Перестаньте думать о справедливости, в бизнесе её не существует – Виталий Быков, Red Keds

Генеральный директор креативного агентства Red Keds Виталий Быков на своей странице в Facebook опубликовал заметку, в которой порассуждал о справедливости в бизнесе. Быков считает, что справедливости не существует, и призывает перестать сожалеть о том, что что-то пошло не так, как хотелось бы.

Перестаньте думать о справедливости, в бизнесе её не существует – Виталий Быков, Red Keds

В бизнесе нет такого понятия, как справедливость. В жизни тоже. Или наоборот. В жизни справедливости нет, а в бизнесе — тем более. Будем писать только про рекламу и дизайн. Не нужно сразу применять эти мысли к другим сферам.

Кажется, что справедливость может касаться всего. Например, разделения работы с партнером. Или оценки вашего творчества клиентами. У всех сторон жизни есть ваша оценка справедливости. И оценка справедливости остальных людей. И она всегда субъективна, всегда есть другие стороны, с которых события и следствия выглядят иначе.

Обычно в бизнесе говорят, что «нужно договариваться обо всем на берегу». Это, конечно, чушь. Так же, как и брачные контракты, в которых закреплено, как люди будут разводиться. Ни о разводе, ни о бизнесе с партнером прописать или проговорить все тонкости просто невозможно.

Есть ли справедливость в бизнесе? Если много работать, то ты будешь много получать? Почему тогда больше денег зарабатывают не самые качественные проекты?

Ваш клиент, с которым вы работаете несколько лет, решил уйти в только что созданное агентство, потому что там просто дешевле? А ваш знакомый получил клиента по знакомству, а не по хорошо выполненной работе? Кто-то получает зарплату больше, чем вы, а работает меньше? Вокруг множество примеров «несправедливости». Вас это огорчает, вас берёт досада. Обычно это проходит после двух-трёх лет работы в нашем бизнесе, в дизайне, в рекламе. Потом должно стать безразлично, как у других, и важно, как у себя.

Часто о справедливости говорят в контексте найма или увольнения людей. Это логично, ведь работа в дизайне и рекламе строится на отношениях между людьми. Поэтому обсудить справедливость зарплаты, увольнения, полномочий всегда интересно. Что делать в таких случаях?

Например, если ваш сотрудник ушёл в другое место на более высокую зарплату. Вы вложили в его обучение душу, тратили время и деньги на развитие. Как к этому относиться? Мои знакомые из других рекламных агентств рассказывают: «Я взял этого человека, оплачивал ему квартиру, обучение, сидел с ним ночами, а он продался на 10 тысяч рублей больше в другое агентство».

Это очень частая боль разных людей, но за ней скрывается ханжество. Если вы решили брать на работу молодых, потому что хотите сэкономить, то будьте готовы к тому, что как только они расправят крылья, то будут ожидать другого к себе отношения и мотивации. Если человек от вас ушёл, это значит, что он не разделяет ваши ценности, может, ему просто нужно повысить качество жизни. Скорее вам нужно винить самого себя, что вы вовремя не поговорили и не поняли этого человека.

Можно думать, что рано или поздно его всё равно уволят и он закончит свои дни в канаве. А можно принять это как естественный ход жизни. Найти другого человека и также вложить в него душу и трудолюбиво учить. И получить удовольствие от этого.

По разным причинам может случиться всё что угодно. Вы можете усердно работать на качество и не зарабатывать. Вы можете постоянно учить новых и новых людей и собирать команды, а они от вас будут уходить, как только на горизонте забрезжат чуть лучшие условия. Всё это — не повод отчаиваться, потому что нужно искать удовлетворение не в результате работы, а в её процессе. Особенно, когда вы занимаетесь творческим бизнесом.

На сайте free-lance.ru в 2005 году можно было искать талантливых дизайнеров. Это была самая полная база с удобным просмотром портфолио. Были, конечно, на тот момент и Deviant Art и, скорее всего, Behance. Но на free-lance.ru можно было находить трудолюбивых самородков. Мы находили таких людей и звали работать в Москву.

