Бизнес в фудтехе: с чего начать и сколько это стоит
Открывая сервис доставки здорового питания в 2020 году, накормить клиента уже недостаточно. Нужно быть быстрым, удобным, экологичным. Посчитали, сколько потратит новый игрок фудтех-рынка в начале пути.
Мы создали компанию Fresh Lab в 2016 году с минимальными вложениями, разместив производство в столовой частного детского сада. Запустили две продуктовые линейки и разработали самый простой сайт.
Спустя 4 года подобная бизнес-стратегия на старте уже не работает. Конкуренция быстро растет, клиенты переходят от одной компании к другой в поисках удобства и разнообразия.
Составили список составляющих, необходимых для запуска сервиса доставки питания сейчас, и посчитали их примерную стоимость.
Функциональный сайт и приложение
Сайт и приложение сервиса доставки еды должны быть высокофункциональными, с интуитивно понятным интерфейсом.
Не забудьте добавить на свои площадки:
- качественные фото своих блюд (не используя картинки из интернета);
- удобный личный кабинет;
- простую механику заказа в несколько кликов;
- форму обратной связи;
- продуманную систему начисления бонусов;
- разные варианты онлайн-оплаты;
- индивидуальный подбор питания;
- конструктор меню;
- механику продления и обработки заказов.
примерно 1 млн рублей
примерно 15 тысяч рублей в месяц
CRM-система
Логистика производства и доставки питания настолько сложна, что невозможно обойтись без правильно подобранной CRM-системы.
Когда количество заказов достигает больше 20 в неделю, процессы нужно автоматизировать. Иначе путаница и срыв сроков обеспечены.
В системе должны быть:
накладные;
списания;
- четкий план для каждого цеха;
- ведение клиентов (когда и что должно быть доставлено, когда позвонить по обратной связи, когда предложить продление питания, когда напомнить о себе, уведомить о доставке, уведомить о курьере);
- отслеживание финансов по заказам;
- статистика клиентов;
- анализ продуктов.
Мы за 4 года протестировали несколько систем: Амо СРМ, Retail CRM, Bitrix 24, MatserlifeCRM (польская разработка для доставкаи рационов питания). В итоге пришли к варианту собственной разработки.
примерно 240 тысяч рублей в год
примерно 1,2 млн рублей
Конструктор рационов
Основная причина, почему люди уходят к конкурентам или делают перерывы в заказах — им надоедает еда.
Питаться одним и тем же 1–2 месяца никто не хочет
Мы решаем эту проблему с помощью опции «Конструктор». Она позволяет заказчику самостоятельно составлять рацион питания из всех блюд, которые существуют в меню.
Опция сложна в технической реализации, её невозможно запустить без отлаженной CRM-системы, позволяющей автоматизировать всю производственную линию.
Ввод «конструктора» займет длительное время. Мы готовились к запуску 1,5 года. Первый месяц тестировали на постоянных клиентах, отрабатывая технологию.
от 400 тысяч рублей
Производственные помещения, соответствие стандартам
Помещение, в котором вы планируете готовить, должно соответствовать как минимум стандартам «Роспотребнадзора», а лучше мировым стандартам.
Для этого производство должно быть оснащено необходимым оборудованием:
холодильные и морозильные камеры, отдельные для каждого вида сырья и готовой продукции;
шокер для оперативного охлаждения готовой продукции;
- столы, моечные ванны, стеллажи, шпильки для гастроемкостей;
- технологическое оборудование: мясорубка соответствующей мощности, овощерезки, блендеры, вакууматор, соковыжималки;
- укомплектованный горячий цех: плиты, пароконвектоматы, грили, рисоварки;
- посудомоечные машины достаточного объема;
- оборудование для запайки контейнеров пленкой;
- достаточное количество инвентаря.
Само помещение должно соответствовать стандартам пищевой промышленности, иметь мощную вентиляцию, приточную и вытяжную, облицованные кафелем стены и полы, трапы и раковины в каждом цеху, системы обеззараживания (УФ лампы).
