Человек - продукт среды, в которой он живет. Как смена места позволяет реализовать потенциал

Примеры историй успеха на базе изменения нашей среды, искусства адаптации и создания новой ценности. Начальные условия и приобретенная среда, которые играют ключевую роль в определении траектории развития человека.
Примеры историй успеха на базе изменения нашей среды, искусства адаптации и создания новой ценности. Начальные условия и приобретенная среда, которые играют ключевую роль в определении траектории развития человека.

В нашем мире каждый человек формируется под воздействием окружающей среды. Это утверждение принято как аксиома: наши взгляды, ценности, убеждения - все это является продуктом взаимодействия с окружающим миром.

Часто, когда мы мечтаем о чем-то или ставим перед собой высокие цели, наш первый порыв - это развивать привычки и прикладывать усилия. Человек, взаимодействуя со своей внешней средой, оформляет свои взгляды, убеждения и поведение. Иногда, несмотря на наши лучшие намерения, эти мечты могут показаться недостижимыми и наш порыв быстро угасает. Это может показаться контринтуитивным, но кардинальное изменение нашей среды может стать ключевым шагом к достижению наших стремлений.

Наше окружение и способность к адаптации во многих отношениях формирует то, кем мы становимся. На самом деле, изменение привычек - это изменение внутренней среды, влияющей на наше взаимодействие с внешним миром.

Для достижения конкретной цели человеку часто требуется определенный набор качеств, навыков и опыта. Изменяя свои привычки, мы формируем именно тот набор качеств, который необходим для достижения этой цели. Это локальные изменения внутренней среды, которые, как домино, влекут за собой изменения во внешнем мире.

Однако глобальное изменение среды (например погружения себя в комьюнити, которая обогатит опытом, данными и обратной связью) зачастую несет гораздо большую эффективность. Если человек стремится стать, например, выдающимся ученым, то необходимо окружить себя подобными людьми, попасть в соответствующее сообщество, где можно было бы учиться у лучших. Это может быть выдающийся университет или научное сообщество. Погрузившись в такую среду, человек начинает адаптироваться, учится, копирует опыт других, а затем начинает привносить что-то своё.

Хочется подчеркнуть, что для эффективного достижения целей необходимо сочетать изменение своих привычек (внутренней среды) с погружением в соответствующую внешнюю среду и временным промежутком для адаптации и создания новой ценности. Такой комплексный подход позволит достичь желаемых результатов наиболее эффективно.

Рассмотрим историю Марии Кюри, которая является иконой научного мира, символ упорства и беспокойного духа в поисках истины. Рожденная в Варшаве (Польша, но на тот момент часть Российской империи), она была окружена научным окружением с самого детства. Ее отец был учителем физики и математики в варшавских гимназиях. И что тут важно упомянуть он был близким другом великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, который изобрел Периодическую таблицу и вел с ним активную переписку (в книге Александра Новикова "Физика на пальцах" упоминается о дружбе Владислава Склодовского и Дмитрия Менделеева).

Однако начальное воспитание и страсть к науке — это только половина уравнения. Другая половина — это окружающая среда, способная предоставить возможности для реализации потенциала. Для Марии Кюри это был Париж. Живя в эпоху, когда большинство университетов на естественнонаучные факультеты закрывали свои двери для женщин, особенно это касалось стран Восточной и Центральной Европы, Кюри решительно отправилась в Париж — город, где у нее было больше шансов на образование.

История говорит нам что Мария договорилась со своей старшей сестрой Брониславой о финансировании обучения друг друга. Когда Бронислава поступила в медицинскую школу в Париже, Мария работала гувернанткой, чтобы помочь с оплатой. Позже, когда Бронислава стала врачом, она помогла Марии оплатить ее обучение. Другой аспект усовершенствования среды Марии в ее деятельности была встреча с Пьером Кюри, когда она начала свои исследования в области радиоактивности. Их общий интерес к науке привёл к их близкому сотрудничеству и, впоследствии, к браку.

В итоге ее усилия были вознаграждены: Мария Кюри стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии, и остается единственной женщиной, которая получила две Нобелевские премии в разных научных областях — в физике (1903 г.) и химии (1911 г.).

История Марии Кюри напоминает нам о том, что личная страсть и упорство, дополненные правильной средой, могут привести к великим достижениям. Она выбрала Париж, потому что именно там были более либеральные условия для женщин-ученых, и это позволило ей развернуться в научной среде и достичь вершин в своей области.

Рассмотрим другую известную историю про Арнольда Шварценеггера. Родившись в скромной семье в маленькой австрийском городке, родители видели его будущее связанное с достижением его отца, который был местным руководителем полиции в их регионе. Понимая популярность лыжного спорта в Австрии и руководствуясь утверждением о влиянии среды, он мог бы стать известным лыжником, но вероятность стать известным бодибилдером, увлечение, которое проявилось уже в юности была невелика. Однако, переехав в Америку, страну, которую он считал полной возможностей, он прекрасно адоптировался и создал для себя новую среду. Через упорство и мечту, Арнольд завоевав титул "Мистер Олимпия" семь раз, после чего Голливуд стал его сценой, что привело его к беспрецедентному успеху как ведущего актера, и в последствии даже губернатора.

