Как азербайджанец открыл кофейню в Берлине
Орхан Ахмедов шесть лет назад уехал из Азербайджана в Германию учиться, а вернулся с франшизой своего кофейного бренда. Сейчас сеть кофеен Ormado Kaffeehaus и производство зерна приносят ему более 2 млн евро выручки в год.
Орхан Ахмедов, основатель и владелец немецкого кофейного бренда Ormado Kaffeehaus, родился и вырос в Баку. В 24 года он уехал в Германию учиться и приехал в Азербайджан лишь через четыре года на открытие первой франшизы своей берлинской кофейни.
Сейчас в сети уже пять кофеен, есть свой цех по обжарке кофе и линия готовых напитков. Бизнес приносит 10 тыс. евро чистой прибыли в месяц. «Это сейчас, пока пандемия», — уточняет он. Орхан поделился, почему он не остался жить в Баку и что ему стоило открыть бизнес в Берлине.
Кофейня Ormado Kaffeehaus в Берлине — первая в городе, открытая по франшизе
По словам Орхана Ахмедова, учеба в Германии была прикрытием. Поступление в Европейский университет Виадрина во Франкфурте-на-Одере дало возможность под благовидным предлогом уехать за границу.
Магистратуру по гуманитарному праву он все равно закончил — обещал родным. Однако возвращаться не планировал. Еще в Баку, когда выбирал вуз, решил, что откроет в Германии бизнес — читал, что там поддерживают предпринимателей.
В Германии у меня не было никого — ни друзей, ни знакомых. Язык я тоже плохо знал. Я жил на кампусе, потом работал в Берлине на таких позициях, где немецкий не требуется: был секьюрити, доставщиком пиццы, бариста. И все равно это было лучше, чем в Баку. Там у меня не было бы шансов. Это совсем другой уровень.
Дедушкино наследство
Решение открывать именно кофейню Орхан принял, когда работал бариста в разных заведениях: и в сетевых вроде Starbucks, и в местных. Понял, что сможет вести дела не хуже. На старт потребовался год. Четыре месяца ушло на регистрацию фирмы в Берлине, полгода на продажу его квартиры в Баку, остальное время он закупал оборудование и готовил помещение к открытию.
Орхан вспоминает, что регистрировать фирму начал, еще работая баристой. Все документы собирал сам — денег на юристов или консультантов не было. Так что процесс затянулся. Как и продажа квартиры, доставшейся от дедушки, — в Азербайджане начался кризис, курс евро сильно подскочил, стоимость недвижимости стремительно падала.
В итоге почти все деньги от покупки квартиры — 80 тысяч евро — вложил в открытие первой кофейни. «Сейчас я бы вложил в открытие такой же кофейни меньше, — признается Орхан. — Если бы я тогда закупался у одного поставщика, а не у нескольких, то сэкономил около 30 тысяч евро».
Сколько стоит открыть кофейню в Берлине
Аренда помещения — 14 000 (из них депозит 5 000)
Дизайн и ремонт — 7 000
Вывеска на фасаде — 4 000
- Мебель внутри — 4 500
- Мебель на веранде — 2 500
- Прилавок и витрина — 2 000
- Кофемашина Royal Synchro — 4 500
Оборудование для кухни — 3 500
- Оборудование для кассы — 1 000
- Сырье (кофе, выпечка и др.) — 5 000
- Сопутствующие товары — 2 000
- Другие расходы — 2 500
Если в Азербайджане пить кофе стало модно недавно, то в Германии кофе — это старая привычка. Почти как курение. Здесь разбираются в кофе, есть кофейни на разный вкус и разную аудиторию. Аудитория Ormado Kaffeehaus — люди среднего возраста, которые никуда не торопятся, любят вкусный кофе и джаз. Как и я, собственно.
Месяцы в минус
Первая кофейня Ormado Kaffeehaus открылась в декабре 2017 года на Айнбеккер штрассе, недалеко от Музея Штази. Площадью 100 кв.м, на оживленной улице, с рассадкой внутри и на веранде. Выбор места Орхан объясняет просто: помещение находится под квартирой, в которой жил.
Хотя изначально он хотел открыть первую точку в Mall of Berlin — огромном ТЦ в центре города. Однако там ему отказали — нужно было предоставить данные по выручке, которой тогда еще не было. Кофейня Ormado Kaffeehaus в Mall of Berlin все же появилась — через два года, когда у бренда уже было свое производство кофе и работала франчайзинговая кофейня в Баку.
Первые три месяца, по словам Орхана, кофейня работала в минус. Предприниматель сам стоял за прилавком, готовил кофе, обслуживал гостей. Не было рекламы, время на обслуживание одного клиента уходило много, меню было перегружено горячими блюдами.
После работы над ошибками в меню остался кофе и горячие вафли, сотрудников в смену стало больше, а готовить кофе стали быстрее — и бизнес пошел в гору. Сейчас эта, самая первая кофейня приносит по 5 тысяч евро в месяц чистой прибыли, до пандемии — больше на 30%. Еще 3 тысячи евро в месяц приносит производство кофе.