примерно 300 рублей
от 450 до 1000 рублей
примерно 2000 рублей
Цены указаны в Санкт-Петербурге (московские цены на 10–15% выше).
Качество продуктов и отбор поставщиков
Несколько советов, как отбирать поставщиков:
- Исходите из качества сырья. На каждую группу продуктов необходимо несколько поставщиков для исключения ситуаций отсутствия необходимых ингредиентов. По ключевым позициям лучше работать с производителями напрямую — птица, мясо, яйца, творог, молоко. Разумеется, вся продукция должна быть сертифицирована и с указанием сроков годности.
- Не менее важно, чтобы поставщик был проверенным и обязательным в логистике. Даже самая лучшая вырезка по самой низкой стоимости не нужна вам, если она приехала на 10 часов позже оговоренного срока.
Логистика
Правильно организованная логистика доставки составляет 30% успеха бизнеса.
1–2 опоздания = потеря клиента.
Отладить процессы помогут профессиональный логист и CRM-система.
Команда
Не стоит раздувать штат с самого начала. На первых этапах команда может состоять из 2–3 поваров, оператора, старшего логиста, менеджера по закупкам.
Диетолог может консультировать удаленно по запросу. Маркетолог — работать на аутсорсе.
Фасовать, упаковывать и развозить заказы по клиентам в начале можно самостоятельно.
Если же вы хотите выйти на рынок сразу с полным набором специалистов, то нужно нанять:
Шеф-повара;
- Поваров;
- Диетолога;
Логистов;
- Курьеров;
- Оператора колл-центра;
- Бухгалтера;
Технолога;
- Кладовщика;
CVV-менеджера;
Маркетолога;
Контесктолога;
Таргетолога.
Команда должна быть самостоятельной, так как в сфере доставки готового питания очень много нюансов. Каждый сотрудник должен уметь решать вопросы без участия руководителя, чтобы производство не останавливалось и не было срывов по срокам.
Продвижение
Сарафанное радио, безусловно, рабочий инструмент в нашем бизнесе, но его недостаточно.
Список эффективных методов продвижения на рынке фудтеха:
- инфлюенс-маркетинг — отлично работает в качестве рекомендаций и демонстрации продукта;
- контент-маркетинг — постоянная связь с клиентами, обсуждение новинок, полезный контент;
- seo-продвижение сайта, контекстная реклама — выдача в поисковиках в первых строках для нашей ниши необходима;
- таргетированная реклама — знакомство с новой аудиторией;
- email-маркетинг — оповещение текущих и бывших клиентов о новинках и акциях.
от 50 тысяч до 150 тысяч в месяц
Общение с клиентами
Если вы не дадите своим клиентам то, что им нужно, — они уйдут искать это к конкурентам.
Наш совет — узнавайте потребности!
- Организуйте работу саппорта.
- Сделайте форму обратной связи удобной.
- Опрашивайте в соцсетях при запуске нового меню, опции, функционала на сайте.
- Проводите интервью с постоянными клиентами.
- Просите обратную связь по конкретным блюдам (составляйте рейтинг блюда).
Затраты на зарплату 2–3 операторов и маркетолога
Экологичность
Учитывайте возможное возражение от потенциальных клиентов, что доставка готовой еды оставляет за собой слишком большое количество пластиковых отходов.
Мы решили этот вопрос запуском программы по сбору пустых контейнеров — наши клиенты возвращают курьеру пластиковую посуду, а мы отвозим ее на переработку.
Затраты на реализацию программы отсутствуют. Программа позволяет экономить на вывозе несортированного мусора.
Спрос сейчас распределяется между разными форматами доставки. Потребитель пробует многообразие вариантов — от стандартной доставки продуктов из супермаркета до доставки из распределительных центров за 15 минут. Конкуренция диктует правила, которые придется учитывать при желании играть в одной песочнице с лидерами отрасли. Открыть компанию на коленке в 2020-м уже не получится.