Ненависть к Mitsubishi, троллинг Peta, каламбуры и развод на деньги: 7 интересных примеров киберсквоттинга

Что объединяет Microsoft, PETA, Mitsubishi, Wallmart, Facebook, Fox News и Business Insider? Они все стали жертвами киберсквоттинга. Что это такое и как компании от этого пострадали, читайте в статье.

Ненависть к Mitsubishi, троллинг Peta, каламбуры и развод на деньги: 7 интересных примеров киберсквоттинга

Что такое киберсквоттинг

Это покупка с мошенническими целями доменного имени, которое идентично или максимально похоже на наименование зарегистрированного товарного знака. Владелец такого домена может распространять вредоносное ПО, привязывать к домену фишинговые сайты и тем самым портить репутацию бренда.

Подробнее разберем на конкретных примерах. Они взяты, переведены и адаптированы из статьи автора Medha Mehta с сайта sectigostore.com.

Microsoft vs Mikerowesoft

В 2003 году американский подросток Майк Роу купил домен mikerowesoft.com. Паренек подрабатывал программистом и хотел сделать сайт для продвижения услуг. Майку показалась прикольной идея добавить после своего имени слово “soft”, получилось очень похоже на Microsoft.

Компания каламбур не заценила и написала Майку письмо с требованием отказаться от домена, в ответ Роу попросил денежной компенсации. Microsoft предложили $10: ровно столько стоил домен, когда Майк его купил. Роу это сильно оскорбило и он ответил, что продаст домен за $10 000.

Такой молодой, а уже не стесняется тягаться с корпорациями
Такой молодой, а уже не стесняется тягаться с корпорациями

Действие переместилось в суд: Microsoft подали иск, обвиняя Майка в киберсквоттинге. Поднялась общественная шумиха, ведь Роу выбрал такой домен исключительно из-за забавной игры слов. Огласка в ходе судебных разбирательств позволила ему собрать $6000 донатов и оплатить адвоката. Посещаемость веб-страницы по злосчастному домену выросла до 250 000 посетителей в течение 12 часов, из-за чего сайт однажды даже рухнул.

Общественность осудила Microsoft и назвала это противостояние борьбой Давида с Голиафом. Но все закончилось благополучно: Майкл передал права собственности на домен в обмен на Xbox и дополнительную денежную компенсацию.

Неэтичный троллинг Peta

PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) — это организация, которая выступает за веганство и этичное отношение к животным. Это некоммерческая организация, поэтому сайт peta.org имеет домен верхнего уровня (TLD) «.org».

Сайт peta.org
Сайт peta.org

Однако некто по имени Майкл Дауни купил домен peta.com, назвал его “People Eating Tasty Animals” и разместил на сайте контакты поставщиков свежего мяса.

Поскольку это противоречит ценностям PETA и порочит их имя, компания подала на Майкла в суд и выиграла дело, получив права на домен peta.com. Сейчас peta.com принадлежит PETA, и сайт перенаправляет посетителей сайта на peta.org.

Ненавистник Mitsubishi

Иногда киберсквоттеры покупают домены с названием бренда, который они ненавидят, и окончанием “sucks”. Например, Mitsubishisucks.com. Человек, который ненавидит Mitsubishi, создал этот сайт, чтобы поделиться всем, что, по его мнению, не так с этими авто.

Владелец сайта размещал диаграммы и графики, показывающие снижение продаж Mitsubishi, жалобы клиентов, случаи дискриминации на рабочем месте, проблемы безопасности и технические особенности машин, которые его бесят.

Сейчас, разумеется, сайт неактивен.

Amul: развод на деньги франчайзи и соискателей

Amul это одна из крупнейших индийских молочных компаний с оборотом более 5,28 млрд долларов. В 2018 году злоумышленники закупили домены:

  • Amuldistributor.com
  • Amulboard.com
  • Amufran.org.in
  • Amuldistributorindia.com

К ним были привязаны фишинговые сайты, а кроме того, мошенники:

  • создали фиктивные банковские счета на имя компании;
  • просили оплату с тех, кто хочет стать дистрибьютором или открыть магазин по франшизе;
  • запустили мошенническую схему с наймом сотрудников якобы в Amul, требуя от кандидатов комиссию за подачу заявлений о приеме на работу.

История длилась 2 года с 2018 по 2020 год, пока Amul не выиграли суд и сайты не были заблокированы.

Wallmart, Wells fargo Bank, Facebook тоже не застрахованы

Американская компания Palo Alto Networks, занимающаяся киберберзопасностью, обнаружила следующие домены с мошеннической активностью:

  • Walrmart44.com: распространял рекламное, шпионское ПО и вредоносные расширения браузера;
  • Secure-wellsfargo.org: крал личную информацию пользователей, учетные данные и PIN-коды;
  • Facebookwinners2020.com: предлагал получить приз или бесплатный продукт. Чтобы получить подарок, нужно было заполнить форму со своей личной информацией (имя, адрес электронной почты, номер телефона, дата рождения, доход и т. д.).

На графике ниже указаны другие популярные домены, к которым приложили руку киберсквоттеры в декабре 2019 года:

Ненависть к Mitsubishi, троллинг Peta, каламбуры и развод на деньги: 7 интересных примеров киберсквоттинга

Похудение с Fox News

Fox News подала в суд на владельца доменов xofnews.com и foxnews-entertainment.com по обвинению в киберсквоттинге. Владелец веб-сайта создал поддельный новостной сайт Fox, используя оригинальное лого и скопировав стиль сайта.

На веб-ресурсе находилась статья, рассказывающая о чудодейственной добавке для похудения. В конце статьи располагалась ссылка на страницу оплаты. Пользователи верили, что сайт настоящий, и поэтому оформляли заказы. Ведь такой известный портал не будет рекламировать подделку или опасный БАД.

Ненависть к Mitsubishi, троллинг Peta, каламбуры и развод на деньги: 7 интересных примеров киберсквоттинга

Business Insider и мозг Билла Гейтса

По веб-адресу foxworldnews.today открывался поддельный сайт Business Insider. На нем размещалась статья, в которой утверждалось, что Билл Гейтс регулярно пьет препарат Neuro Blast и это дает ему ясность ума и невероятную скорость работы мозга. Разумеется, никакой Neuro Blast Билл Гейтс не употребляет, но это не мешало людям кликать на ссылку оплаты и заказывать супер-БАД.

Ненависть к Mitsubishi, троллинг Peta, каламбуры и развод на деньги: 7 интересных примеров киберсквоттинга

Добрая бонусная история с Google

29 сентября 2015 хакер Санмай Вед купил домен google.com за $12. Домен остался свободным на 1 минуту, Google не успели его продлить и покупка совершилась. Однако, еще через минуту регистратор понял, что домен у Google угнали, поэтому отменил операцию и вернул деньги на счет Санмая.

Виновник торжества
Виновник торжества

Сама компания доплатила хакеру $6006,13 в благодарность за то, что он нашел уязвимость. Деньги Вед перевел на счет индийской благотворительной организации The Art of Living India, а Google, узнав об этом, удвоили сумму вознаграждения.

К сожалению, редко получаются добрые истории, как с Google. Защитить свои права компания может через суд, но не всегда это получается. Поэтому важно правильно регистрировать товарный знак и следить за временем продления домена. Иначе случится факап, который может затянуться на годы, как у компании Amul.

А еще больше интересных историй об интернет-маркетинге, сайтах и около-айти темах вы можете найти здесь в моем аккаунте на vc.ru :)

11
Начать дискуссию