Цех по обжарке кофе я открыл через год после старта. Он находится в Гронау — небольшом городке на границе с Австрией. Там всего десять тысяч жителей. Если открываешь предприятие в таком месте, немецкое правительство освобождает от налогов и помогает с инвестициями. В обычной ситуации мне понадобилось бы три года, чтобы получить такую поддержку. Правда, приходилось ездить из Берлина по 600 км туда и обратно два раза в неделю.
Пограничное производство
Зерно в Гронау доставляют из Кении, напрямую с местной фермы. Орхан вспоминает, что сам ездил в Африку общаться с поставщицами. В цеху кофе обжаривается и фасуется на продажу. В месяц здесь производится 10 тонн кофе: половина идет на собственные нужды сети, а половина распродается в розницу и оптом в другие кофейни по всей Европе. Плюс цех выпускает линию готовых напитков под брендом Ormado Kaffeehaus — кофейных, энергетических и винных.
Их можно купить онлайн на сайте или в кофейнях. Предприниматель говорит, что ему было принципиально, чтобы вкус кофе во всех точках Ormado Kaffeehaus был одинаковым. Тогда те, кто попробовал этот кофе в Вене, захочет найти его и в Берлине.
Сейчас в сети Ormado Kaffeehaus пять кофеен — две собственные в Берлине и три франчайзинговые (в Берлине, Вене и Баку). Во всех точках единое меню, единый вкус кофе, стандарт обслуживания и общая CRM. Все франчайзи проходят двухнедельный курс в учебном центре в Гронау — учатся стандартам, менеджменту, приготовлению кофе.
Предложения по вводу новых позиций в меню обсуждаются, но принимаются только после одобрения технологов и экономического просчета. Головной берлинский офис отслеживает финансовые показатели точек и по видеокамерам контролирует соответствие витрин, формы сотрудников и норм обслуживания стандарту.
За нарушение франчайзи не штрафует, мотивирует по-другому: премирует за хорошие показатели выручки и отзывы гостей.
Изначально я не думал запускать франшизу. Это получилось само собой — друг захотел открыть такую же кофейню в Баку. Он и стал первым франчайзи. Ormado Kaffeehaus в Баку — популярная кофейня. Из-за того, что, с одной стороны, принадлежит азербайджанцу, а с другой стороны, европейского уровня. Это вызывает доверие. Я иногда приезжаю туда и сам готовлю кофе для гостей.
Кофе для туристов
Если открытие первой франчайзинговой точки было экспериментом и все делалось по наитию, то сейчас франшиза Ormado Kaffeehaus готова к быстрому открытию в европейских странах и в России. Каждый новый партнер получает комплект документов и проходит курс обучения.
Новая кофейня подключается к общей кассовой системе учета, получает доступ к приложению для клиентов и к сайту, чтобы работать онлайн. Поставки кофе и продуктов происходят централизованно — этим занимается головной офис.
Инвестиции варьируются от 25 тысяч до 100 тысяч евро в зависимости от формата кофейни. Прибыль тоже зависит от формата: у большой кофейни выручка около 30 тысяч евро в месяц, у маленькой в формате to go — 20 тысяч, зато она окупается быстрее. В среднем срок окупаемость — полтора года. Все, по словам Орхана, зависит от активности партнера.
Если франчайзи вовлечен в процесс, сам занимается развитием кофейни и заинтересован в успехе, то бизнес окупится быстрее. Главное — найти правильное место. Треть выручки Ormado Kaffeehaus приносят туристы. Поэтому особый интерес вызывают новые партнеры из Италии, Франции, Испании, Греции и России.
У меня честный бизнес и качественная франшиза, не хуже Starbucks и Costa Coffee. Недавно я проводил аудит фирмы — ее оценили в миллион евро. Для трех лет это очень неплохо. В Баку у меня бы не получилось построить такой бизнес. А здесь я вижу большие перспективы.
К 2024 году планирую перевести производство в Берлин и сделать из него музей. Думаю, к этому времени под моим брендом будут работать уже 30 кофеен. Кто-то скажет, что это немного, но я реально смотрю на свой бизнес.
Было бы интереснее: как азербайджанец открыл кафе в Ереване.
Самое интригующее в этих статьях, - а где здесь правда? История красивая, какие-то базовые цифры даны, но по сути рекламное предложение о покупке франшизы.
Обычно помогает понять, когда сам мимо можешь пройти и посмотреть, на обслуживание, дизайн, меню и вкус блюд и пр.
А для отзывов честных от покупателей франшизы потребуется их более количество и время.
История-то красивая, успешная. Надо брать франшизу!
Первый же запрос по ключевикам выдал в тч ссылку на точно такую же статью на сайте каталоге франшиз - https://topfranchise ТОЧКА ru/stati/esli-poluchilos-u-menya-to-poluchitsya-i-u-drugikh/ Пафосное интервью с набором клише. Ощущение такое, что на виси ее рерайт. Выводы каждый сделает сам, безусловно ;)
У автора поста страница новая, пост один - только этот. Вброс.
