Сила теоретического знания К.Э. Циолковского

Кому-то не хватает времени, чтобы начать новое исследование. Кто-то жалуется на неподходящие условия и отсутствие необходимого дорогого оборудования. У Константина Эдуардовича Циолковского помимо этих проблем, была ещё глухота и сопротивление чиновников и Коллег, не принимавших его разработки. Но это не помешало ему заложить многие идеи для полета человека в космос, когда самолёты ещё только учились летать.

1 К. Э. Циолковский в 45 лет с зеркалом
1 К. Э. Циолковский в 45 лет с зеркалом

В 14 лет Циолковский взял почитать книги в отцовской библиотеке по естественным и математическим наукам. Узнав, что с помощью расчетов можно измерить расстояние до недоступных предметов, снять план и определить высоту, Константин Эдуардович решает проверить это на практике. Не выходя из дома, он определил расстояние до пожарной каланчи с помощью астролябии (астрономический инструмент для измерения горизонтальных углов — примечание А.А. Морозова). Проверил полученные расчеты — всё верно. Так Циолковский убедился в силе теоретического знания...

Отец, решив, что у его сына есть технические способности, отправил его в Москву. Под руководством библиотекаря Румянцевского музея Циолковскому удалось после нескольких лет обучения сдать экзамен на звание учителя и получить назначение в Боровское уездное училище. После нескольких лет работы, он был переведен в Калугу, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Все свободное время от преподавания физики и математики, Циолковский посвящает научной работе. Не имея приборов и материалов, как и средств на их покупку, он все модели и приспособления делает своими руками из подручных материалов. На чердаке он построил примитивную аэродинамическую трубу для опытов с деревянными моделями. Это позволило создать конструкцию цельнометаллического дирижабля, исследовать влияние формы крыла на величину подъёмной силы, вывести соотношение мощности двигателя самолета к сопротивлению воздуха. Эти данные в дальнейшем были использованы Жуковским для построения теории расчета крыла.

2 Герман Юлиус Оберт
2 Герман Юлиус Оберт

От дирижаблей Циолковский переключается на исследование возможности полёта в космос. И снова без необходимых приборов, он рассчитывает схему многоступенчатой ракеты и оптимальную высоту полета вокруг Земли. Именно это сейчас используется в современных космических полетах. Немецкий учёный Герман Оберт писал Циолковскому: «Зная Ваши превосходные работы, я обошёлся бы без многих напрасных трудов и сегодня продвинулся бы гораздо дальше».

Интересно? Еще можно почитать

1) «...из этой несметной толпы только несколько человек занимаются наукой, а остальные присосались к ней, как спруты: они заняты тем, что обкрадывают этих нескольких учёных и спекулируют друг перед другом уворованным кусочком.

Вы ясно видите самые изощренные, самые бесстыдные типы и формы спекуляции, которые называются „наукой“ сегодня, а завтра о них стыдно будет говорить. Тысячи, сотни тысяч таких „учёных“ вымирают, как динозавры и мастодонты, массами, без следа в науке, а при жизни они мутили воду и разыгрывали роль рассеянных, поглощенных мыслью, актёрствовали... и назывались учёными! И так всюду, не только в России, но почти везде в мире. В науку теперь идет масса человеческой бездари, имеющей ноги, чтобы околачивать пороги, и руки, чтобы выуживать деньги и получать жалованье. Головы может и не быть. Избыток таких учёных-уродов грозит разорением той стране, где не различают ловкого пройдоху в науке от настоящего учёного»...

Этот и еще 24 материалов VIKENT.RU по теме Профессионалы как Внешние обстоятельства

2) Видео: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ и КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

3) Видео: Вопросы & ответы о Гениях

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • К.Э. Циолковский на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/162/
  • Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.400-405

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

11
Начать дискуссию