«Везёт вам», или как индустрия доставки еды выросла благодаря пандемии

Пока наша жизнь была на паузе, взлетел спрос на шоколад, кинотеатры стали привозить попкорн домой, а индустрия доставки выросла почти на треть. Мы изучили основные изменения, которые произошли весной в онлайн-торговле.

«Везёт вам», или как индустрия доставки еды выросла благодаря пандемии

Наша компания Fresh Lab занимается доставкой здорового питания. На протяжении 5 лет мы следим за трансформацией ниши и понимаем, что весной 2020 года индустрия доставки еды и продуктов изменилась окончательно и бесповоротно. Делимся с вами наблюдениями и выводами.

Даже кинотеатры теперь доставляют еду

За 3 последних месяца спрос на доставку в стране вырос на 27%. К такому выводу пришла компания «Такском», проанализировав 18 миллиардов кассовых чеков. Бизнес очень активно отреагировал на потребность покупателей в дистанционных покупках. Как следствие, рынок доставки питания пополнился новыми игроками.

— Продуктовый ритейл оперативно вышел в онлайн

Пандемия ускорила переговоры ритейлеров и сервисов по доставке. В период самоизоляции онлайн-продажи запустили «Ашан», «Лента» и ряд региональных сетей, таких как «Командор» (Красноярск), «Бахетле» (Казань), «Красный Яр».

Торговые гиганты пользуются партнерскими каналами сбыта, так как на создание полноценного интернет-магазина необходимо больше времени даже крупным игрокам. В этом сегменте сейчас идёт активный найм сотрудников, что говорит о решительности ритейлеров на перемены.

По данным издания «Секрет фирмы» рынок экспресс-доставки продуктов на дом вырастет в 2020-м году в 40 раз.

— Рестораны начали доставлять

Безвыходная ситуация заставила общепит выйти в онлайн. По данным Delivery Club, к их сервису подключилось около 4000 новых ресторанов. Это стало одной из причин, почему в мае компания вышла на рекордные для себя обороты — 5,5 млн заказов в месяц.

Хочу отметить, что Delivery Club и «Яндекс-еда» проявили поддержку по отношению к ресторанам, ввели скидки, снизили комиссию.

— Подключились компании, далёкие от сферы питания

На тропу доставки продуктов ступил онлайн-ритейлер одежды Lamoda. Теперь среди нарядов на сайте можно встретить макароны, крупы, специи и продукцию магазинов «Вкусвилл».

Неожиданный ход совершили кинотеатры. Например, «Мираж синема» продаёт еду из своих бистро, а сеть «Каро фильм» открыла доставку из кинобаров.

Что и сколько заказывают российские интернет-пользователи

«Везёт вам», или как индустрия доставки еды выросла благодаря пандемии

Наибольшей популярностью среди онлайн-товаров у соотечественников пользовались продукты питания. Продажи в этом секторе выросли на 21% по сравнению прошлым годом.

Институт исследования рынка GfK выяснил, что 52% покупателей стали приобретать продукты про запас. Люди начали чаще планировать свои покупки.

Услуги по доставке готовой еды оказались на втором месте. Спрос на них вырос на 30% по сравнению с прошлым годом. Аналитики «Яндекс.Кассы» определили, что в мае запрос на доставку из ресторанов вырос втрое.

Наш опрос, который мы провели среди 10 000 бывших и текущих пользователей FreshLab, подтвердил общую статистику. Подавляющее большинство во время пандемии предпочитало пользоваться сервисами доставки.

В опросе была возможность нескольких вариантов ответа на один вопрос
В опросе была возможность нескольких вариантов ответа на один вопрос

Пир во время чумы: вырос спрос на вредную еду

Такие тревожные новости сообщают некоторые онлайн-магазины.

Например, «Сбермаркет» заявил, что потребность людей в еде быстрого приготовления усилилась в четыре раза. А в KFC заметили увеличение количества позиций в заказе на 19%.

Пользователи интернет-магазина Wildberries в три раза чаще стали заказывать кексы, жидкую карамель и козинаки. А поклонники Ozon перешли на шоколад — с 1 по 20 апреля продажи выросли почти в 3,5 раза.

