Надувание пузыря креативных индустрий…

Внимание инвесторов всего мира, бизнеса, а вслед за ними и СМИ приковано к тем проектам, которые работают на стыке передовых технологий и креатива. Креативные индустрии привлекают к себе не только амбициозных людей, но и государство. Считается, что некоторые направления могут стать новой нефтью будущего. Наша страна не является исключением. Например, идёт преобразование Москвы из промышленного города в экономику услуг и торговли. В креативных кластерах столицы уже работают более 110 тыс. организаций разной формы собственности, дающие более 1,1 млн рабочих мест и формирующих 6,3% ВВП Москвы (по данным на 2022 год). И в целом по стране уже около 4,8% общей численности занятых входят в креативный класс, то есть работающих в творческой и интеллектуальной сфере.

Надувание пузыря креативных индустрий…

Надо признать, что поддержка развития креативных индустрий со стороны государства идет существенная. За три года АКИ (Агентство креативных индустрий) поддержало более 4000 и провело около 40 крупных мероприятий и конкурсов. Регулярно проводится Российская креативная неделя. Организована масштабная международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ, где представлены достижения разных регионов нашей страны.

Но при анализе экономических показателей, видео с отчетных мероприятий возникают некоторые вопросы не по количеству вариантов поддержки и финансированию, а по их содержанию. Количество не переросло в качество, сделало мероприятия отчетными по формальным признакам, а не полезными..

Например, прошедшая в июле 2023 года Российская Креативная неделя. На одном из выступлений озвучена проблема в работе с одаренными — несмотря на все усилия последних лет, количество одаренных детей падает по словам директора центра изучения образовательной политики Елены Анатольевны Ленской. Какое решение она предлагает в своем выступлении? Среди рекомендаций — тиражировать модели работы с одарёнными детьми, которые доказали свою результативность, и создать инструмент для измерения прогресса каждого ребенка.

Получается, что она призывает в качестве решения тиражировать то, что и так уже привело к снижению количества одаренных детей? И как это измеряли, если нет инструмента для измерения прогресса? Другие похожие примеры:

  • Где найти ресурсы для творческих идей? Финансирование для креаторов #видеозадача https://youtu.be/YfgVc3pFliE
  • Новые методики обучения творчеству? Педагогика для креаторов #видеозадача https://youtu.be/39U3KkA9Exg
  • Как сделать современное искусство конкурентоспособным? Интеллектуальная #видеозадача https://youtu.be/BiHV86a-yjY
  • Как создать хорошую видеоигру? Советы опытного разработчика #видеозадача https://youtu.be/NRmAhJE9ReM
  • Можно ли создать новый спорт? Развитие страны #видеозадача https://youtu.be/ji5sdoU2N58

Новая международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ, добавила еще один элемент — количество контента резко возросло, а качество сильно упало. На выступление зовут известных людей, которые даже не готовились, или коучей, которые пытаются опосредованно продать свои услуги. В других примерах, попавшие в видеозадачи, Вы можете самостоятельно оценить практичность и уровень рекомендаций, которые даются молодым людям по распространённым проблемам:

  • Как добиваться поставленных целей? Советы опытного коуча #видеозадача https://youtu.be/RMzf2T8i1_I
  • Как найти Наставника? Проблема молодых учёных #видеозадача https://youtu.be/Pn7gerOMCLQ
  • Как выбрать профессию и оставить след в культуре? Эксперт ректор ВУЗа #видеозадача https://youtu.be/u7PmrdDl1xo

Проблема усугубляется тем, что за потоком контента можно пропустить те немногие качественные мероприятия, которые там могли проходить. Они просто утонут в общей массе проходных бессодержательных выступлений.

Надувание пузыря креативных индустрий…

И получается, что правильные, своевременные инициативы развития, выделение финансирование, чтобы помочь в создании инновации, так и остаются благими пожеланиями на бумаге. А в реальности все это массово уходит красивыми цифрами в отчетах по количеству, а не по качеству. И никак не решает поставленные задачи. Система образование по-прежнему ещё со средней школы снижает креативность молодёжи по словам Г.О. Грефа (https://youtu.be/d9mA96b_78s ). Вместо развития творческих навыков, продолжают готовить специалистов прошлого. А конкуренция профессионализма и знаний вырождается в конкуренцию связей и дипломов.

Другая проблема — творческая среда, которая дает толчок новым идеям. В качестве примера можно сослаться на опыт Стива Джобса, который заметил, что «креатив рождается во время спонтанных встреч и неформальных дискуссий». Когда в одном месте сосредоточено множество увлечённых созданием инновационных технологией людей, то происходит взаимное обогащение идеями даже при случайных разговорах. В Москве такие локации созданы стихийно энтузиастами или при поддержке городских властей. В условиях большого столичного города это сделать проще.

Надувание пузыря креативных индустрий…

Сейчас создаются разные инновационные центры по все стране, чтобы расширить возможности людей, живущих в других регионах. Но проблема возникнет с наполнением кадрами — креативным классом, который создаст основу для креативной индустрии. Кто будет там работать, если система образования пока научилась на действительно высоком уровне организовывать мероприятия, оформлять стенды и сцены для выступлений, приглашать известных людей и проводить все это в прямом эфире. Но по содержанию все это недалеко ушло от традиционных отчетных мероприятий в средней школе...

Дополнительные материалы

1) Видео: ВДНХ как лаборатория для творчества и инноваций: анализ выставки

2) Видео: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ВОПРОСЫ & ОТВЕТЫ — открытие XVII сезона курса VIKENT.RU

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

Благодарю И.Л. Викентьева за присланные материалы

Фото сгенерировано https://app.leonardo.ai/

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

Начать дискуссию