Органы чувств в играх

Принято считать, что у человека существует 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Они информируют нас о том, что происходит в окружающем мире, помогают ориентироваться в пространстве и предупреждают об опасностях.

Традиционно видеоигры воспринимаются через два органа — зрение и слух, но есть и уникальные проекты, которые задействуют осязание, обоняние и даже вкус. В этой статье мы рассмотрим, какие механики разработчики используют для того, чтобы погрузить игроков в свои виртуальные миры.

P.S. Если вы знакомы с другими уникальными механиками или примерами, расскажите о них в комментариях!

ЗРЕНИЕ

Через зрение мы получаем около 90% всей информации! Этот орган позволяет нам воспринимать окружающую среду, анализировать детали и формировать представление о предметах, людях и явлениях. Зрение позволяет нам видеть множество оттенков и цветов, определять различные формы и контуры, а также воспринимать движение.

С помощью глаз мы отличаем розовый цвет от черного, а Лару Крофт от Саб Зиро. Эта способность к распознаванию и классификации объектов позволяет нам быстро и точно опознавать то, что мы видим, и реагировать на это соответствующим образом.

Органы чувств в играх

Именно зрение занимает центральное место среди всех чувств, на которые разработчики делают акцент при создании игр. Они тратят огромное количество времени и усилий на создание проработанных ландшафтов, будь то фантастические фэнтезийные миры или реалистичные реконструкции исторических событий.

Детализированные текстуры, реалистичная растительность, архитектурные детали — все это создает иллюзию настоящего места и позволяет игрокам окунуться в мир приключений. Персонажи игр также занимают особое место в визуальной структуре. Их анимация, внешний вид, одежда и выражение лица важны для того, чтобы игроки могли сопереживать и взаимодействовать с виртуальными героями. Визуальные особенности персонажей могут подсказать игрокам об их характере, мотивациях и роли в сюжете.

Эффекты и освещение добавляют дополнительную глубину и реализм в игровые миры. Огонь, вода, взрывы, атмосферные эффекты — все это создает ощущение динамики и дополняет визуальный опыт игроков.

Визуальные элементы в играх могут даже управлять нашими эмоциями и настроением.

Темные оттенки, такие как глубокий черный или мрачные синие, способны вызвать ощущение тайны, напряжения и драматичности. Эти цвета часто ассоциируются с ночью, прошлыми событиями или неизведанными опасностями. Они могут помочь передать мрачное настроение игры или сцены, создать атмосферу интриги или глубокой грусти.

Органы чувств в играх

Светлые и яркие тона, напротив, дарят нам ощущение радости, веселья и легкости. Яркие краски, живые оттенки и пастельные тона могут вызвать чувство беззаботности, оптимизма и позитивных эмоций.

Чередование между темными и светлыми сценами может создать динамичный ритм в сюжете и усилить переживания игрока.

С помощью стилистики и детализации можно перенести человека в другой мир. Разрушенные замки и грозовые облака хорошо погружают нас в темный мир Dark Souls. Каждый камень и уголок в этих разрушенных ландшафтах может рассказать свою историю, приглашая нас исследовать и погрузиться в темные и загадочные сюжеты. А ретро-рисовка CupHead отправляет нас в прошлое, в эпоху, когда мультипликационные персонажи были нашими друзьями и проводниками в мир фантазии. Эта визуальная стилистика наполняет игру уникальной энергией и придает ей особый характер.

С 3D и VR технологиями игры стали еще более впечатляющими. Одной из ярких демонстраций этого технологического витка стала игра Half-Life: Alyx. Очки виртуальной реальности позволяют нам видеть, слышать и даже чувствовать окружающий мир так, будто мы действительно находимся в нем. Мы можем взаимодействовать с предметами, поворачиваться, смотреть вокруг себя, ощущая полное вовлечение.

СЛУХ

Слух — это еще один из ключевых органов чувств, который играет невероятно важную роль в восприятии игровых миров. Звуки в играх это источник эмоций и мощный инструмент для создания атмосферы.

Звук также играет важную роль в создании напряжения и атмосферы. Страшные звуковые эффекты, например, скрипы и стоны, могут заставить сердце биться быстрее и создать ощущение опасности и угрозы. В Heavy Rain звуки дождя, дыхание персонажей и окружающие шумы создают плотную и напряженную обстановку детективного триллера.

Звуки окружения позволяют ощутить реалистичность игрового мира. Так, например, звуки космических кораблей, природы и необычных монстров в No Man's Sky подчеркивают масштаб и разнообразие игровой вселенной.

Иногда звук — это не только фоновое сопровождение, но и важнейший игровой механизм. Во многих играх, например в Silent Hill или Left 4 Dead 2, звуковые сигналы указывают на приближение монстра.

А некоторые игры используют звуки как единственных способ взаимодействия. Например, в мобильной игре Blind Legend у вас есть только черный экран и голос дочери, которая направляет на верный путь.

В игре Hellblade: Senua's Sacrifice роль звука становится не только акцентом в создании атмосферы, но и ключевым элементом, оказывающим мощное эмоциональное воздействие на игрока. Создатели игры уделили особое внимание аудио-дизайну, используя шепоты и голоса для создания аудио-иллюзий. Звуки, которые слышит героиня, передаются и игрокам, создавая ощущение собственной психологической нестабильности.

Саундтреки в играх — это настоящее искусство. Эпические саундтреки Джереми Соула помогают погрузиться в волшебный мир The Elder Scrolls V: Skyrim и создают непередаваемую атмосферу.

В Hades музыка Даррена Корба становится картой путешествия в ад и обратно. Каждый трек переплетен с событиями игры. Зловещие аккорды создают напряжение, когда вы сражаетесь с врагами, а мелодии на фоне отдыха в загробном мире приносят покой и медитацию.