Такой всплеск интереса к сладкому и фастфуду можно объяснить желанием поднять себе настроение и снять стресс в тревожной обстановке.

А как же ЗОЖ?

«Везёт вам», или как индустрия доставки еды выросла благодаря пандемии

По своим клиентам мы делаем вывод, что далеко не все пустились в «углеводный» хоровод. Люди, предпочитающие здоровый образ жизни, даже в условиях пандемии остались верны себе. Всю весну мы наблюдали стабильный интерес к здоровой еде.

Хотя к онлайн-покупателям примкнуло почти 30% россиян, мы не заметили глобального отличия новой аудитории от постоянных заказчиков. В большинстве своём это люди, которые следят за фигурой и питанием. Анализ весеннего спроса на наши рационы показал, что с отрывом в 16% лидирует план питания для снижения веса Slim.

На втором месте Daily — аналог домашней кухни. Этот рацион пользуется популярностью у клиентов, которые устали от джанк-фуда и постоянной готовки дома во время самоизоляции.

Совсем не популярной в весенний период оказалась вегетарианская безлактозная линейка.

Статистика Fresh Lab
Статистика Fresh Lab

Разницу с 2019 годом мы особенно прочувствовали во время майских праздников. Обычно в этот период происходит просадка по заказам. Но как можно увидеть на графике, в этом году она более плавная: -41% в мае 2019 и -24% в мае 2020.

«Везёт вам», или как индустрия доставки еды выросла благодаря пандемии

При этом в 2020 году пик падения пришёлся на 10 мая, а в 2019 на 3 мая. Мы связываем это с тем, что в прошлом году люди старались уехать на майские праздники как можно раньше и отменяли доставку заранее. В этом мае спрогнозировать досуг было гораздо сложнее, отсюда и затяжная реакция по поводу отмены заказов на выходных.

Перспективы индустрии доставки после пандемии

По данным исследования Роскачества и НАФИ — 71% россиян продолжит использовать сервисы доставки после снятия ограничений.

Соответственно, 29 % планируют вернуться к привычным походам по магазинам.

Аналитики нашей компании предполагают, что у сервисов готовой еды, в том числе и у FreshLab, произойдёт небольшой отток клиентов за счёт открытия ресторанов. Но этот процесс будет скомпенсирован благодаря возвращению аудитории, вышедшей в офисы. Для них доставка питания на работу вновь обретёт актуальность.

Также есть подозрение, что люди, набравшие лишние килограммы, после выхода из заточения придут к здоровым пищевым привычкам. Интересно пронаблюдать, как изменится кривая спроса в этот период.

1414
10 комментариев

То, что люди стали больше покупать джанк, это объяснимо эмоциональной составляющей всей этой пандемии, из еды люди получают положительные эмоции, хоть и не надолго)
Доставка здоровой еды вдвойне сейчас поднимется из-за обожратушек и из-за того, что многие привыкли к доставке готовой еды сейчас))

2
Ответить

Да сейчас все на юга ломанутся, и вся ваша доставка вернется на прежние позици. Летом 100% не будет того же спроса. 

1
Ответить

А ещё остались деньги на юга? 🙂

1
Ответить

доставки спасут мир! Когда ты чётко осознаёшь  что хочешь делать в жизни: точно не стоять у плиты, а потратить время на себя и близких. В этом плане готовая еда выручает, фастфуд же не будешь есть каждый день, если тебе не 17.

Даже интересно кто заказывал еду из кинотеатров??

Ответить

Покупать попкорн по цене самолета без киношного антуража - сомнительная затея. Покажите мне этих людей.

2
Ответить

Тоже любопытно про еду из кинотеатров 🙃 Неделю назад то ли в Лавке, то ли в Самокате увидел попкорн от какого-то кинотеатра — цена 300-400 рублей. На эту сумму можно купить не просто пачку обычного попкорна, но ещё и несколько других видов снэков впридачу 🙃

Ответить

А веганы на праноедство перешли что ли? Или наоборот, на шоколад с кексами

Ответить