идея, как помочь Черногории стать мировым центром инноваций и процветания, силами уже сформированного разветвленного международного движения из нескольких сотен единомышленников с самыми различными компетенциями, которые прямо сейчас могут оказывать различную экспертную и практическую помощь социально значимым проектам в стране, с помощью привлечения капитала самого разного рода.

Обязательное условие только одно - соблюдение принципа неагрессии (NAP)

Есть ли у проекта киллер-фича и (или) уникальная особенность?

На данный момент можно предположить что это интеграция оффлайновых социальных проектов и блокчейн-технологий - это создаёт открытые и обезличенные механизмы вовлечения и участия. В любом другом социальном проекте вам всё же надо сначала пробиться в некое ядро проекта, что радикально сокращает возможные кадры и ресурсы. Мы называем это "токеномикой" и без неё были бы просто ещё одной мутной группой релокантов со своими культурными особенностями и коллективными фантазиями. Интегрироваться во все уровни проекта можно в течении пары часов. Мы уже интегрировали в токеномику на блокчейне права на абсолютно материальные объекты вроде дорог, зданий, коммуналки и прочих жизненно важных вещей.

Таким образом технологической основой нашего сообщества выступает блокчейн и токеномика, то есть организация по принципам открытых акционерных обществ, существующих вне национальных юрисдикций, как интернет-феномены, посредством которых организован взаимозачет различных обязательств внутри сообщества и прозрачное привлечение и распределение совместных ресурсов, включая программы Базового Дохода и венчурного инвестирования.

Про токеномику и другие реализованные кейсы подробнее будет написано во второй части статьи.

Почему вначале была выбрана именно Черногория и не жалеете ли вы о своём выборе спустя годы?

Концептуально проект обсуждался ещё лет тринадцать назад, когда стало понятно что в России будучи либертарианцем каши не сваришь. Черногория долго рассматривалась как основная кандидатура, но к активной стадии проекта мы перешли когда гибридная система в ней посыпалась и оппозиционная коалиция взяла парламент. Иначе было бы как-то тупо бежать из одной автократии в другую. В этом году со сменой президента также оформилась и функциональная демократия.

Есть и те факторы, которые в Черногории были всегда:

  • Разнообразие этнических групп в Черногории способствует интеграции и успешной адаптации представителей разных культур.
  • Как бы либертарианцы не плевались на Евросоюз, но его альтернатива - это влияние Коммунистической Партии Китая и аналогичных деспотичных образований. Близость к ЕС же даёт доступ к близким нам европейским традициям, правам человека и индивидуальной свободе.
  • Выход к морю открывает больше возможностей для торговых отношений, взаимодействия со всем миром и снижает зависимость страны от различных соседей.
  • Общепризнанный республиканский суверенитет позволяет проводить реформы и строить капиталистическое будущее без политических ограничений.
  • Небольшая численность населения делает Черногорию более гибкой и доступной для проведения социальных изменений.

Таким образом Черногория — это безальтернативная страна. Есть ещё Лихтенштейн или Монако с офшорными государствами, но уверены ли вы в том что убедите в чём-либо королевских особ? Есть карликовые прибрежные страны в третьем мире, но там вас скушают скорее, а не будут капиталистические реформы проводить. В общем-то и всё, глобус кончился. Более подробный разбор можно найти на нашем сайте, а ещё выбор хорошо обоснован на этой схеме:

Первое свободное общество в Европе. Часть 1 из 2

Спустя годы, участники в большинстве своём не жалеют о выборе Черногории, несмотря на небольшое количество проблем, которое удалось по итогу выявить. Например, оказалось что средиземноморский курортный климат слишком расслабляет и не способствует буйной работоспособности, а крупная русскоязычная диаспора не спешит интегрироваться в страну и её культуру, имея роскошь капсулироваться внутри себя.

В мире есть и другие подобные проекты. Монтелиберо уже превосходит их или пока что в чём-то отстаёт?

Есть много разных эзотерических общин хиппи, кибуцев и стационарных тусовок мистиков, но они именно что мистики или коммунисты, то есть не от мира сего и к успеху на этой грешной земле не придут, просто потому что их сфера интересов где-то в разных трипах витает или фантазиях противоречащих экономике и законам физики. Есть оригинальный проект территориальной концентрации либертарианцев в США, в Нью-Гемпшире (FSP), он развивается с 2000 года и намного, намного более разит чем наше сообщество: с тысячами участников, целыми городами где они большинство образуют, с их представителями в парламентах, многотысячными сходками, мировой известностью и.т.д. Но в итоге их уничтожит методологическая дыра, ведь чтобы по настоящему провести целостные и важные реформы (по направлению к более свободной экономике) они должны обладать суверенитетом от Федерального Правительства, а это в 19 веке не получилось сделать даже у половины страны [не говоря уже о небольшом штате].

