Доставка и Covid-19
В сложившейся ситуации во всем мире, да и у нас в стране, заказывать товары с доставкой начали даже те, кто ни разу этой услугой не пользовался. Что не может быть не хорошо, так как, на мой взгляд, продажи оффлайн стремительно падают, в свою очередь онлайн растет.
Приведу некоторые данные:
Ну так вот, к чему это я- большая часть заказов осуществляется курьерскими службами на дом, остальные - это самовывоз из пунктов и через постаматы. К примеру, ВкусВилл - планирует размещать постаматы в жилых комплексах.
Традиционно выделяются 5 видов (уровней) провайдеров логистики («n» party logistics) : (n)PL – party logistics (англ.) и их от 1 до 4 (иногда бывает 5), где "n" - кол-во услуг который выполняет логистический оператор.
Мы же с вами поговорим о так называемой "on-demand" доставке или доставке по требованию. Вы заказали пиццу \ пасту \ салат \ роллы, в общем еду, и курьер ее вам доставил в ближайшее время или к определенному времени ( запомним, время тут играет очень важную роль , а именно финансовый результат деньги \ рентабельность, но об этом чуть позже).
Далее я буду говорить о том, почему надо запускать доставку. Так что, не переключайтесь :).
"Легкий способ доставлять" или агрегаторы доставки.
Самый быстрый и легкий способ доставлять заказы еды на сегодняшний день - это воспользоваться маркетплэйсами ( Яеда, Delivery и еже с ними). В этом есть как плюсы и минусы, так и подводные камни. Коротко:
плюсы - скорость запуска доставки. После подписания договора и фотосессии блюд, вы начнете готовить еду для курьеров операторов;
минусы - это стоимость услуг операторов доставки. Процент, который агрегаторы забирают за свои услуги колеблется от 10% до 28% в зависимости от:
1) крупный вы игрок на рынке или нет;
2) пользуетесь ли вы курьерами оператора.
Пример: вы небольшая сеть кафе\ ресторанов, вы подписали договор на 15% и 28%, где 15% - это вы доставляете своими курьерами, а 28%- курьерами оператора. Возникает вопрос - что такое 15%, а это оплата за то, что оператор оформил для Вас заказ и передал его Вам.
Выходит: 28% -15% = 13% стоимость логистики. Запомните эту цифру, она тоже понадобится.
"Per aspera ad astra" или собственная курьерская служба.
Per aspera ad astra (лат.) - через тернии к звездам \ через усилие к победе.
Почему через "тернии" и "усилия" , так как собственные продажи и доставка это "сложнее и дольше, и дороже" (СДД), но выгоднее и целесообразнее в перспективе.
Почему СДД :
1) нужен свой сайт и приложение;
2) нужно научиться коммерции и самостоятельно продавать;
3) нужны свои курьеры.
А это все инвестиции, которые должны быть, их нужно окупить и благодаря которым в дальнейшем можно будет получать дивиденды (прибыль).
Рассмотрим решения по каждому пункту:
Сайт: Варианты решения вопрса:
1) Купить готовый сайт - для этого нужно решить на какой платформе он будет, так как должна быть связь (желательно автоматическая) с товарным учетом. Плюс - скорость и цена сайта; минус - ограниченный \ стандартный функционал
2) Писать свой сайт (см.пункт 1). Плюс- разрабатываете сайт под себя и свой продукт. Минус- цена, скорость. Важно: надо четко понимать что вам нужно ( зачастую, вам могут продать уже готовый сайт, но по завышенной цене).
Коммерция- продажи:
1) Допустим у Вас уже есть продукт и тут важно понимать как выстраивать продажи с точки зрения экономической эффективности - за это отвечает управленческий учет и отчет P&L (прибыли убытки).
2) маркетинг (онлайн), который отвечает на вопрос: "Как продать, то что придумали и разработали?". Важно: не по какой цене и в каких объемах, и именно "как?". Проще говоря:
маркетинг - "упаковка" вашего продукта, и отвечает на вопрос "как продаем?"
коммерция - суть вашего продукта, и отвечает на вопрос "что продаем?"
Курьеры:
1) рассчитать стоимость логистики
2) поиск и оформление курьеров
3) настроить карту доставки.
"Куда идем мы .. "
И тут задаемся самыми интересными вопросами ( при условии, что уже существует бизнес) - а сколько стоит доставка? а выгодно ли будет это?
Ответ "ДА".
Средняя EBITDA ( операционная прибыль) в сегменте доставки готовых блюд - от 9% до 24% ( очень редко 28%). Главное, все верно рассчитать и корректно вести управленческий учет.
Ах да , совсем забыл, а причем тут время доставки и 13%, которые я просил обратить внимание и запомнить.
Время доставки: доставить можно в "течение 30 минут" или к определенному времени. К примеру, вы сделали заказ заранее на определенный день и время или же Вы заказали обед и ожидаете доставку в течение 30 минут.Себестоимость заказа с доставкой 30 - 60 минут всегда будет выше, чем доставка к определенному времени. Причина очень проста и логична - при доставке к определенному времени можно рассчитать нагрузку на курьера и его производительность, что в свою очередь положительно отразится на показатель "средней стоимости доставки " 1 заказа за период.
13% - данный показатель у агрегаторов отчетливо отражает, какой уровень затрат ( стоимость логистики \ курьеров) возможен в общей структуре управленческого учета вашей службы доставки, при правильном планировании.
Вывод один - начать доставлять надо и сейчас самое лучшее время. А вот выбор каким путем пойти, зависит от Вашей стратегии, целей и возможностей инвестиций.