В качестве контраста представьте мальчика, который вырос в небогатом районе Нью-Йорка в семье портного иммигранта. Для такого ребенка мечты об академическом успехе могут показаться маловероятными. Однако изменение среды может изменить судьбу. Возьмите пример Роберта Сапольски – ныне нейробиолог, приматолог, писатель и профессор Стэнфордского университета, который является одним из самых выдающихся ученых в области поведенческой биологии. Его путь от ребенка, выросшего в районе Бруклина среди трудностей, до мирового признания показывает, как среда может определить или переопределить траекторию жизни человека.

Воспитание в районе, где преобладает рабочий класс и где многие семьи сталкиваются с экономическими трудностями, могло бы предопределить многих к совершенно другой судьбе. Однако ранний интерес к науке у Роберта был вызван посещением музея естествознания. Эта искра, зажженная в молодом возрасте, стала началом его пути к научной карьере.

Несмотря на трудности, с которыми Сапольски сталкивался в детстве, его интерес к науке был неумолим. Он выбрал академический путь, поступив в Гарвардский университет и впоследствии в Рокфеллеровский университет. Сапольски признается, что он много работал, чтобы поступить в Гарвард. Он посещал дополнительные занятия, занимался самообразованием и готовился к экзаменам. Сапольски не мог позволить себе оплатить обучение в Гарварде, поэтому ему была оказана спонсорская помощь. Эти учебные заведения предоставили ему платформу для дальнейших исследований и научных открытий.

Среда Африки, где Сапольски проводил большую часть своих исследований бабуинов, стала следующим этапом, который определил его карьеру. Его исследования в области стресса и его воздействия на человека и приматов оказались революционными, объяснив многие аспекты поведения и здоровья.

Жизнь Роберта Сапольски служит примером того, как среда может стать катализатором для потенциала человека. Благодаря поддержке образовательной среды, искреннему интересу к науке и возможности заниматься исследованиями в различных условиях, он смог внести значительный вклад в мир науки и понимание человеческого поведения.

Каждая история успеха - это сочетание индивидуальных усилий, таланта и что очень важно, окружающей среды. Важно также понимать, что начальные условия и приобретенная среда часто играют ключевую роль в определении траектории развития человека в современных примерах.

Экономические условия страны, в которой вы растете, могут значительно ограничивать ваши возможности. Рассмотрим Бурунди, где средний годовой доход составляет всего 730 долларов. Жители такой страны сталкиваются с препятствиями на пути к достижению высокого уровня жизни и реализации своего потенциала, независимо от их талантов и усилий.

Также стоит отметить современный подход использования временного потенциала и начальных условий. Даже такой фактор, как дата рождения, может определить ваши шансы на успех в определенной сфере. Исследования показывают[1], что американские хоккеисты, родившиеся в начале года, имеют преимущество перед своими сверстниками. Эти несколько дополнительных месяцев дают им возможность быть физически более развитыми в юниорских лигах, что в итоге увеличивает их шансы стать профессионалами.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность влияния окружающей среды на становление и развитие человека. Приведенные в статье примеры демонстрируют, как изменение среды может кардинально повлиять на судьбу и открыть новые возможности для реализации потенциала.

Безусловно, наряду со средой важную, но не во всех случаях первостепенную роль играют личностные качества человека, его целеустремленность и трудолюбие. Однако правильно выбранная среда способна многократно усилить шансы на успех. Она обеспечивает доступ к необходимым знаниям, опыту, ресурсам и сообществам единомышленников.

Поэтому, стремясь к саморазвитию, важно не только работать над собой, но и активно искать подходящее окружение, уметь адаптироваться к нему и создавать новую ценность, а также иметь достаточный временной потенциал на реализацию. Это позволяет достигать уникальных целей. Важность оценивания изменения среды зачастую оказывается ключом к новым горизонтам личностного и профессионального роста.

  • [1] "Дата рождения и результаты выдающихся молодых хоккеистов" (2011) авторы: Томас Дж. Бушар, Джон Л. Борецки и Дэвид М. Малина. Данное исследование показало, что хоккеисты, родившиеся в первом квартале года, в среднем были выше ростом, тяжелее по весу и имели более высокий показатель VO2 max по сравнению с игроками, родившимися в четвертом квартале.

Ссылки:

1) https://mybook.ru/author/aleksandr-nikonov/fizika-na-palcah-dlya-detej-i-roditelej-kotorye-ho/read/ (Александр Никонов: Физика на пальцах)

2) https://youtu.be/iqgNOcfBSTY?si=yW2nhkN84--9LvDe&t=4 (Терпение и труд vs удача [Veritasium])

3) https://www.youtube.com/watch?v=rOzJihayDdA&t=1s (Речь студента, которая вдохновила Сапольски Гарвард, 2018)

4) https://www.youtube.com/watch?v=VKyY-cFX0K8 (Р. Сапольски интервью 2019 г. )

5) https://www.youtube.com/watch?v=aBHuEMW8XZo (Арнольд Шварценеггер. Речь про успех)

6) https://www.youtube.com/watch?v=qNayseQ5jBA (Собрание акционеров Berkshire Hathaway 2023. Вступление Уоррена Баффета)

1010
реклама
разместить
4 комментария

Хорошая статья. Хоть и ничего нового, но важно это помнить.

3

Вспоминается философский вопрос, бытие определяет сознание или сознание бытие?

2

Конечно, среда закладывает фундамент личности, умение приспособиться к условиям окружающей действительности - основа для выживания, у некоторых критическое отношение и желание измениться приходит поздно или вообще не приходит

2

иногда для того,чтобы раскрылся потенциал не хватает как раз таки смены обстановки

1