Битва за поиск: как Lycos проиграл Google из-за жадности менеджмента

Рассказываем, как лидер среди поисковиков 90-х упустил свой шанс.

Битва за поиск: как Lycos проиграл Google из-за жадности менеджмента

Короткий путь к миллионам

Июль 1994 г., Питтсбург. Группа исследователей Университета Карнеги — Меллона во главе с Майклом Маулдином запускает веб-сайт Lycos, одной из первых в мире поисковых систем. Проект выглядит перспективным и многообещающим — инвесторы вкладывают в интернет-компании бешеные деньги, говорят о «новой экономике», про пузырь доткомов никто ещё не думает.

Стартап понравился венчурным капиталистам, первые инвестиции составили порядка двух миллионов долларов. CEO компании Боб Дэвис был убеждён, что из Lycos можно сделать глобальную корпорацию, способную зарабатывать огромные деньги на рекламе. К началу 1995 года Lycos индексировал 1,5 млн страниц, к концу 1996-го — более 60 млн, что сделало его крупнейшей поисковой системой того времени.

Стратегия Дэвиса заключалась в партнёрстве с другими стартапами и разделении доходов от рекламы. И это работало — по мере увеличения количества индексируемых страниц росло и количество пользователей. Рекламодатели выстраивались в очередь. В 1996-м, всего через два года после основания, Lycos вышел на IPO. Инвесторы оценили компанию в $300 млн.

Счастливый CEO Боб Дэвис радуется IPO
Счастливый CEO Боб Дэвис радуется IPO

Поиск на миллиарды

Главными конкурентами Lycos были Excite и Yahoo. Все лидеры рынка платили браузеру Netscape за то, чтобы тот направлял к ним трафик, а затем уже пытались удержать пользователя на своих сайтах. Логика была весьма простой: чем дольше пользователь на сайте, тем больше рекламы он видит. Много рекламы — много денег.

При этом с самим поиском у Lycos не всё было гладко. Обновление каталога сайтов занимало от 6 до 9 месяцев, иногда не успевали даже проиндексировать сайты партнёров. На решение этой проблемы ушёл почти год. Затем стало ясно, что перед всеми крупными поисковыми системами стоит дилемма: поддерживать ли появившийся в 1998-м Открытый каталог сайтов всемирной паутины aka Open Directory Project, ODP?

Добровольное коммьюнити редакторов принимало участие в развитии каталога, который давал новые возможности для поиска. Менеджмент Lycos быстро осознал, что наёмные работники не сравнятся по эффективности с редакторами, работающими ради идеи интернет-революции. Они поддержали ODP, в который на тот момент входило более четырёх миллионов сайтов. Lycos стал безоговорочным лидером, завоевавшим у конкурентов самый большой кусок на рынке.

Начало конца

В конце 90-х разработчики Lycos начали понимать, что их рекламные механизмы перестают работать. Путём исследований они поняли, что пользователь игнорирует всплывающую на странице яркую рекламу, совершенно не относящуюся к его поисковому запросу — он концентрируется лишь на том текстовом контенте, который ищет. Вывод был очевиден — рекламу нужно интегрировать в текст и учитывать контекст.

Стартовая страница Lycos, 9 ноября 1999 года
Стартовая страница Lycos, 9 ноября 1999 года

Однако вывод полностью противоречил позиции менеджмента. Руководство компании было убеждено, что чем ярче рекламный блок, тем выше вероятность, что пользователь его заметит. Ещё хуже было с восприятием новых веяний у рекламодателей: те и вовсе руководствовались телевизионным мышлением, считая, что нужно «завалить» пользователя рекламой — тогда и будет результат.

Переход на новую систему вызвал бы сомнения партнёров, следствием бы стало снижение выручки и падение стоимости компании. Менеджеры Lycos, каждый из которых имел в кармане опцион, решили не рисковать. А вот в Google тем временем совершенствовали поисковые механизмы и рекламу и терпеливо объясняли рекламодателям, что в долгосрочной перспективе такая стратегия будет выигрышной.

Гигант погибает

2000-й год ознаменовался крупной сделкой — Terra Networks, дочерняя структура испанской корпорации Telefónica, приняла решение о поглощении Lycos за баснословные $12,5 млрд. Сумма в 20 раз превышала оценку компании на IPO. Сделка была закрыта, на рынок вышел гигант Terra Lycos.

Но к тому моменту пузырь доткомов уже лопнул. Сказалось это и на поисковиках, зарабатывавших миллионы на неэффективной рекламе. Lycos пришлось отказаться от использования собственного поискового движка и перейти на продукт норвежской компании FAST (в 2008-м её купит Microsoft).

Заголовок Ведомостей 13 лет назад
Заголовок Ведомостей 13 лет назад

В августе 2004-го Terra объявила о продаже Lycos южнокорейской Daum Communications Corporation (сегодня — Kakao) за $95,4 млн — менее 2% от суммы, которую испанцы выложили 4 года назад. Некогда лидирующий поисковик перепродали снова в 2010-м, теперь уже за $36 млн — сейчас он принадлежит индийской компании Ybrant Digital.

Крах Lycos во многом стал вехой для новой интернет-эпохи. Менеджмент банально не смог смотреть на перспективу и отказаться от сиюминутной выгоды, а потому компания погибла.

Теперь мы все гуглим.

18K18K показов
5.4K5.4K открытий
44 репоста
58 комментариев

Подозреваю, менеджеры реализовали свои опционы в момент продажи компании, и им просто было важно не спугнуть лоха.

Ответить
Ответить

конечно. это ж классика. в принципе, в этом главная ловушка таких быстрорастущих стартапов

Ответить

топ-менеджеры не особо толерантны к риску, и как говорил основатель небезызвестного стартапа "Им важно не проиграть, а мне надо выиграть"..Вот и вся разница!

Ответить

Пф, так они по определению не будут к нему толерантны, будут тупо сидеть и ждать зп и бонусов. Лично это кучу раз наблюдал в компаниях где работал. Все держится либо на собственнике либо на инвесторах. Это их обязанность следить , в противном случае все всегда пойдёт вниз

Ответить

Моей любимой была Altavista, но и ей RIP.

Ответить

В свое время была самой шустрой по скорости среди всех, но и она рипнулась

Ответить