«Везёт вам», или как индустрия доставки еды выросла благодаря пандемии
Пока наша жизнь была на паузе, взлетел спрос на шоколад, кинотеатры стали привозить попкорн домой, а индустрия доставки выросла почти на треть. Мы изучили основные изменения, которые произошли весной в онлайн-торговле.
Наша компания Fresh Lab занимается доставкой здорового питания. На протяжении 5 лет мы следим за трансформацией ниши и понимаем, что весной 2020 года индустрия доставки еды и продуктов изменилась окончательно и бесповоротно. Делимся с вами наблюдениями и выводами.
Даже кинотеатры теперь доставляют еду
За 3 последних месяца спрос на доставку в стране вырос на 27%. К такому выводу пришла компания «Такском», проанализировав 18 миллиардов кассовых чеков. Бизнес очень активно отреагировал на потребность покупателей в дистанционных покупках. Как следствие, рынок доставки питания пополнился новыми игроками.
— Продуктовый ритейл оперативно вышел в онлайн
Пандемия ускорила переговоры ритейлеров и сервисов по доставке. В период самоизоляции онлайн-продажи запустили «Ашан», «Лента» и ряд региональных сетей, таких как «Командор» (Красноярск), «Бахетле» (Казань), «Красный Яр».
Торговые гиганты пользуются партнерскими каналами сбыта, так как на создание полноценного интернет-магазина необходимо больше времени даже крупным игрокам. В этом сегменте сейчас идёт активный найм сотрудников, что говорит о решительности ритейлеров на перемены.
По данным издания «Секрет фирмы» рынок экспресс-доставки продуктов на дом вырастет в 2020-м году в 40 раз.
— Рестораны начали доставлять
Безвыходная ситуация заставила общепит выйти в онлайн. По данным Delivery Club, к их сервису подключилось около 4000 новых ресторанов. Это стало одной из причин, почему в мае компания вышла на рекордные для себя обороты — 5,5 млн заказов в месяц.
Хочу отметить, что Delivery Club и «Яндекс-еда» проявили поддержку по отношению к ресторанам, ввели скидки, снизили комиссию.
— Подключились компании, далёкие от сферы питания
На тропу доставки продуктов ступил онлайн-ритейлер одежды Lamoda. Теперь среди нарядов на сайте можно встретить макароны, крупы, специи и продукцию магазинов «Вкусвилл».
Неожиданный ход совершили кинотеатры. Например, «Мираж синема» продаёт еду из своих бистро, а сеть «Каро фильм» открыла доставку из кинобаров.
Что и сколько заказывают российские интернет-пользователи
Наибольшей популярностью среди онлайн-товаров у соотечественников пользовались продукты питания. Продажи в этом секторе выросли на 21% по сравнению прошлым годом.
Институт исследования рынка GfK выяснил, что 52% покупателей стали приобретать продукты про запас. Люди начали чаще планировать свои покупки.
Услуги по доставке готовой еды оказались на втором месте. Спрос на них вырос на 30% по сравнению с прошлым годом. Аналитики «Яндекс.Кассы» определили, что в мае запрос на доставку из ресторанов вырос втрое.
Наш опрос, который мы провели среди 10 000 бывших и текущих пользователей FreshLab, подтвердил общую статистику. Подавляющее большинство во время пандемии предпочитало пользоваться сервисами доставки.
Пир во время чумы: вырос спрос на вредную еду
Такие тревожные новости сообщают некоторые онлайн-магазины.
Например, «Сбермаркет» заявил, что потребность людей в еде быстрого приготовления усилилась в четыре раза. А в KFC заметили увеличение количества позиций в заказе на 19%.
Пользователи интернет-магазина Wildberries в три раза чаще стали заказывать кексы, жидкую карамель и козинаки. А поклонники Ozon перешли на шоколад — с 1 по 20 апреля продажи выросли почти в 3,5 раза.
Такой всплеск интереса к сладкому и фастфуду можно объяснить желанием поднять себе настроение и снять стресс в тревожной обстановке.
А как же ЗОЖ?
По своим клиентам мы делаем вывод, что далеко не все пустились в «углеводный» хоровод. Люди, предпочитающие здоровый образ жизни, даже в условиях пандемии остались верны себе. Всю весну мы наблюдали стабильный интерес к здоровой еде.
Хотя к онлайн-покупателям примкнуло почти 30% россиян, мы не заметили глобального отличия новой аудитории от постоянных заказчиков. В большинстве своём это люди, которые следят за фигурой и питанием. Анализ весеннего спроса на наши рационы показал, что с отрывом в 16% лидирует план питания для снижения веса Slim.
На втором месте Daily — аналог домашней кухни. Этот рацион пользуется популярностью у клиентов, которые устали от джанк-фуда и постоянной готовки дома во время самоизоляции.
Совсем не популярной в весенний период оказалась вегетарианская безлактозная линейка.
Разницу с 2019 годом мы особенно прочувствовали во время майских праздников. Обычно в этот период происходит просадка по заказам. Но как можно увидеть на графике, в этом году она более плавная: -41% в мае 2019 и -24% в мае 2020.
При этом в 2020 году пик падения пришёлся на 10 мая, а в 2019 на 3 мая. Мы связываем это с тем, что в прошлом году люди старались уехать на майские праздники как можно раньше и отменяли доставку заранее. В этом мае спрогнозировать досуг было гораздо сложнее, отсюда и затяжная реакция по поводу отмены заказов на выходных.
Перспективы индустрии доставки после пандемии
По данным исследования Роскачества и НАФИ — 71% россиян продолжит использовать сервисы доставки после снятия ограничений.
Соответственно, 29 % планируют вернуться к привычным походам по магазинам.
Аналитики нашей компании предполагают, что у сервисов готовой еды, в том числе и у FreshLab, произойдёт небольшой отток клиентов за счёт открытия ресторанов. Но этот процесс будет скомпенсирован благодаря возвращению аудитории, вышедшей в офисы. Для них доставка питания на работу вновь обретёт актуальность.
Также есть подозрение, что люди, набравшие лишние килограммы, после выхода из заточения придут к здоровым пищевым привычкам. Интересно пронаблюдать, как изменится кривая спроса в этот период.