Как дети в школу. Почему ваши заказчики обязательно пойдут на обман

Между заказчиком и исполнителем всегда много моментов для нечестной игры. Очень часто для обеих сторон самым тяжелым испытанием становится именно коммуникация и организационное взаимодействие, а не непосредственная работа над проектом.

Если ваши заказчики (в разработке, строительстве, маркетинге, дизайне, перевозках и тд) не альтруисты, не новички в бизнесе и не тупицы, то среди них обязательно будет много тех, кто постарается вас обмануть или хотя бы существенно подвинуть в интересах.

Ситуации, когда заказчик подводит:

  • Попросил предварительно оценить работу и пропал. Имейте на этот случай приблизительные прикидки или цены за единицу и называйте их. Когда дело дойдет до предметного разговора - пересчитаете точнее, это почти всегда можно аргументировать.
  • Пообещал оплатить (аванс или финальный расчет) и не выходит на связь. Расслабьтесь. Не стоит ждать и бить копытом. Просто запомните, что деньги от заказчиков почти никогда не приходят вовремя и примите это, как данность.
  • Не дает внятного ТЗ, а бриф заполняет размыто. Кто-то делает это несознательно, сам до конца не понимая, чего хочет, а кто-то просто таким образом оставляет себе зазор для маневров в будущих спорах. Предупредите и зафиксируйте, что от уточнения ТЗ в будущем, финальная стоимость может возрасти.
  • Присылает правки/возражения/пожелания, которые нельзя было даже предугадать, исходя из основной задачи. Этот пункт следует из предыдущего. Поднимайте вопрос о соразмерном повышении стоимости, если правда на вашей стороне.
  • Не отвечает на ваши сообщения, забывает. Чаще всего это касается сроков, переоценки стоимости, изменений в проекте или уточнения ТЗ. Не доставайте, приблизятся важные для него дедлайны и сам напишет, будет сговорчивее.
  • Отказывается оплачивать честно выполненную работу, притягивая за уши аргументацию. Немедленно займитесь устрашением всеми доступными законными методами и покажите, что настроены идти до конца, это вопрос принципа, а вы не в себе.
  • Не сдерживает обещания и договоренности по срокам, объемам, планам и пр.

Такова природа и не стоит с этим бороться. Когда человеку становится невыгодно — он всеми способами пытается увильнуть от выполнения этих неудобных обещаний или даже обязательств.

Неважно каких кодексов чести и морали он придерживается и как громко о них заявляет. Делать во вред себе и своим интересам он не станет по доброй воле.

Избегайте подобных ситуаций, не подводите своих заказчиков к ним, а если видите, что они сами несутся к неприятностям и не слушают вас — вовремя сойдите с этого рейса.

У человека может в любой момент поменяться все, начиная от состояния здоровья или финансового счета, заканчивая настроением или рабочими приоритетами.

Не обязательно разрывать отношения. Можно попробовать обнулить их. Заказчиков во вселенной не бесконечное количество, а ради дела люди готовы договариваться, даже после конфликтов.

Михаил Грин, Писатель

А еще человек очень любит получать больше, чем отдает. Сыграйте в эту игру и позвольте заказчику немного обмануть себя (не уступить, а именно дать обмануть), но закладывайте эти риски в собственную стратегию, всегда оставаясь человеком. Не доводите заказчика до ситуации, когда он захочет наложить на вас штрафные санкции.

Такая игра в поддавки приносит свои плоды. Исполнитель, который понимает, что сейчас его будут обманывать скорее распознает подвох и среагирует на него, чем тот, кто рвется в честный бой и готов драться за каждую пядь своих интересов.

Бросьте, важен ведь только финальный результат и Win-Win. Просто мысленно скажите себе и своим клиентам:

" Ах, обмануть меня не трудно!..Я сам обманываться рад!"


А. С. Пушкин, Поэт
77
Начать дискуссию