1400 слов про интернет тренды - самое важное из Internet Trends 2019

Кто-то ждет выхода нового сезона любимого сериала, а я отчета Internet Trends от Mary Meeker. Презентация Mary становится все больше и больше, что подтверждает мой супер-мега-анализ (см. слайд) и без синтеза тут не обойтись. Мое саммари прошлогодней презентации можно найти тут.

Количество страниц в отчетах Internet Trends Nikita Bugrov
Количество страниц в отчетах Internet Trends Nikita Bugrov

С момента публикации предыдущего отчета в конце мая 2018 Mary Meeker успела сделать многое. В сентябре 2018 она заявила что покидает KPCB и делает свой "digital growth" фонд. В январе 2019 она объявила, что фонд будет называть Bond Capital. В конце апреля закрыла фонд в $1.25 млрд, а в конце мая сделала первую инвестицию из него. Все это не помешало ей выпустить очередной отчет.

Как всегда [лайк, шер, алишер]. Поехали!

P.S. Мне одному кажется, что логотип фонда подозрительно напоминает логотип банка Открытие?

Пользователи и устройства

- В 2018 году проникновение интернета в мире превысило 50%. Количество пользователей сети растет на 6% в год и скорость роста ожидаемо замедляется (слайды 6-7, 9). В основном вне сети остались жители Азии и Африки (слайды 10-11).

И что: Вторая половина интернета будет совершенно другой. В основном к сети еще не подключены бедные жители Азии и Африки, которым сложно найти даже $50 на самый дешевый смартфон. Они часто малограмотны или неграмотны вовсе. У них совершенно другие потребности и возможности – думаю они сильно изменят интерфейсы и сервисы. Например, если мы с вами используем голосовые интерфейсы, потому что в каких-то случаях они удобнее, то неграмотный водитель такси где-нибудь в Индии – потому что по-другому не может.

- Отгрузки новых устройств упали в 2018 на 4%. В первый раз с 2009. Ожидаемо (слайд 8).

И что: В 2019 падение ускорится, так как у Huawei большие проблемы и вкладывать в маркетинг они не будут. В Q1 2019 они были вторыми по доле в отгрузках в мире, а теперь вообще не понятно, из чего они будут делать свою продукцию.

Ритейл и реклама

- eCommerce в США это 15% от всего ритейла. Оборот eCommerce растет на 12% в год, по сравнению с 2% у brick & mortar ритейла – просто отлично.

- Ритейл в Китае для меня это что-то совершенно уникальное. Во-первых, у них популярна связка Live-Streaming + E-Commerce (слайд 323). Судя по скриншотам и видео в интернете, возникает ощущение, что это такой себе магазин на диване от инфлюенсеров разного рода. Во-вторых, Alibaba топит за свой “New Retail”, который, по сути, про три вещи – принесение разного рода digital опыта в обычные магазины, самообслуживание и доставку товаров до двери (слайд 324).

И что: Мне пока не понятно, придумали ли китайцы новые и переносимые на другие страны способы вовлечь людей в шоппинг, смешав его с развлечением, или это что-то интересное, но не переносимое на другие нации.

- Траты на online рекламу в 2018 составили примерно $110 млрд. и последние 4 года растут на 20% в год. Десктоп стагнирует, рост только за счет «мобильных платформ» (слайд 23).

- В 2018 отношение LTV / CAC у Spotify доросло до 3, у недавно вышедшего на IPO (и прибыльного) Zoom оно 3.7 (слайды 32-33).

И что: Говорят, что подписочный бизнес устойчив есть LTV / CAC >3.

Картинки и игры

- В 2018 средний американец потреблял контент с цифровых устройств (компьютер, смартфон, планшет, консоль и тд) в среднем 6.3 часа в день, что на 7% больше, чем годом ранее. Рост за счет того, что люди тратят меньше времени на просмотр ТВ и больше – на залипание в смарфоне/планшете, на которое сейчас уходит 3.6 часа (слайд 41).

- По количеству пользователей на глобальном рынке, как это ни удивительно, быстрее всех растут и так огромные Youtube и Instagram. В конце 2018 DAU этих сервисов был 27% и 19% от всех интернет пользователей. Каждый четвертый и каждый пятый пользователи сети! У Facebook 30%, у WhatsApp 25%, WeChat 23% (слайд 47).

- Игры – штука старая и массовая, поэтому никакого hockey stick’a в количестве играющих людей тут быть не может. В 2018 году 2.4 млрд. человек (32% населения планеты или 64% интернет пользователей) хотя бы раз поиграли в компьютерные игры. Рост на те же 6% в год, что и проникновения интернета (слайд 89).

И что:

- Как ни крути, а картинка и игры - главные драйверы роста использования сети. Хлеба и зрелищ!

- Представляю как ревут операторы связи из-за нагрузки на сети за счет видео и фоточек. Реветь они будут еще больше. Игры, по всей видимости, двинутся в сторону стриминга – Google Stadia запускается в ноябре, а Microsoft xCloud запустится в триале в октябре. Если такие проекты будут отлично реализованы технически, а сети позволят (важны и ширина канала, и низкие задержки), то люди будут тратить на игры сильно больше времени, за счет возросшей доступности.

Рынок труда

- В США в 2018 году в on-demand сервисах работали 6.6 млн человек (рост +22% YoY). Рост не замедляется год к году! Понятно, что к gig economy люди приходят не от хорошей жизни. Самая популярная причина (упоминали 47% респондентов – огромный отрыв от второго места) - “Previously Unemployed” (слайды 224, 226)

Про образование

- Образование в США не просто дорогое ($36 тыс. за один год бакалавриата в усредненном Private Non-Profit 4-Year University), но и дорожает быстрее инфляции. В итоге выпускник выходит из университета с долгом в $150+ тыс. долларов, а кредиты за образование в США – это уже $1.5 трлн. или 7.5% ВВП (слайд 235).

- Последние 5-7 лет количество оффлайн студентов снижается (слайд 237). Причин много – это и изменение структуры населения, и изменение поведения людей (странно учить какой-то технический скилл оффлайн и, возможно, для этого переезжать или уходить с работы, если можно все сделать по сети), и высокая цена и еще куча факторов. В результате видно, что обычные университеты создают онлайн программы (слайд 240) и растет спрос на разного рода онлайн курсы, развивающие понятным образом «отбиваемые» у студентов навыки типа программирования (слайды 242-254).

И что: Высокие цены на образование и развитие технологий (sic!) все сильно меняют. Люди заводят семью позже, отказываются от покупки машины или жилья в пользу аренды, потому что нужно платить кредит. Рискну предположить, что образование (и интернет образование еще больше) становится все более утилитарным: когда что-то стоит очень дорого, то часто хочется понимать возврат на инвестиции.

Про здравоохранение

- У США космические траты на здравоохранение. В 2017 году они составили около 24% от всех трат госбюджета США (или примерно $950 млрд.), в 1987 году их доля была всего 10%. Здравоохранение формирует около 18% всего ВВП страны (или примерно $3.5 трлн.). Думаю, большего процента ВВП на здравоохранение не тратит никто в мире (слайд 270).

- Несмотря на огромные траты, эффективность здравоохранения (предотвращение смертей на тысячу пациентов) в США так себе (слайд 272). Выглядит так, как будто healthcare in US is broken. Множество стартапов пытаются его починить (слайды 275-285) локально, а гиганты типа Apple пытаются понять следующую-большую-вещь на глобальном масштабе (слайды 288-291).

Китай. Экономика.

- Индексы уверенности бизнеса и потребителей на спаде последние год-полтора (слайды 295-296). Профицит торгового баланса снижается последние 4 года – спасибо падающему экспорту и выросшему туризму (слайд 300).

- Ежемесячный располагаемый доход городских домохозяйств в Китае последние лет 25 рисует эталонный hokey stick. В 2018 году он составил около $5.5 тыс. (слайд 299). В России, по моим прикидкам, этот же показатель составил $1.4 тыс., что эквивалентно Китаю в 2006-2007 годах.

- Население стареет, становится обеспеченнее и это влияет на экономику: доля Китая в мировом экспорте падает с 2016 года (слайд 301).

И что: Двигатель мирового ВВП продолжает замедляеться. Главное, чтобы он не замедлился так, что его начало колбасить из-за системных проблем (пузырь на рынке недвижимости, например), а то мало не покажется всей планете.

Китай. Интернет.

- У Китая по-прежнему огромный потенциал в части интернет бизнеса – интернет на мобильных устройствах используют всего 58% населения страны или целых 817 млн. человек. Проникновение растет на 8-9% в год (слайд 303).

- Средний китаец залипает в смартфон примерно 140 часов в месяц, то есть 4.6 часа в день (в США 3.6 часа в день). Значительный прирост во времени использования смартфона в последние два года произошел во многом за счет коротких видео по 5 минут и меньше – люди тратят на них по 15-20 часов в месяц! То есть каждый день залипают на полчаса! (слайд 306). DAU на апрель 2019 года у основных игроков абсолютно нереальные – у Douyin ~240 млн., Kuaishou ~210 млн. (слайд 305).

- В плане user experience в мобильных приложениях, Китай – просто другая планета. Думаю, все уже знают, что WeChat дает функциональность платежной системы и является платежным инструментом по умолчанию в Китае. История пошла дальше. Такие приложения как WeChat, Meituan, Alipay, стали Super Apps – платформами, которые с помощью мини-программ, встроенных в приложение, удовлетворяют весь спрос, который только могут (слайды 314-321). Эту идею перенимают западные коллеги.

33
Начать дискуссию