В основном это были ребята из Украины, либо работавшие с украинскими студиями шаблонов. Тогда была какая-то тема, что много дизайн-студий рисовали шаблоны для Template Monster за $100-$150. Это был, видимо, для них небольшой приработок.

На free-lance.ru мы нашли одного дизайнера, которого звали Феофан (имя искажено до неузнаваемости). Его отличало то, что за несколько недель присутствия в базе сайта он произвел на дизайн-общественность неизгладимое впечатление.

Всё дело в том, что он подошёл к сайтам не как к некой сетке, где всё должно быть логично и понятно. Он подошел к сайтам как к иллюстрации. Каждый новый его проект был эпичным произведением веб-искусства. Сейчас таких проектов уже много, но тогда это было в новинку. Другая его черта — высокая производительность. Он выдавал очень много готовой работы и портфолио его пополнялось быстро.

Впоследствии мы узнали, что Феофан из Оренбурга и там был обычным гопником. Шлялся по улицам, грыз семки. Но однажды ему сломали руку. Благодаря этому он просидел несколько месяцев у компьютера и научился в совершенстве обрабатывать иллюстрации и рисовать. Очень большое усердие и сила воли дала Феофану хороший навык, а немного фантазии превратили его работы в повод для обсуждения в кругу дизайнеров.

Мы взяли на работу этого дизайнера за огромные для нас деньги $2000. Проработав у нас год и сделав в портфолио компании и себе неплохие проекты, он ушел на зарплату, кажется, вдвое большую. Потом мы какое-то время работали без него, но заказов становилось больше, денег тоже — и мы решили вернуть его в 2007 году, но уже на зарплату в $7 тысяч. Это было очень много.

Он поработал у нас три месяца и ему предложили (по его словам) $15 тысяч и долю в компании. Справедливая ли была оценка этого человека? Не известно, может быть. Но это не важно и нет смысла это пережёвывать, нужно принимать решения, как двигаться дальше. Кого нанимать и как выстраивать отношения.

Это были забавные времена, когда веб-дизайнеров было действительно мало и их переманивали друг у друга. Но мы никогда не впадали в уныние, от того, что кто-то ушел от нас. Это нормальный процесс.

На курсах первой помощи рассказывают про то, как поддерживать людей, перенесших стресс, боль, чрезвычайные происшествия. Обычно сначала человек испытывает жуткий шок, а потом переходит в стадию анализа ситуации, копания, почему так произошло. Так вот вам важно быть рядом в то время, пока у него шок. А как только он перешёл в стадию анализа, нужно оставить его самому себе. Потому что он может не выйти из этого состояния до конца жизни.

Так и со справедливостью. Если вы начинаете думать, что в этом бизнесе с вами поступают несправедливо, вы вступаете на скользкий путь переживаний и анализа ситуации. Это не двигает ни вас, ни бизнес дальше. Перестаньте думать о справедливости, её не существует.

44
52 комментария

В бизнесе нет морали и дружбы, а справедливостью там никогда и не пахло. Кто думает иначе, просто не рожден для бизнеса и долго там с такой философией обычно не протягивает.

10
Ответить

Так бы и написали "без лоха и жизнь плоха".

8
Ответить

ИМХО, дело не в том, что "справедливости нет", а в том, что у большинства эта самая "справедливость" вызывает какие-то завышенные ожидания. Люди путают со справедливостью ситуации, в которых с одной стороны играют альтруизм и благотворительность, а с другой - эгоизм и жадность. В то время как по-умолчанию, без каких-то дополнительных и явных договоренностей и условий справедливость выражается очень просто - никто никому ничего не должен.

3
Ответить

Интересно что человек "кидающий всех направо и налево" может дать людям окружающим кроме негатива и "разрушения"? - Ничего -> бесполезен.

Ответить