Бизнес в фудтехе: с чего начать и сколько это стоит

Открывая сервис доставки здорового питания в 2020 году, накормить клиента уже недостаточно. Нужно быть быстрым, удобным, экологичным. Посчитали, сколько потратит новый игрок фудтех-рынка в начале пути.

Бизнес в фудтехе: с чего начать и сколько это стоит

Мы создали компанию Fresh Lab в 2016 году с минимальными вложениями, разместив производство в столовой частного детского сада. Запустили две продуктовые линейки и разработали самый простой сайт.

Спустя 4 года подобная бизнес-стратегия на старте уже не работает. Конкуренция быстро растет, клиенты переходят от одной компании к другой в поисках удобства и разнообразия.

Составили список составляющих, необходимых для запуска сервиса доставки питания сейчас, и посчитали их примерную стоимость.

Функциональный сайт и приложение

Сайт и приложение сервиса доставки еды должны быть высокофункциональными, с интуитивно понятным интерфейсом.

Не забудьте добавить на свои площадки:

  • качественные фото своих блюд (не используя картинки из интернета);
  • удобный личный кабинет;
  • простую механику заказа в несколько кликов;
  • форму обратной связи;
  • продуманную систему начисления бонусов;
  • разные варианты онлайн-оплаты;
  • индивидуальный подбор питания;
  • конструктор меню;
  • механику продления и обработки заказов.
примерно 1 млн рублей
средняя стоимость разработки сайта
примерно 15 тысяч рублей в месяц
стоимость разработки приложения

CRM-система

Логистика производства и доставки питания настолько сложна, что невозможно обойтись без правильно подобранной CRM-системы.

Когда количество заказов достигает больше 20 в неделю, процессы нужно автоматизировать. Иначе путаница и срыв сроков обеспечены.

В системе должны быть:

  • накладные;

  • списания;

  • четкий план для каждого цеха;
  • ведение клиентов (когда и что должно быть доставлено, когда позвонить по обратной связи, когда предложить продление питания, когда напомнить о себе, уведомить о доставке, уведомить о курьере);
  • отслеживание финансов по заказам;
  • статистика клиентов;
  • анализ продуктов.

Мы за 4 года протестировали несколько систем: Амо СРМ, Retail CRM, Bitrix 24, MatserlifeCRM (польская разработка для доставкаи рационов питания). В итоге пришли к варианту собственной разработки.

примерно 240 тысяч рублей в год
стоимость абонентского обслуживания готовой СRM-системы
примерно 1,2 млн рублей

разработка и поддержка собственной CRM

Конструктор рационов

Основная причина, почему люди уходят к конкурентам или делают перерывы в заказах — им надоедает еда.

Питаться одним и тем же 1–2 месяца никто не хочет

Мы решаем эту проблему с помощью опции «Конструктор». Она позволяет заказчику самостоятельно составлять рацион питания из всех блюд, которые существуют в меню.

Опция сложна в технической реализации, её невозможно запустить без отлаженной CRM-системы, позволяющей автоматизировать всю производственную линию.

Ввод «конструктора» займет длительное время. Мы готовились к запуску 1,5 года. Первый месяц тестировали на постоянных клиентах, отрабатывая технологию.

от 400 тысяч рублей
стоимость реализации «Конструктора»

Производственные помещения, соответствие стандартам

Помещение, в котором вы планируете готовить, должно соответствовать как минимум стандартам «Роспотребнадзора», а лучше мировым стандартам.

Для этого производство должно быть оснащено необходимым оборудованием:

  • холодильные и морозильные камеры, отдельные для каждого вида сырья и готовой продукции;

  • шокер для оперативного охлаждения готовой продукции;

  • столы, моечные ванны, стеллажи, шпильки для гастроемкостей;
  • технологическое оборудование: мясорубка соответствующей мощности, овощерезки, блендеры, вакууматор, соковыжималки;
  • укомплектованный горячий цех: плиты, пароконвектоматы, грили, рисоварки;
  • посудомоечные машины достаточного объема;
  • оборудование для запайки контейнеров пленкой;
  • достаточное количество инвентаря.

Само помещение должно соответствовать стандартам пищевой промышленности, иметь мощную вентиляцию, приточную и вытяжную, облицованные кафелем стены и полы, трапы и раковины в каждом цеху, системы обеззараживания (УФ лампы).

примерно 300 рублей
цена за 1 м² среднего производственного помещения
от 450 до 1000 рублей
цена за 1 м² чистого помещения под пищевое производство
примерно 2000 рублей
цена за 1 м² помещения с оборудованием

Цены указаны в Санкт-Петербурге (московские цены на 10–15% выше).

Качество продуктов и отбор поставщиков

Несколько советов, как отбирать поставщиков:

  • Исходите из качества сырья. На каждую группу продуктов необходимо несколько поставщиков для исключения ситуаций отсутствия необходимых ингредиентов. По ключевым позициям лучше работать с производителями напрямую — птица, мясо, яйца, творог, молоко. Разумеется, вся продукция должна быть сертифицирована и с указанием сроков годности.
  • Не менее важно, чтобы поставщик был проверенным и обязательным в логистике. Даже самая лучшая вырезка по самой низкой стоимости не нужна вам, если она приехала на 10 часов позже оговоренного срока.

Логистика

Правильно организованная логистика доставки составляет 30% успеха бизнеса.

1–2 опоздания = потеря клиента.

Отладить процессы помогут профессиональный логист и CRM-система.

