И в море, и на суше. Как дистанционное обучение помогает морякам

Вертолет падает в море, и у экипажа на борту есть всего несколько секунд, чтобы выбраться из кабины... К счастью, это смоделированная ситуация — практическое занятие в Институте повышения квалификации при Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Это одно из крупнейших учебных заведений в России, где готовят морских и «береговых» специалистов для транспортной отрасли и судоходных компаний. Подобных тренингов там проводят много — тушение пожара, заделывание пробоин, спуск шлюпки на воду и управление судном на тренажере с визуализацией в 360 градусов.

Чтобы поддерживать уровень компетенции, капитанам приходилось большую часть времени вне рейса проводить на учебе
Чтобы поддерживать уровень компетенции, капитанам приходилось большую часть времени вне рейса проводить на учебе

От уровня знаний капитана во многом зависит сохранность груза и команды. Чтобы поддерживать должный уровень компетенции, судоводителям приходилось большую часть времени вне рейса проводить на учебе, и времени на жизнь практически не оставалось.

Теперь даже в море можно обучаться дистанционно. Рассказываем, как это работает в Институте повышения квалификации Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Так выглядит портал дистанционного обучения для капитана
Так выглядит портал дистанционного обучения для капитана

«Обучение моряков имеет свои особенности», — объясняет директор Института Алексей Кондратьев. — «Одного диплома ВУЗа недостаточно для работы в море, необходимо также пройти дополнительную подготовку и получить рабочий диплом, с которым можно идти устраиваться в судоходную компанию».

Управление судном на тренажере с визуализацией в 360 градусов
Управление судном на тренажере с визуализацией в 360 градусов

В программе повышения квалификации есть практическая часть и теоретическая, которую решено было преподавать дистанционно. Необходимость дать штурманам, капитанам и механикам возможность отдохнуть между рейсами стало одним из главных стимулов внедрения дистанционного обучения в Институте. «Это эмоционально и физически чрезвычайно тяжело несколько месяцев провести в море, потом пойти учиться на два месяца, и снова на судно», — говорит Кондратьев.

В программе повышения квалификации есть практическая и теоретическая части
В программе повышения квалификации есть практическая и теоретическая части

«В общей сложности я, как капитан судна, провожу за партой по три-четыре месяца, а учитывая, что после обучения необходимо пройти процедуру повторного дипломирования, то без отпуска я могу провести до полугода», - говорит Дмитрий Скороходов, капитан танкера-химовоза «Александрос». В этом году Скороходов частично проходил обучение у себя на судне, что сократило срок пребывания в университете. «Очень рад, что появилась такая возможность и я могу проводить больше времени с семьей. Весь учебный материал доступен постоянно».

Материалы доступны на мобильных устройствах даже без доступа в интернет
Материалы доступны на мобильных устройствах даже без доступа в интернет

Проходить обучение можно прямо во время рейсов. Софт, который используют в Институте, позволяет загружать контент на мобильные устройства и изучать его даже без доступа в интернет. Такая подготовка на судне в полной мере соответствует международным морским требованиям (Международная Конвенция ПДНВ-78) и называется "on board training".

Выбор платформы

Как рассказывает Кондратьев, идея внедрить дистанционное обучение в ГМУ им. Ф.Ф.Ушакова пришла уже давно. Изначально использовали opensource систему для управления курсами Moodle, но от нее пришлось отказаться. «Система хорошая, но сложная. Нужен отдельный специалист, который разберется в интерфейсе, раздаст задачи и так далее. Это не использование «из коробки», когда открыл и тут же пользуешься», — говорит Кондратьев. В итоге, от такого решения отказались в пользу iSpring. «Тебе нужно 15-20 минут, чтобы разобраться и начать работать. Не нужны никакие серверы и администраторы. Все уже готово для работы», — поясняет Кондратьев.

Вопрос из учебных тестов
Вопрос из учебных тестов

У такого решения было два важных преимущества, подходящих именно для задач Института повышения квалификации при ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова. Во-первых, доступ к курсам можно получить из любой точки мира, ведь моряки не привязаны к какому-то конкретному месту. Во-вторых, iSpring позволяет просто работать с видеоконтентом. «Загружаешь файл, и он сразу доступен для всех обучающихся, не нужно танцы с бубном проводить, чтобы кодек совпадал, и окно нужного размера открывалось», — говорит Кондратьев.

Почему видео? Для Института повышения квалификации снять лекции преподавателей и на их основе сделать обучающие курсы оказалось самым быстрым и простым вариантом запустить дистанционное обучение. В некоторые видео добавили графику, чтобы было проще понять материал.

В этом году к тесту системы должны присоединиться филиалы ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Севастополе
В этом году к тесту системы должны присоединиться филиалы ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Севастополе

К концу года Институт планирует увеличить не только число слушателей, но и расширить географию предоставления услуг. «Платформа электронного обучения доступна из любой точки мира, но специфика обучения моряков требует отработку тренажерных занятий и сдачу итоговой аттестации лично на базе одобренного морского образовательного учреждения», — объясняет Кондратьев. В этом году к тесту системы должны присоединиться филиалы ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова в Ростове-на-Дону и Севастополе.

Сейчас в системе дистанционного обучения моряков доступно 15 курсов. Всего Институт повышения квалификации реализует 230 подготовок, и конечной целью является сделать курсы по всем. Средняя продолжительность курса различается от 8 часов до 150 часов. «Мы не спешим с открытием дистанционных подготовок, и все сначала тщательно тестируем. Никому из нас не захотелось бы быть на борту морского судна, экипаж которого прошел бы ненадлежащую подготовку», — объясняет Кондратьев. При этом, по его профессиональному взгляду, за такой подготовкой будущее.

2828
2 комментария

Мечта - прокатиться рейс на контейнеровозе, каком-нибудь здоровенном панамаксе. Как осуществить? Может кто туристический стартап организует?

Ответить

Начать на ГОА и выйти на Мале (Мальдивы)

Ответить