Страхи начинающего автора или почему издатель настольных игр вас не обидит
В процессе общения с издателем (и работы над игрой) у авторов настольных игр время от времени возникают страхи и недопонимания, почему издатель делает что-то определенным образом, а не как задумал автор.
Я сам сначала был начинающим автором настольных игр, который бегал по издателям. Потом я стал издавать свои настольные игры. Потом я стал издавать их в кооперации с интересными художниками и дизайнерами и в итоге дорос до издания игр сторонних авторов.
Теперь, когда у меня есть "виды" на еще несколько интересных российских разработок и опыт общения с достаточно большим числом авторов, я хочу показать этот мир производства настольных игр глазами издателя через страхи авторов.
У меня украдут игру
В России игровые механики не патентуются. Более того, число игровых механик настолько велико, что красть почти нечего. Игра берет интересным сочетанием механик, выверенным балансом и математической моделью, а также сюжетом и оформлением. Как издатель, мне нет смысла красть вашу механику. Во-первых, при желании я могу ее повторить, поиграв в вашу игру, во-вторых, не буду это делать. Это затраты сил, времени и ресурсов на тестирование и т. п. и я лучше доработаю игру совместно с автором.
Я не покажу игру, пока не подпишут NDA
А я не буду издавать игру, пока вы ее не покажете.
Вы можете прислать мне игру в виде чернового прототипа и правил, без графики и крутых компонентов. Мне как издателю нужно увидеть потенциал в вашей игре. Игра будет в любом случае дорабатываться под видение издателя, а после того, как я готов буду взять ее в работу, можно подписать договор для вашего успокоения. В крупных европейских издательствах вообще принято, что автор платить 20-100 евро за то, что его игру посмотрит даже не издатель, а специальный сотрудник и уже после он сводит вас и менеджеров.
Я хотел игру про лес и животных, а издатель сделал из нее игру по Химии.
У каждого издательства есть своя специализация, набор франшиз или серий игр. И ваша игра может прекрасно подойти по механике под что-то. Редкое исключение, когда вы приходите с уже готовой игрой и ее нужно только чуть отшлифовать. Обычно же ваша идея будет переработана издателем так, как он считает нужным. Понятно дело по согласованию с вами, но к этому надо быть готовыми. Вы можете или согласиться с этим или попробовать издать игру сами.
У меня было 100 карт, 20 планшетов, поле на А1 формат и 30 фигурок, а издатель все выкинул
Одна из ошибок авторов заключается в том, что они не понимают цены своей игры, ее позиционировании в нише продаж и как ее в принципе можно будет произвести. Как издатель я в первую очередь думаю о конкурентоспособности и позиционировании, особенно выводя на рынок нишевые настольные игры типа научных. Игру про вектора по физике за три тысячи не купят. А вот небольшую коробочку про милых котиков, которым нужно помочь научиться прыгать, попутно изучая физику и геометрию за 800–900 рублей купят с удовольствием.
Издатель не хочет оставить мою графику и дизайн
Даже если издатель согласится не менять вашу игру. Согласится оставить вашу графику или дизайн, то он будет ее переделывать.
Во-первых, лицензионная чистота. Проверка шрифтов, картинок и прочего на вопрос "а не прилетит ли потом за авторские права". Если есть сомнения, то переделывать.
Во-вторых, возможности типографии. Я привык, например работать с тремя размерами коробок, штампы по ним есть в типографии, с которой я сотрудничаю уже шесть лет, поэтому это и экономит цену и оптимизирует логистику (мне достаточно иметь для отправки три вида упаковки). То же касается карт, жетонов и прочего. Мне как издателю понятней, как лучше изготовить те или иные компоненты.
В-третьих, 99.9% ваша графика не пригодна для печати. У нее будет низкое разрешение, цвета, которые не будут нормально смотреться в CMYK, жетоны и карты, у которых явно не будет запаса на возможные погрешности вырубки и выпуска за контур и многое другое. Вся графика будет переработана и оптимизирована издателем (то есть мной). А на коробке вы явно забудете оставить место для выходных данных и другой, требуемой по закону, информации.
Все издатели жадные
Автор игры, в зависимости от тиража, может получить гонорар и/или роялти. Гонорар выплачивается сразу и обычно он лежит в районе 30-60 тысяч, но востребованные авторы могут сразу запросить и 100 000 рублей. Но это те, чьи игры гарантировано будут проданы тиражом более 2-3 тысяч штук.
Роялти в среднем 3-5% от оптовой цены. Можно обойтись без гонорара и запросить те же 3-5% от розничной цены. У меня маленькое издательство и при тиражах 500 штук я не выплачиваю сразу гонорар, а предлагаю авторам получать базово 10% от цены продажи. И вот от этой цифры я хочу рассказать про "жадность".
Это не все страхи и вопросы, которые возникают у начинающего автора, поэтому вы можете задать их в комментариях.
В свою очередь я буду признателен, если вы посмотрите на мои игры. Вы также можете обратиться ко мне как по разработке настольных игр под заказ, так и с идеей вашей настольной игры.
P.S. До 10 июня вы можете поддержать мое маленькое семейное издательство заказав полезную и уникальную настольную игру про электрические цепи со скидкой 35% и плюшками краудфандинга.
Зависит от издателя, но да. Вообще я совсем недавно заинтересовался настольными играми, в частности D&D.
Издатель может сказать, что игра, мягко говоря, не очень :)
Может сказать и в итоге отказаться от денег с перспективной игры из-за неправильного выбора.
Это тоже. Но может и наоборот посчитать игру перспективной и прогореть.
Конечно, со всем так.
90% прибыли получают чужие"дяди". Обидно.
Из стоимости игры типография забирает обычно от трети до четвертой части, в зависимости от тиража (это от РРЦ), а если крупный опт, где скидки 50-60% (чтобы встать в розницу), то половину цены, а то и больше. Налоги + комиссия платежных систем + всякие ODF, кассы и прочее съедают еще до 10%.
Маркеты забирают от 15 до 20%, на деле с геморроем поставок и прочего, если ты не близко к складам и с участием в распродажах потери идут до 40% (обычно около 30% от цены).
Тиражи до 1000 штук принято считать убыточными, я экономлю на многих вещах (не на качестве), чтобы игра была конкурентна и давала небольшую прибыль на развитие даже при 500 штук. Ну чтобы авторам хоть что-то заплатить в итоге.