Предприниматели потеряли образ будущего. Результаты исследования среди предпринимателей в России в 2023 году

Результаты свежего исследования среди 520 владельцев компаний среднего и малого бизнеса в возрасте от 22 до 55 лет, которое предпринимательская платформа EntSpace провела совместно с телеграм-каналом Karpova.The Entrepreneurs, показывают, что предприниматели потеряли образ будущего. Отмечая неопределенность как ключевой фактор, предприниматели говорят о выгорании и нехватке собственной энергии, а она теряется, когда нет ясного понимания перспектив. В условиях сильнейшей неопределенности они стараются воспроизводить имеющиеся у них модели работы с бизнесом и опираться на них, при этом всё больше ощущают необходимость нахождения новых способов работы.

Приветствую читателей VC, я Алексей Комаров — сооснователь и генеральный директор EntSpace. В статье разобрали, что волнует предпринимателей сегодня и какие планы они строят в ситуации неопределенности →

Что вызывает наибольшее беспокойство и тревогу?

Самыми популярными ответами стали: неопределенность в экономической ситуации в России и мире (45,9%), высокие налоги (28,94%) и нехватка собственной энергии (27,6%). В лидерах также нехватка финансовых ресурсов, дефицит кадров и санкции против России.

Состояние экономики, общества и политики на фоне происходящих процессов — ключевая вещь, которая беспокоит сегодня предпринимателей. Да, предприниматель всегда живет в состоянии неопределенности: видит, какие пробелы есть в картине будущего и закрывает их своим проектом. Но степень неопределенности сегодня сильно увеличилась, и работать с ней очень трудно. Тревога из-за нее отодвинула на второй ряд «традиционное» беспокойство из-за таких вещей, как налоги, внешний курс валют, изменения в законодательстве.

Предприниматели сегодня еще знают, как им держать бизнес на плаву, но не видят, куда им двигаться. А когда нет картинки будущего — трудно вставать по утрам и делать даже простые действия.

<p>Дефицит кадров тоже оказался в топе предпринимательских тревог: 25,9%. При этом 55% опрошенных видят свой ресурс в людях</p>

Дефицит кадров тоже оказался в топе предпринимательских тревог: 25,9%. При этом 55% опрошенных видят свой ресурс в людях

Отдельно нужно обратить внимание на дефицит кадров. Он оказался в топе предпринимательских тревог: 25,9%. При этом 54% опрошенных видят свой ресурс в людях, и это ключевой разрыв, который мы видим в последние годы. Прежде всего, люди выгорают, стараются адаптироваться к текущей повестке, в том числе через релокацию, но нагрузка достаточно серьезная. Во-вторых, технологические, социальные, культурные сдвиги привели к тому, что уровень компетенций нерелевантен текущим вызовам. Третье — система образования отстала на два порядка и не позволяет закрывать кадровый дефицит. В условиях неопределенности важным становится обладать предпринимательским мышлением, в том числе внутри бизнес-структур, но его уровень сейчас крайне невысок.

Как вы справляетесь с тревожностью и что вселяет в вас надежду?

Справиться с тревогой предпринимателям чаще всего помогают спорт и хобби (53%), обучение и тренинги (34%), обмен опытом с единомышленниками (26%). Каждый пятый владелец бизнеса (19%) регулярно обращается за помощью к психологу.

Основные источники надежды для предпринимателей: собственные идеи и силы (57%), люди вокруг (семья, команда и друзья) (54%), а также перспективы развития бизнеса в России (38%) и за рубежом (11%).

Большинство предпринимателей опираются сегодня на собственный ресурс (57%), однако, как отмечалось выше, почти 28% отмечают, что его недостаточно. Это второй ключевой разрыв, который показало исследование. «Добрать» его стараются в окружении: семье, команде, друзьях, а еще хобби и спорте. Так, в частности, спорт становится способом переключения внимания и восстановления физической ресурсности.

Но еще важнее внимание, которое предприниматели уделяют образованию. Оказавшись в ситуации сильной неопределенности и слома привычных способов работы с окружающим пространством, они через образование стараются изменить мышление, найти новый угол зрения, по-новому посмотреть на будущее из той точки, где находятся сейчас. И, конечно, далеко не каждое образование помогает с этим.

Но образование не может до бесконечности поворачивать взгляд, и тут важно объективно оценить, а точно ли стоит искать будущее в текущих условиях или уже пора кардинально их сменить?

Какие цели вы ставите перед собой в среднесрочной перспективе (1–3 года)?

Почти половина участников (41,7%) собираются открыть новый бизнес или выйти в новые ниши. Многие также собираются кратно вырастить бизнес за короткий срок (30,6%) или масштабировать его (26,4%). Еще в топе целей: найти партнеров и/или перезапустить бизнес.

7,2% собираются выйти на международный рынок, релоцировать бизнес или команду.

<p>Предприниматели — в поисках решения, неслучайно более 50% ответов связано с новым: новым бизнесом, новыми клиентскими сегментами и продуктовыми нишами, новой бизнес-моделью или замыслом. </p>

Предприниматели — в поисках решения, неслучайно более 50% ответов связано с новым: новым бизнесом, новыми клиентскими сегментами и продуктовыми нишами, новой бизнес-моделью или замыслом.

В условиях санкционного давления, организационных сложностей, культурных барьеров, международной конкуренции почти 8% предпринимателей отмечают в среднесрочных планах выход на международный рынок и/или релокацию бизнеса и команды — это немало. Сегодняшние технические возможности, с другой стороны, позволяют развернуть проекты онлайн в любом масштабе, найти свою аудиторию в любой точке мира. Это соответствует тому, что почти 11% опрошенных видят возможности для развития в других странах — это те люди, что смотрят сегодня вперед.

В свою очередь, 16% предпринимателей отмечают сокращение возможностей для предпринимателей на международном рынке. Мы, со своей стороны, убеждены, что, несмотря на трудности, нужно выводить свой бизнес в другие страны, чтобы создать новое будущее. Предпринимателям нужно принять, что там, где они сейчас, перспектив может не быть.

Интересно, что, несмотря на стремительное развитие технологий, всего 11% предпринимателей ставят задачу оцифровать бизнес, а 7% и вовсе переживают из-за развития искусственного интеллекта, нейросетей. Похоже, технологии сегодня не в приоритете.

Все результаты исследования собрали в одну галерею. Листайте →

Коротко о результатах исследования

Бизнес пытается пересобраться и найти новый стратегический подход — отсюда высокий спрос на образование и обсуждение проблем с единомышленниками. Спорт и хобби позволяют сохранить личный ресурс, необходимый для того, чтобы продолжать работу.

Предприниматели ищут пути развития как внутри России, так и за ее пределами, чтобы создать новые ориентиры будущего. При этом амбиции серьезные: новый рынок, масштабирование, кратный рост.

Поделитесь в комментариях, как бы вы ответили на эти вопросы? И есть ли тезисы, которые откликаются?

33
Начать дискуссию