Ритм-игры демонстрируют, как музыка может стать основой геймплея. Игра A Dance of Fire and Ice требует точности и синхронизации, чтобы успешно преодолеть уровни. А в ритм-шутере Metal: Hellsinger ваши атаки становятся мощнее, если вы попадаете в ритм.

ОСЯЗАНИЕ

С помощью осязания человек способен воспринимать прикосновения, боль, тепло и холод. Осязание и тактильные ощущения играют важную роль в погружении в виртуальные миры, они позволяют игрокам фактически "ощутить" события и сцены, происходящие на экране.

Существуют проекты, где осязание — главный механизм игры, что добавляет сложности, но также позволяет взаимодействовать с виртуальным миром на более высоком уровне. В The Room необходимо исследовать предметы, поворачивать их, нажимать на скрытые кнопки и ощущать детали механизмов, чтобы раскрыть тайны каждого объекта.

Во многих играх мы можем “почувствовать” поверхности. Где-то, как в The Witcher 3: Wild Hunt, персонаж движется медленнее в болотистой или заснеженной области. А в Death Stranding игроки могут чувствовать вес грузов при передвижении.

Современные технологии позволяют нам еще глубже погрузиться в игровой мир за счет контроллеров, геймпадов, которые вибрируют в зависимости от происходящего. Существуют рули и платформы для спортивных игр, где платформа наклоняется от движений транспорта.

Игровые гиганты Nintendo, Sony и Sega не раз экспериментировали с контроллерами. Среди их разработок есть фоторужье, катана, октагон с датчиками движения и многое другое.

Крупные компании работают над экзоскелетами, благодаря которым игрок получит ощущение пространства и своих действий: полёта, подъёма в гору, плавания, боя и так далее.

Технологии виртуальной реальности и устройства обратной связи (Haptic Feedback) сделали осязание в играх еще более реалистичным. Специализированные перчатки, контроллеры и платформы передают ощущения текстуры, сопротивления и вибрации при взаимодействии с объектами в виртуальном мире.

Job Simulator дает возможность взаимодействовать с любыми предметами, чтобы создать ощущение настоящей работы. А в Beat Saber игроки должны точно попадать по блокам, ориентируясь на ощущение движения мечей, вес контроллеров и ритм музыки.

Некоторые игры даже выходят за пределы экрана, интегрируя физические предметы в игровой процесс. В Nintendo Labo нужно создавать конструкции из картона, которые потом становятся частью игрового мира и реагируют на движения и прикосновения игрока.

ОБОНЯНИЕ И ВКУС

Обоняние и вкус тесно связаны между собой, они придают нашей жизни дополнительные краски. Вкус и запах сложно передать с помощью игр, но талантливые разработчики находят креативные решения.

В некоторых играх запах является одной из главных механик. В мобильных survival играх чистота — это залог выживания, персонажу надо мыться, чтобы избежать нападения. А обостренный нюх Росомахи в игре X2: Wolverine’s Revenge позволяет ему выслеживать добычу по запаху.

Blind Fate: Edo no Yami предлагает игрокам взять на себя роль слепого кибер-самурая. Вместо зрения он опирается на слух, запах и вибрации, чтобы ориентироваться и сражаться. Такое использование альтернативных органов чувств выводит проект на новый уровень сложности, создавая уникальное взаимодействие между игроком и виртуальным миром.

Многочисленные симуляторы кухни/ресторанов, такие как Cook, Serve, Delicious! или Overcooked!, предоставляют игрокам возможность готовить виртуальную пищу из различных ингредиентов и с интересной подачей. Упор в таких играх делается на правильную последовательность использования ингредиентов.

А в Final Fantasy XV разработчики сфокусировались на внешнем виде еды. Благодаря качественно прорисованным текстурам, блюда выглядят настолько реалистично, что хочется их съесть.

Некоторые проекты, такие как World of Warcraft или Minecraft, издают целые книги с рецептами блюд из игры.

Маркетологи не раз запускали кампании, где предлагали купить реальные предметы с ароматами из игр. Для рекламы EarthBound в 90-х годах были выпущены уникальные карточки "потри и понюхай", содержавшие в себе дурной запах. А Resident Evil 7: Biohazard продавали ароматическую свечу с ароматом особняка Бейкер-Хаус, который усиливает ужасающие впечатления во время игры.

Органы чувств в играх

VR технологии развиваются с огромной скоростью и не ограничивают игрока лишь визуальным и аудио-погружением. В некоторых VR залах ставят ароматизаторы и вентиляторы для придания атмосферы. В разработке находятся несколько очков виртуальной реальности, которые позволяют вдыхать различные ароматы во время игры.

Совсем недавно Sony запатентовала технологию трансляции запахов с помощью PlayStation. Предполагается, что устройство будет мониторить происходящее в игре и в нужный момент подключать капсулу с соответствующим ароматом.

Надо сказать, что это не первая попытка создать устройство передачи запахов. В 2011 году компания Sensory Acumen объявила о работе над патентом Game Skunk. Аппарат с ароматическими картриджами должен был подключаться к компьютеру или консоли и распылять запахи с помощью компрессора.

Органы чувств в играх

Существуют и интересные экспериментальные проекты, такие как Planet Licker. Разработчики игры с помощью 3D принтера создали контроллер, где в качестве джойстиков — фруктовое мороженое! Чтобы заставить персонажа двигаться, необходимо лизать мороженое в правильном направлении.

Технологии развиваются с каждым днем. Возможно уже скоро мы сможем не только видеть и слышать виртуальный мир, но и наслаждаться запахом леса и чувствовать вкус приготовленной еды на костре.

11
Начать дискуссию