Государство и агротех: как регулируются сельхозинновации на муниципальном уровне в США, Германии и Китае
В прошлый раз мы рассказывали о регулировании агроинноваций на федеральном уровне, в этот раз в центре нашего внимания – уровень муниципальный. Напомним, что один из трендов агротехнологического развития до 2030 года – это рост роли государства в деле активного продвижения агротех-повестки (аналитический материал о всех отраслевых трендах доступен на платформе «РСХБ в цифре»).
Государственное регулирование агротехнологий на муниципальном уровне очень гетерогенно и может сильно отличаться даже внутри одного региона страны. Эта статья обобщает главные тенденции и проблемы в отношениях между муниципальной властью и агротехом на примере трех стран – США, Германии и Китая (о развитии агротеха в разных странах можно ознакомиться отдельно на площадке «РСХБ в цифре»).
Развитие агротехнологий на муниципальном уровне, главным образом, затрагивает концепцию «urban agriculture» - ведение сельского хозяйства в урбанизированном окружении через пролиферацию фермерских хозяйственных ячеек, оптимизируя и используя при этом пространства города. Однако правовая база, окружающая эту концепцию, часто неадекватна прогрессу в этой области. Почти везде городское земледелие регулируется через правила зонирования городов. И одна из главных проблем заключается в устаревших регламентах, которые не успевают за развитием направления «urban agriculture», не упоминают его в официальных документах и так, непреднамеренно, городское земледелие оказывается «вне закона».
Так в Китае в каждом городе есть «План земельного пользования» (Land use plan) на 15 лет, который принимается Городским советом (State Council). Китайский город делится на округа, для земельных фрагментов которых и считывается будущий эксплуатационный режим. В частности, последний на данный момент времени истекший Документ по Пекину (столица КНР) принимался на 2006-2020 годы. В частности, для отдельно взятого округа Пекина валидны следующие категории пользования:
- Земля для строительства (Construction Land) - возведение инфраструктуры, жилых помещений, транспортных хабов и иных мощностей.
- Земля для туризма (Tourist Land).
- Зона природной консервации (Nature Conservation Land).
- Зона естественного/природного функционирования (Green Land).
- Зона для базового сельского хозяйства (Basic Agriculture Land) - территория под с/х нужды, статус перманентен и не подлежит изменению с течением времени.
- Зона для общего сельского хозяйства (General Agriculture Land), статус территории - не перманентен, может изменяться с течением времени.
«План земельного пользования». Источник
Несмотря на наличие двух отдельно взятых агротерриторий базового и общего функционирования, «urban agriculture» не попадает в данные категории (именно тот случай, когда деятельность «вне закона», потому что не упомянута в официальном тексте). В дополнение к этому, существует и иная городская планировочная документация в Китае: «мастер-план» (Master Plan), «регуляторный план» (Regulatory Plan), однако их внутреннее содержание также не регламентирует концепт «urban agriculture».
Единственный документ, который как-то способен инкорпорировать домен «городского земледелия» - «План внешнего вида застройки» (Site Plan), который включает характер пространственных композиций между зданиями, ландшафтный дизайн (в том числе и крыш, где могут возводиться вертикальные фермы) и т.д.
Вместе с тем, данный План все равно неразрывно связан с другой вышеупомянутой планировочной документацией, поэтому также мало вписывается в регуляторную повестку «urban agriculture».
В Германии вместо «urban agriculture» распространено использование термина ZFarming (Zero-acreage farming) - адаптационная стратегия реинтеграции пищевых цепочек в города. ZFarming - это как раз земледелие без использования сельскохозяйственных угодий (zero-acreage), когда эксплуатируются городские помещения. Использование городских пространств унифицировано для всей Германии и регламентируется следующими законодательными актами: Федеральный кодекс строительных правил (Baugesetzbuch, на англ. Federal Building Code) и Устав использования федеральной земли (Verordnung über die bauliche Nutzung der Grundstücke, на англ. Federal Land Utilization Ordinance). Однако, как и в Китае отдельное специализированное законодательство, которое регулирует сегмент «urban agriculture», в Германии отсутствует.
Есть страны, в которых полномочия федерального правительства сильно ограничены и об хоть какой-то унификации муниципальных законодательств говорить не приходится. Такой страной, например, является США, где всё очень сильно зависит от штата и муниципалитета. Конкретных норм, регулирующих «городское земледелие» (например, строительство вертикальных ферм в черте города - как закрытых в помещениях, так и на крышах («rooftop farming»)) не существует. Но обычно, чтобы получить разрешение на земледелие в городе (вертикальные фермы и т.д.) надо пройти «процедуру дисперсии» - разброс трактовок и перспективу допущения определенной активности (на англ. «use variance»).
На этом направлении есть свои прецеденты - агротехнологический стартап Roka Farm из штата Индиана планировал запустить вертикальную ферму в помещении, которое раньше арендовал продуктовый супермаркет. Целевая зона, по законодательству, не была пригодна для осуществления сельскохозяйственной активности. Компания вынуждена была пройти серьезный административный процесс (сбор документов, политика уведомления соседей и прочее), дабы получить разрешение на осуществление деятельности. В итоге, их попытки увенчались успехом. В то же время такой результат лишь исключение из правил, в своем большинстве получение «use variance» - крайне трудоемкий процесс, к тому же процедура не является решением корневой проблемы.
Обобщая, «городское земледелие» - регуляторно недоработанный аспект городского планирования, часто никак не упомянутый и не регламентированный на муниципальном уровне.