Команда

Не стоит раздувать штат с самого начала. На первых этапах команда может состоять из 2–3 поваров, оператора, старшего логиста, менеджера по закупкам.

Диетолог может консультировать удаленно по запросу. Маркетолог — работать на аутсорсе.

Фасовать, упаковывать и развозить заказы по клиентам в начале можно самостоятельно.

Если же вы хотите выйти на рынок сразу с полным набором специалистов, то нужно нанять:

  • Шеф-повара;

  • Поваров;
  • Диетолога;
  • Логистов;

  • Курьеров;
  • Оператора колл-центра;
  • Бухгалтера;
  • Технолога;

  • Кладовщика;
  • CVV-менеджера;

  • Маркетолога;

  • Контесктолога;

  • Таргетолога.

Команда должна быть самостоятельной, так как в сфере доставки готового питания очень много нюансов. Каждый сотрудник должен уметь решать вопросы без участия руководителя, чтобы производство не останавливалось и не было срывов по срокам.

Продвижение

Сарафанное радио, безусловно, рабочий инструмент в нашем бизнесе, но его недостаточно.

Список эффективных методов продвижения на рынке фудтеха:

  • инфлюенс-маркетинг — отлично работает в качестве рекомендаций и демонстрации продукта;
  • контент-маркетинг — постоянная связь с клиентами, обсуждение новинок, полезный контент;
  • seo-продвижение сайта, контекстная реклама — выдача в поисковиках в первых строках для нашей ниши необходима;
  • таргетированная реклама — знакомство с новой аудиторией;
  • email-маркетинг — оповещение текущих и бывших клиентов о новинках и акциях.
от 50 тысяч до 150 тысяч в месяц
бюджет на маркетинг на начальных этапах

Общение с клиентами

Если вы не дадите своим клиентам то, что им нужно, — они уйдут искать это к конкурентам.

Наш совет — узнавайте потребности!

  • Организуйте работу саппорта.
  • Сделайте форму обратной связи удобной.
  • Опрашивайте в соцсетях при запуске нового меню, опции, функционала на сайте.
  • Проводите интервью с постоянными клиентами.
  • Просите обратную связь по конкретным блюдам (составляйте рейтинг блюда).

Затраты на зарплату 2–3 операторов и маркетолога

Экологичность

Учитывайте возможное возражение от потенциальных клиентов, что доставка готовой еды оставляет за собой слишком большое количество пластиковых отходов.

Мы решили этот вопрос запуском программы по сбору пустых контейнеров — наши клиенты возвращают курьеру пластиковую посуду, а мы отвозим ее на переработку.

Затраты на реализацию программы отсутствуют. Программа позволяет экономить на вывозе несортированного мусора.

Спрос сейчас распределяется между разными форматами доставки. Потребитель пробует многообразие вариантов — от стандартной доставки продуктов из супермаркета до доставки из распределительных центров за 15 минут. Конкуренция диктует правила, которые придется учитывать при желании играть в одной песочнице с лидерами отрасли. Открыть компанию на коленке в 2020-м уже не получится.

2323
15 комментариев

Статья для того, чтобы никто не пошел в фудтех)

11
Ответить

примерно 15 тысяч рублей в месяц
стоимость разработки приложения

Не понял.

7
Ответить

Тоже удивило, особенно после 1,2 млн на сайт.

2
Ответить

Как заработать на фудтехе в России:
1. Стать зампредседателя сбербанка
2. Купить в августе 2018 инстамарт
3. Продать в феврале 2019 инстамарт сбербанку
4. Профит х10
Не понятно только куда смотрит центр комплаенс сбербанка, в котором работает несколько тысяч сотрудников

6
Ответить

Определенно я кушал в сервисе из поста. Fresh Lab - название знакомое, а за последние пару-тройку лет мной были продегустированы все конторы по доставке здорового питания в СПб. Если я правильно помню, Вы объединились с Gym Meal? Их запомнил как образец того, что заказывать не стоит.

Можете сказать какая у вас киллер-фича? Мне действительно интересно. Потому что есть лидер рынка, где за аналогичную (среднюю) линейку просят на 11,500 рублей меньше за 28 дней. И доставка там в любой день час в час. У вас огромные вечерние окна привязанные к дням недели. Есть и другой сервис, где за сопоставимую цену (но все равно меньшую) привезут больше приемов пищи. И при этом то, что в реальности мне там привозят выглядит лучше, чем фотографии из меню на вашем новом сайте.

Пока я, как опытный клиент подобных сервисов, вижу ваш дорогим, неказистым, неудобным (доставка).

5
Ответить

Это Ян Фай, один из двух поваров которые получили звезду Мишлен, работая в уличном кафе в Таиланде. Ей 70 лет. Готовит только она. Есть помощники, которые делают заготовки и обслуживают столы.
___
Бабушка не очень умеет в маркетинг и экологичность, но зато хорошо готовит.
Я в Запорожье съел булочку с маком купленную в кондитерском павильоне за сущие копейки (название заведения к сожалению не помню, но нам пришлось отстоять очередь на улице) - потом пол-года ходил, всем рассказывал какое оно невероятно вкусное и как там много мака было. В общем готовить надо так, чтобы очередь стояла на улице. 

4
Ответить

Да обычно она готовит, просто от "одинаковости" высокой кухни все устали, и им нужно было пропиарится. Смысл мишлена что сложность приготовления одних и тех же продуктов х5, внимание к каждой детали. 

Ответить