Не обязательно. Но я полагаю, что это обычная типанативочка очередного сборщика паушалок, которую пытались выдать за success story
Но это на самом деле история успеха. Все правда, из первых уст. И вряд ли можно назвать Орхана «сборщиком паушалок», потому что кроме франшизы у Ormado Kaffeehaus есть собственные кофейни, открытием которых владелец занимался лично, и свое производство. Франшиза - это одна из стратегий развития бренда. Да, компании всего 3 года, франшизе всего год, но это точно не франшиза-пустышка, которая дает франчайзи лишь кипу бумажек и советы из «Сборника цитат Тони Роббинса». Пообщайтесь с владельцем. Могу дать контакты :)
Добрый день. Наша компания упаковала данную франшизу, я принимала непосредственное участие в данной работе, вся статья- это честная история из уст собственника. Адреса по которым вы можете посмотреть работающие точки: https://ormado.de/de/branchs.html
Также франшиза кофейни не несет сверхценности, так как почти отсутствуют ноухау. Да экономит время, но в данном случае получаешь централизованную закупку оборудование и продуктов (!!!), что явно не дает выбрать всегда оптимального поставщика, но дает заработать материнской компании на этом.
Мы же не верим, что открывая кофейню в Москве, поставщик даст материнской компании суперцены из-за объёма... которого нет.
Марина, добрый день!
Весь вопросы в честности и реалистичности данных по прибыли. В статье указана средняя окупаемость в 1,5 года.
Это великолепная окупаемость как для России, так и для Европы, особенно на высококонкурентном рынке кофеен, где почти все зависит от места точки прежде всего (редко кто поедет в стандартное сетевое кафе, если оно не по пути на работу / дом).
В России бум на «кофе с собой» прошел пару лет назад, теперь точки умирают регулярно, те кто не сумел урвать фантастически проходное место.
Я б разделил всю историю на 3 или 4. После « оживленной улицы» возле музея штази стало не интересно
Молодец. В чужой стране, на конкурентном рынке.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Красава!!!!! Одна из редких статей на VC, соответствующих духу ресурса.
Слишком уж он вылизанный :D
В наше время трудно уже чему то верить в сети, при наличии товарищей из успешного успеха. Они все начинали с низов и построили успешные многомиллионные компании. А по факту продают убыточные франшизы и курсы бизнесменов. Как то все очень красиво звучит и похоже как раз на одну из этих историй. Хотя я в этом мало, что понимаю :)
Лол 😂 какие веселые цифры из воздуха, 10 тон жарят кофе - 5 тонн на себя, с остального прибыль 3тыщ евро 😂
5тонн на 5 точек в месяц 😄среднее число порций грубо 4500 порций в день на точку.
А это при 12 часовом рабочем дне
375 порций в час.
Короче Старбакс нервно курит в сторонке.
кофе на фото сырой, на обжарку приходит зелёный кофе.
Вывеска на цехе фотошоп 😄
Я уж думал у меня у одного галлюцинации что это приделанная вывеска в фотошопе, но изначально конечно больше волновал вопрос зачем вывеска нужна в таком странном месте на каком то куске стены у вытяжки. А потом детали «вывески» фраера сгубили.
Одна порция напитка ~ 18 грамм молотого кофе (в зависимости от влажности, величины помола и прочего). 5000000 (грамм)/5кофеен/30дней/720(минут в 12-часовой смене)/18грамм в порции = 2,5 напитка в минуту. Среднее время выварки одного напитка 27-30сек. (это только эспрессо, без учета времени на взбивание молока, перелив в стаканчик и кофе-арт). Можно конечно варить на двух холдерах сразу, но это означает, что на протяжении всех 12-ти часов у ребят перманентная очередь, очень сомневаюсь...
Есть еще производство готовых кофейных и энергетических напитков, в которых используется этот же кофе.
2 млн. евро выручки не так много, прибыли там на 100, 000 - 200, 000 евро? Считай по $8, 000 - 16, 000 в месяц?
Очень рисково, красавчик, в общем, если конечно это правда.
Берлин, Вена, Баку. Забыли добавить, что это международная сеть кофеен
Зачем, довольно прозрачный бизнес
😍👍
80 000 евро инвестиций, 6 лет, выручка 2 млн евро. Кофейни в Европе - такой консервативный низкорентабельный бизнес и такие выдающиеся успехи... Так и не понял, в чем его секрет? Ну кроме обжарки в 600 км?))
[Если франчайзи вовлечен в процесс, сам занимается развитием кофейни и заинтересован в успехе, то бизнес окупится быстреe]
система франшизы не даёт тебе никаких шансов на изменение чего-то,есть концепт,отходить от него нельзя,о каком тогда *процессе* можно говорить?Имеется наверняка ввиду вброс рекламы в массы.Изменить ничего нельзя,есть место для этого сорта кофе,и в другом месте он/оно быть не имеет право,за этим наверняка следят из головного офиса через видеокамеры.