Однако на политическом ландшафте наметилась многообещающая тенденция. Проблемы, связанные с сельскохозяйственными технологиями, начинают находить отражение в предвыборных программах. Это растущее признание важности агротехнологий часто проявляется в инициативах, согласованных с «зеленой повесткой дня», которые направлены на продвижение устойчивых и безвредных для окружающей среды практик.
Так, например, нынешний мэр Нью-Йорка Эрик Адамс сделал городское земледелие (включая вертикальное фермерство) частью своей предвыборной кампании. Среди выдвинутых им предложений - новые строительные правила и нормы, налоговые льготы для городских фермеров, организация агротех-площадок совместного пользования (имеются в виду сопространства для ведения вертикального фермерства, интеграции гидропонных установок, оборудования в сфере возобновляемой энергетики). Существенные изменения в деле легализации сегмента «urban agriculture» ожидаются в ближайшие годы.
В последние годы наблюдается растущая тенденция к международному сотрудничеству между городами. Это сотрудничество позволяет обмениваться знаниями, ресурсами и передовым опытом в области сельскохозяйственных технологий. Перенимая опыт друг друга, города могут ускорить свой собственный прогресс и преодолеть общие проблемы. Так, в 2015 году Берлин подписал Городской пакт по линии городской продовольственной политики (Milan Urban Food Policy Pact). Данный пакт - инициализированный мэром Милана (Италия) - является первым подобного рода международным соглашением, подписанты которого (отдельные города) обязывались развивать на своей территории устойчивые урбанизированные продовольственные цепочки для обеспечения биоразнообразия, доступа к здоровой еде, а также сокращения пищевых отходов.
Тем не менее, важно отметить, что существующая нормативно-правовая база для агротехнологий неравномерно распределена по разным муниципалитетам и регионам. В мегаполисах и городских агломерациях, как правило, действуют более всеобъемлющие нормативные акты, в то время как небольшие города могут отставать в плане правовой поддержки сельскохозяйственных технологий. Это несоответствие неминуемо создает диспропорции в возможностях, доступных для развития агротехнологий, при этом большая часть прогресса сосредоточена в крупных городских районах. Мегаполисы Берлин и Гамбург имеют прогрессивную, адекватную технологическим реалиям правовую базу. В тоже время множество других, особенно менее крупных, городов имеют правовую базу из 1990-х.
Еще одним примечательным аспектом агротехнологического ландшафта является растущее внимание к разработке ландшафтных покрытий крыш. Эта инновационная концепция предполагает превращение крыш в зеленые насаждения для сельскохозяйственной деятельности. Сады на крышах не только способствуют городскому сельскому хозяйству, но и обеспечивают множество дополнительных преимуществ, таких как уменьшение эффекта городского теплового острова, улучшение качества воздуха и содействие сохранению биоразнообразия в городах. Эти инициативы особенно поддерживаются местными властями.
Гамбург в 2014 году стал первым немецким городом, который разработал и принял комплексный документ – «Стратегия озеленения крыш» (Green Roof Strategy). Цель - озеленить 100 га поверхностей. Муниципальный министр по вопросам окружающей среды и энергетики выделил 3 млн. евро для выполнения этой задачи к 2024 году. Собственники зданий могут получить субсидии на сумму до 60% затраченных на обустройство средств. Опять же местное законодательство не уточняет композицию озеленения, поэтому может включать как сады с цветами, так и фермы (в том числе вертикальные) с сельскохозяйственными растениями на базе гидропонных и иных установок.
Зеленые крыши, продвигаемые доктриной «Green Roof Strategy», подразделяются на три основных вида: экстенсивные (extensive), простые интенсивные (simply intensive) и интенсивные (intensive). «Экстенсивные зеленые крыши» - самое недорогое решение, требующее незначительное количество субстрата (земельной смеси для посадки растений), от 5 до 15 см толщиной. Обслуживание - наименее энергозатратное. «Простое интенсивное озеленение» - транзитная фаза, переходная стадия между интенсивным и экстенсивным озеленением. В этом сегменте средняя толщина субстрата - 12 см, вариация растительности - от кустарников до маленьких деревьев. Наконец, «интенсивные зеленые крыши» непосредственно созданы для разведения полноценных садов и огородов, в том числе ферм различной степени инновационности. Обязательная толщина субстрата в данном случае - 25 см.
В Нью-Йорке городской Совет принял постановление об активизации борьбы с климатическими изменениями (на англ. The Climate Mobilization Act), в соответствии с которым крыши новых домов, а также старых зданий (при условии реновации) подлежат озеленению (green roofs или sustainable roofing zone). По законодательству «озеленение» интерпретируется достаточно широко, поэтому может инкорпорировать, в том числе, и ведение сельскохозяйственной активности. Такой подход используется местным агротех-стартапом Brooklyn Grange, который реализует данный принцип «зеленых крыш» через установку ферм (очевидно, что, по закону, важен сам факт озеленения; процедура, характер и сама композиция отдаются на откуп ответственным людям).
Таким образом, принципы зонирования и сам факт включения концепта «urban gardening» зависят от локальных правительственных приоритетов, федеральной правовой базы, личных предпочтений администрации и т.д., однако, как правило, интеграция «urban agriculture» в законодательную систему муниципалитетов по-прежнему отсутствует. Однако, крупные города уже начали экспериментировать и даже включать отдельные инициативы, связанные с «urban farming» в политические программы. Всё идёт к тому, что постепенно лучшие практики будут заимствоваться, а сельское хозяйство по-настоящему придёт в города.
Актуальные новости по тематике агротехнологий, короткие питчи стартапов, анонсы релевантных мероприятий, сведения об инновационных разработках и инвестиционных сделках доступны в Telegram-канале Агротех стартапы, на сайте «РСХБ в цифре» и Rutube-канале.