Мы среди большинства таких проектов практически карлики, но выбранная методология имеет значение, а быстрый масштабный путь в тупик это бессмысленно.

Какие были наибольшие трудности, с которыми вы сталкивались и как их преодолевали?

Для начала надо было найти первопроходцев которые бы потащились в другую страну и готовы были бы помогать остальным это делать. Таковые появились в декабре 2020 года, в итоге к тому моменту когда сюда хлынул поток релокантов, то уже имелась налаженная социально-организационная инфраструктура.

Токеномику мы тоже не сразу родили, сначала у нас просто было сетевое сообщество в телеграмме из пары сумасшедших, первый волонтёр что шарил за блокчейн и кодинг в нём. Он и помог создать с ноля нашу цифровую оснастку на блокчейне которая до сих пор развивается.

Если говорить о физических пространствах в виде дорог, коммунальной инфраструктуры и зданий, а также клубных общественных пространств, то они тоже появились в результате действий конкретных лиц — предпринимателей которые появились в сообществе и всё это организовали.

И так каждый раз. Сначала у нас ничего нет, но иногда появляется предприниматель который что-то создаёт системообразующее. Есть и второй вариант, когда появляется понимание этой проблемы и поиск такого предпринимателя, но в общем и целом всё сводится к появлению в сообществе людей с нужными волевыми и компетентностными способностями и организационными талантами, которые рамки сообщества и проекта постоянно раздвигают. Соответственно главная проблема в том что у нас таких предпринимателей очень мало и пока нет выстроенного конвейера по их инкубации и массовой акселерации, развитие чего кажется основной текущей задачей и потребностью.

Другим большим блоком проблем можно выделить трудности интеграции в страну. Этот вопрос решен очень частично, лишь несколько из нас как то породнились с местными.

А вот кстати, есть ли у проекта какие-то перспективные инициативы, которые вы пока не можете реализовать из-за недостатка финансовых или людских ресурсов?

Так весь проект как раз и состоит в постоянном вовлечении ресурсов. И для каждой промежуточной и конечной целей нужны разные объёмы и качество этих ресурсов. Навскидку — это бизнес-инкубатор, международный либертарианский фестиваль на площадке Черногории и нашего МТЛ-Сити, как собственно и его застройка, а также создание там технопарка и что не менее важно выход на страновую правозащиту и просвещение, что требует совершенно другого уровня доступных ресурсов, без чего трансфер страны в Средиземноморскую Ирландию затруднителен.

Монтелиберо ведь интересуются не только русскоязычные эмигранты, а также граждане других стран. Высказывал ли кто-то из них желание тоже переехать в Черногорию?

В активе Монтелиберо есть участники не только из СНГ, но и из Бельгии, Индии, Германии, Италии и других стран. И они тоже участвуют в самых разных формах и ролях: коллективно инвестируют, презентуют проект в сети и оффлайн, создают и развивают онлайн-площадки (уже есть англо-, франко- и немецкоязычные каналы и чаты в медиасети МТЛ). И, да, есть и те, кто стал черногорским «лендлордом» — вложился в приобретение земельного участка и планирует строить дом, то есть жить в Черногории всерьёз и долго.

Первое свободное общество в Европе. Часть 1 из 2

Кого вообще можно считать участником проекта?

При максимальной открытости нашего движения оно конечно неоднородно, и разные участники находятся на разных уровнях вовлечения. Кто-то ограничивается лишь участием в чатах и подпиской на информационные каналы, кто-то более плотно взаимодействует в реализации различных локальных проектах и направлениях, кто-то инвестирует в токеномику удалённо, а кто-то переезжает в Черногории и развивает локальные бизнесы или социальные проекты.

Первое свободное общество в Европе. Часть 1 из 2

Какие у Монтелиберо есть медиаресурсы?

Это была первая половина интервью с участниками проекта Монтелиберо. Вторая часть эксклюзивно выйдет в Теории Флагов — ресурсе об образе жизни Вечного Туриста и проблемах современного эмигранта. В ней разберёмся с тем как продвигается строительство MTL-City и поподробнее обсудим токеномику.

11
6 комментариев

Слышал о них раньше, не знал что уже таких масштабов достигли

1
Ответить

Не понимаю, почему либертарианцы не едут в Сомали? Вот уж где полная свобода для предприимчивых людей. Хочешь – бананами торгуй, хочешь – рабами. Можешь быть пиратом, можешь контрабандистом. Но нет, либертарианцы упорно едут в страны, где околосоциалисты уже построили относительно теплые гнездышки.

1
Ответить

В статье это объясняется. Шанс быть убитым в Сомали кратно выше. И культура совсем неприятная

1
Ответить

Кроме климата в ЧГ ничего хорошего, работы нет, закона в половине случаев просто нет, вы всегда будете не правы, потому, что нет кума, это снаружи все выглядит привлекательно

Ответить