Офтоп
Nikita Bugrov
334

1400 слов про интернет тренды - самое важное из Internet Trends 2019

Кто-то ждет выхода нового сезона любимого сериала, а я отчета Internet Trends от Mary Meeker. Презентация Mary становится все больше и больше, что подтверждает мой супер-мега-анализ (см. слайд) и без синтеза тут не обойтись. Мое саммари прошлогодней презентации можно найти тут.

В закладки
Количество страниц в отчетах Internet Trends Nikita Bugrov

С момента публикации предыдущего отчета в конце мая 2018 Mary Meeker успела сделать многое. В сентябре 2018 она заявила что покидает KPCB и делает свой "digital growth" фонд. В январе 2019 она объявила, что фонд будет называть Bond Capital. В конце апреля закрыла фонд в $1.25 млрд, а в конце мая сделала первую инвестицию из него. Все это не помешало ей выпустить очередной отчет.

Как всегда [лайк, шер, алишер]. Поехали!

P.S. Мне одному кажется, что логотип фонда подозрительно напоминает логотип банка Открытие?

Пользователи и устройства

- В 2018 году проникновение интернета в мире превысило 50%. Количество пользователей сети растет на 6% в год и скорость роста ожидаемо замедляется (слайды 6-7, 9). В основном вне сети остались жители Азии и Африки (слайды 10-11).

И что: Вторая половина интернета будет совершенно другой. В основном к сети еще не подключены бедные жители Азии и Африки, которым сложно найти даже $50 на самый дешевый смартфон. Они часто малограмотны или неграмотны вовсе. У них совершенно другие потребности и возможности – думаю они сильно изменят интерфейсы и сервисы. Например, если мы с вами используем голосовые интерфейсы, потому что в каких-то случаях они удобнее, то неграмотный водитель такси где-нибудь в Индии – потому что по-другому не может.

- Отгрузки новых устройств упали в 2018 на 4%. В первый раз с 2009. Ожидаемо (слайд 8).

И что: В 2019 падение ускорится, так как у Huawei большие проблемы и вкладывать в маркетинг они не будут. В Q1 2019 они были вторыми по доле в отгрузках в мире, а теперь вообще не понятно, из чего они будут делать свою продукцию.

Ритейл и реклама

- eCommerce в США это 15% от всего ритейла. Оборот eCommerce растет на 12% в год, по сравнению с 2% у brick & mortar ритейла – просто отлично.

- Ритейл в Китае для меня это что-то совершенно уникальное. Во-первых, у них популярна связка Live-Streaming + E-Commerce (слайд 323). Судя по скриншотам и видео в интернете, возникает ощущение, что это такой себе магазин на диване от инфлюенсеров разного рода. Во-вторых, Alibaba топит за свой “New Retail”, который, по сути, про три вещи – принесение разного рода digital опыта в обычные магазины, самообслуживание и доставку товаров до двери (слайд 324).

И что: Мне пока не понятно, придумали ли китайцы новые и переносимые на другие страны способы вовлечь людей в шоппинг, смешав его с развлечением, или это что-то интересное, но не переносимое на другие нации.

- Траты на online рекламу в 2018 составили примерно $110 млрд. и последние 4 года растут на 20% в год. Десктоп стагнирует, рост только за счет «мобильных платформ» (слайд 23).

- В 2018 отношение LTV / CAC у Spotify доросло до 3, у недавно вышедшего на IPO (и прибыльного) Zoom оно 3.7 (слайды 32-33).

И что: Говорят, что подписочный бизнес устойчив есть LTV / CAC >3.

Картинки и игры

- В 2018 средний американец потреблял контент с цифровых устройств (компьютер, смартфон, планшет, консоль и тд) в среднем 6.3 часа в день, что на 7% больше, чем годом ранее. Рост за счет того, что люди тратят меньше времени на просмотр ТВ и больше – на залипание в смарфоне/планшете, на которое сейчас уходит 3.6 часа (слайд 41).

- По количеству пользователей на глобальном рынке, как это ни удивительно, быстрее всех растут и так огромные Youtube и Instagram. В конце 2018 DAU этих сервисов был 27% и 19% от всех интернет пользователей. Каждый четвертый и каждый пятый пользователи сети! У Facebook 30%, у WhatsApp 25%, WeChat 23% (слайд 47).

- Игры – штука старая и массовая, поэтому никакого hockey stick’a в количестве играющих людей тут быть не может. В 2018 году 2.4 млрд. человек (32% населения планеты или 64% интернет пользователей) хотя бы раз поиграли в компьютерные игры. Рост на те же 6% в год, что и проникновения интернета (слайд 89).

И что:

- Как ни крути, а картинка и игры - главные драйверы роста использования сети. Хлеба и зрелищ!

- Представляю как ревут операторы связи из-за нагрузки на сети за счет видео и фоточек. Реветь они будут еще больше. Игры, по всей видимости, двинутся в сторону стриминга – Google Stadia запускается в ноябре, а Microsoft xCloud запустится в триале в октябре. Если такие проекты будут отлично реализованы технически, а сети позволят (важны и ширина канала, и низкие задержки), то люди будут тратить на игры сильно больше времени, за счет возросшей доступности.

Рынок труда

- В США в 2018 году в on-demand сервисах работали 6.6 млн человек (рост +22% YoY). Рост не замедляется год к году! Понятно, что к gig economy люди приходят не от хорошей жизни. Самая популярная причина (упоминали 47% респондентов – огромный отрыв от второго места) - “Previously Unemployed” (слайды 224, 226)

Про образование

- Образование в США не просто дорогое ($36 тыс. за один год бакалавриата в усредненном Private Non-Profit 4-Year University), но и дорожает быстрее инфляции. В итоге выпускник выходит из университета с долгом в $150+ тыс. долларов, а кредиты за образование в США – это уже $1.5 трлн. или 7.5% ВВП (слайд 235).

- Последние 5-7 лет количество оффлайн студентов снижается (слайд 237). Причин много – это и изменение структуры населения, и изменение поведения людей (странно учить какой-то технический скилл оффлайн и, возможно, для этого переезжать или уходить с работы, если можно все сделать по сети), и высокая цена и еще куча факторов. В результате видно, что обычные университеты создают онлайн программы (слайд 240) и растет спрос на разного рода онлайн курсы, развивающие понятным образом «отбиваемые» у студентов навыки типа программирования (слайды 242-254).

И что: Высокие цены на образование и развитие технологий (sic!) все сильно меняют. Люди заводят семью позже, отказываются от покупки машины или жилья в пользу аренды, потому что нужно платить кредит. Рискну предположить, что образование (и интернет образование еще больше) становится все более утилитарным: когда что-то стоит очень дорого, то часто хочется понимать возврат на инвестиции.

Про здравоохранение

- У США космические траты на здравоохранение. В 2017 году они составили около 24% от всех трат госбюджета США (или примерно $950 млрд.), в 1987 году их доля была всего 10%. Здравоохранение формирует около 18% всего ВВП страны (или примерно $3.5 трлн.). Думаю, большего процента ВВП на здравоохранение не тратит никто в мире (слайд 270).

- Несмотря на огромные траты, эффективность здравоохранения (предотвращение смертей на тысячу пациентов) в США так себе (слайд 272). Выглядит так, как будто healthcare in US is broken. Множество стартапов пытаются его починить (слайды 275-285) локально, а гиганты типа Apple пытаются понять следующую-большую-вещь на глобальном масштабе (слайды 288-291).

Китай. Экономика.

- Индексы уверенности бизнеса и потребителей на спаде последние год-полтора (слайды 295-296). Профицит торгового баланса снижается последние 4 года – спасибо падающему экспорту и выросшему туризму (слайд 300).

- Ежемесячный располагаемый доход городских домохозяйств в Китае последние лет 25 рисует эталонный hokey stick. В 2018 году он составил около $5.5 тыс. (слайд 299). В России, по моим прикидкам, этот же показатель составил $1.4 тыс., что эквивалентно Китаю в 2006-2007 годах.

- Население стареет, становится обеспеченнее и это влияет на экономику: доля Китая в мировом экспорте падает с 2016 года (слайд 301).

И что: Двигатель мирового ВВП продолжает замедляеться. Главное, чтобы он не замедлился так, что его начало колбасить из-за системных проблем (пузырь на рынке недвижимости, например), а то мало не покажется всей планете.

Китай. Интернет.

- У Китая по-прежнему огромный потенциал в части интернет бизнеса – интернет на мобильных устройствах используют всего 58% населения страны или целых 817 млн. человек. Проникновение растет на 8-9% в год (слайд 303).

- Средний китаец залипает в смартфон примерно 140 часов в месяц, то есть 4.6 часа в день (в США 3.6 часа в день). Значительный прирост во времени использования смартфона в последние два года произошел во многом за счет коротких видео по 5 минут и меньше – люди тратят на них по 15-20 часов в месяц! То есть каждый день залипают на полчаса! (слайд 306). DAU на апрель 2019 года у основных игроков абсолютно нереальные – у Douyin ~240 млн., Kuaishou ~210 млн. (слайд 305).

- В плане user experience в мобильных приложениях, Китай – просто другая планета. Думаю, все уже знают, что WeChat дает функциональность платежной системы и является платежным инструментом по умолчанию в Китае. История пошла дальше. Такие приложения как WeChat, Meituan, Alipay, стали Super Apps – платформами, которые с помощью мини-программ, встроенных в приложение, удовлетворяют весь спрос, который только могут (слайды 314-321). Эту идею перенимают западные коллеги.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Nikita Bugrov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 72415, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 20 Jun 2019 17:16:37 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 72415, "author_id": 176806, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/72415\/get","add":"\/comments\/72415\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/72415"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }