{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как варить пиво дома, открыть паб, построить коммерческую пивоварню и расширить ее в 5 раз. История 4BREWERS, часть 2

История о том, как всё начиналось, через что пришлось пройти и к чему всё это привело. Эта часть посвящена нашему пабу во Владимире (2014 — нв).

4BREWERS — небольшая крафтовая пивоварня из Владимира, а я — Игорь, её сооснователь и генеральный директор.

Начало истории тут.

Идея

Итак, 2014 год. У нас было какое-то количество денег и дабы начать превращать хобби в бизнес, и мы решили открыть магазин пива, отличавшегося от массовых магазинных сортов. В это время слово "крафт" ещё не было так распространено.

Идея эта была, мягко говоря, достаточно смелой, особенно в нашей провинции. Никто про такое пиво не слышал, а первые отечественные крафтовые пивоварни только начинали делать первые робкие шаги. Но нам очень хотелось познакомить людей с таким вкусным пивом, которое они никогда не пробовали (и речь тут не про наше пиво, а вообще).

К тому моменту мы побывали на нескольких пивоварнях (со слюнями смотрели на блестящие нержавеющие танки и прочее оборудование). Одной из таких пивоварен была «Одна тонна» в г. Жуковском, и там же был одноименный паб. Особенно впечатлил их основатель — Александр Белков —своим энтузиазмом, подходом к делу и открытостью. Кстати, он один из организаторов самого крупного российского фестиваля пива, «Big Craft Day». Он очень много чего рассказал про свой паб, в том числе как запускал, где искал первых гостей, какие-то технические детали и много всего другого. Всё это тоже вдохновило нас и придало уверенности, что нужно открываться.

Магазин

После 4 месяцев поисков помещения, нашли более-менее приемлемый вариант: центр города, полуподвальное помещение около 30 квадратных метров, выход на главную улицу, бывшая рюмочная-закусочная.

Ремонт сделали за рекордные сроки: 28 августа подписали договор, а 14 сентября — открылись. Ремонт делали, разумеется, сами. Перед открытием повесили анонс на самом крупном владимирском форуме (там было гораздо больше людей, чем в соцсетях).

Наш первый магазин-разливайка, 2014

Привезли всё интересное, что смогли найти на тот момент из отечественного разливного (Одна тонна, Velka Morava, Victory Art — не густо) и несколько холодильников импортного (бельгийцев, немцев, британцев).

Особых иллюзий не питали и вообще, думали, что люди будут шокированы высокими ценами и ничего покупать не будут. Но, к нашему удивлению, люди стали покупать пиво довольно активно и так же активно интересоваться, чем же оно отличается от обычного пива. В выходные так и вообще, бывало сложно пробиться к барной стойке из-за количества гостей.

Паб

На следующий день после открытия магазина мне позвонил наш риелтор и сообщил, что нашел отличный вариант площадью побольше — 55 кв.м. Ну нет, это смешно! Нельзя же только открыться и сразу переезжать! Но всё равно пошли посмотреть. Посмотрели и поняли, что там можно открыть не магазинчик, а полноценный паб. Паб, в котором можно посидеть с друзьями, с кухней и вообще, круто же. Посчитали на салфетке затраты и решили, что затянув потуже пояса, ремонт потянем. Раньше на этом месте был бар, так что тут оставалось перекрасить стены, купить столы и собрать барную стойку.

Никакого опыта ресторанного дела никто из нас не имел, а интернет обиловал страшилками и предостережениями, что, мол, лучше просто выкинуть деньги, чем открывать общепит — гостям не угодишь, текучка большая, прибылей никто не видел, сплошное воровство и т.д. Но желание иметь свой собственный паб перевесило.

Второй раз ремонт тоже делали ударными темпами. Переехали и открылись на Хэллоуин, 28 октября. Устроили в честь этого костюмированную закрытую вечеринку (ставшую в последствии ежегодной).

Это было неописуемо круто. К открытию все были очень уставшими, измотанными, но безумно счастливыми.

Затраты

Общие затраты на открытие магазина составили около 700 тр.

Переезд и открытие паба обошлись ещё примерно в 500 тр.

Сейчас за такие деньги открыть паб с кухней получится разве что в мечтах.

Обучение

Самой трудной задачей в пабе было обучение барменов — людей, разбирающихся в пиве на достаточном уровне не сыскать, а мы хотели, чтобы наши гости могли узнать про пиво всю правду, без баек, стереотипов и без пафоса, присущего некоторым профессионалам. Мы понимали, что гости, впервые зашедшие к нам в паб, будут шокированы разнообразием пива и не смогут сами ничего выбрать, а если смогут, оно может им не понравиться — вкус большинства из того, что мы продавали отличался от масс-маркета. Короче, гостям нужно помогать.

Обучение давалось с трудом, информация усваивалась плохо и быстро забывалась. Бармены тоже первое время менялись часто. Когда мы сменили несколько составов, я подумал, что к вопросу нужно подходить как-то более системно. А почему бы не сделать курс для барменов? В США есть, осталось только перевести.

Так родилась программа BeerRules. Разумеется, быстро сделать её не вышло, а создание не ограничилось переводом. Американский курс включал кучу ненужных нам аспектов их законодательства, отсутствовали многие актуальные стили пива, было мало истории и вообще, на 2/3 он не подходил. К созданию нашего курса было подключено несколько человек из индустрии и после полугода подготовки мы его выпустили. Я почему-то думал, что он будет очень востребованным и среди других баров и сделал его платным. В итоге оказалось, что он кроме нас это почти никому не нужно, бармены учиться не хотят, а владельцам до этого в основном дела нет. Печально, конечно, зато наши бармены стали разбираться в пиве лучше.

Сейчас курс уже довольно сильно устарел, пивной рынок не стоит на месте, мы готовим новый. А на старый сделали промокод "vc" — регистрируйтесь и проходите бесплатно.

Кстати, со стороны барной стойки можно узнать много о том, как описание пива влияет на его восприятие. Однажды проводили такой эксперимент: людям, спрашивающим просто какое-нибудь вкусное пиво, типа «я не разбираюсь, налей что-нибудь» мы наливали пробник американского пейл эля. Это пиво обычно с достаточно высокой горечью, но в таком балансе с солодовой сладостью, что горечь не воспринимается как неприятная, а скорее наоборот. Так вот, части таких гостей мы говорили, что это пиво достаточно горькое, с ярким цитрусово-хвойным ароматом, насыщенное и очень вкусное. А другой части мы говорили всё то же самое, но без слова «горькое». В результате, половина людей, которым говорили о горечи, отказывалась и просила налить что-то другое. А из тех, что не слышали про горечь, пиво нравилось в 9 случаях из 10.

Управление

Поскольку основную работу на момент открытия никто из нас не бросил, мы решили нанять администратора-управляющего. Нашли прекрасного человека, энергичную девушку и без опыта в общепите (обязательное условие). Пока не нашли достаточно барменов, сами тоже стояли по очереди за барной стойкой.

Потом управление больше сводилось к работе с управляющим: цели, задачи и регулярные обсуждения по их корректировке.

Каждое посещение паба (и чужих заведений тоже) с тех пор стало поиском возможностей для улучшения работы. Кстати, если кто думает открыть своё заведение с целью сидеть там и расслабляться — скорее всего ничего не выйдет — вместо этого будете постоянно думать о том, кто где и как косячит, почему кухня работает так медленно, почему на столе нет салфеток, почему бармен ничего не знает про это пиво и ещё о куче вещей в таком духе.

Девушка справлялась хорошо — сделала все документы и журналы, вовремя заказывала пиво, контролировала барменов, следила за чистотой. Всё прекрасно за одним небольшим исключением — она не фанатела от пива.

Следующим мы постарались найти человека, лишённого этого недостатка. Не буду рассказывать обо всех, но за время работы мы сменили 5 управляющих.

Один из них был такой классный: пиво любил, в технике разбирался, занимался спортом, не бухал чрезмерно, устраивал вечеринки, просто душка. Выручка росла, а прибыли что-то было маловато. Ну ладно, наладится думали мы. И тут при проверке его очередного отчета, я решил свести цифры с программой учета. И что-то оказалось, что данных не хватает.

Тут происходит примерно такой диалог:

— А где вот эти накладные? В отчете есть, а в программе не вижу.
— Да в программе всё есть.
— А где, покажи.
— Хм, были же тут вчера только.
— А куда делись? В логах ничего не стиралось.
— Ума не приложу, всё точно было тут! Зуб даю! Мамой клянусь!
— Давай тогда документы покажи бумажные, где они?
— Конечно, сегодня найду и всё покажу.

Очевидно, вы догадались, что ничего не нашлось ни сегодня, ни вообще. После этого мы с ним распрощались и стали более тщательно проверять отчеты и сверять цифры.

Основные причины смены управляющих были такие:

  • Человек не болеет крафтом.
  • Лень (много целей и задач, но ничего не получается. По факту — и попыток не предпринимается).
  • Воровство или халатность (скорее первое).
  • Несоответствие ценностей (всё плохо, это не сработает, ничего не выйдет).
  • Усталость, выгорание.

Воровство

Эта тема на VC обсуждалась и довольно подробно. Расскажу, что было у нас.

Однажды, проверяя отчет по скидкам, в топе обнаружили гостя со странным именем — Дуглас Сполдинг. Конечно, эту карту завели бармены, чтобы за бонусы брать себе пиво. Начали контролировать скидки.

Как-то раз выяснили, что бармены заказывают себе пиво оптом по коробке вместе с основной поставкой. Себе или на продажу? Вопрос. Повесили табличку "Если не выдали чек — пиво за наш счёт". Заказывать себе перестали.

Конечно, я прочитал книжку «Как воруют в ресторане» и знаю, что есть ещё миллион способов украсть, но считаю, что это не повод делать полицейскую организацию, всегда подозревать сотрудников во всех грехах. Стоя за барной стойкой, несколько раз я обнаруживал, что по итогу смены денег в кассе больше или меньше на тысячу-две, чем в программе — мой косяк. Со стороны владельца, больше денег в кассе, чем по программе — явный признак воровства, но я ничего не воровал, просто забыл что-то пробить или сдачу сдать, чаевые в кассу положил, а может транзакция по банку не прошла, а гость уже ушел, такое тоже бывает, особенно в запару, когда у тебя очередь за пивом из 7 человек и трое из них пытаются заказать одновременно.

Большой процент слива с кега — воровство или пиво пенилось? Нужно ли установить нормы пролива? Если бы речь шла о массовых сортах, то можно, но когда одно пиво льется без пены вообще, а другое наливается в 4 приема, то тут вопрос спорный. Кроме того, нормы брака могут стимулировать его создание и заставляют сотрудников больше думать не о том, как лучше принять гостей, а как свести остатки.

Смена состава

В один прекрасный день конкуренты переманили к себе нашего управляющего, нескольких барменов и повара, что составляло большую часть команды. Мы снова сами встали за барную стойку и начали как будто с нуля. Это, кстати, был отличный опыт: как работает заведение, какие проблемы и сложности у сотрудников, что легко или тяжело, что нравится гостям и как с ними работать — всё это можно понять только изнутри, находясь в роли бармена. Причем не пару часов, а целиком — от уборки и подготовки к открытию и до закрытия отчета смены после последних гостей.

Вновь открывшееся конкурирующее заведение просуществовало около года — переманить людей смогли, а справиться нет. Кстати, наш бывший управляющий, поработавший у конкурентов, потом открыл свой паб (называется "Подстава"), и довольно неплохой. Работает и сейчас, иногда заходим к нему в гости. Никита, привет!

Бургеры

Ещё одним интересным квестом стал запуск бургеров в меню. С самого открытия у нас была достаточно простая кухня: гренки, блюда во фритюре и простые закуски. Но хотелось чего-то интересного. Например, настоящих бургеров из хорошей говядины, таких сочных и вкусных. Но все наши попытки сделать такой не увенчались успехом, в команде не было шеф-повара и никого с похожими компетенциями тоже.

В итоге договорились с местной кулинарной студией на проработку бургеров за дальнейшие роялти с продаж. После 4 месяцев проработок и почти потерянной надежды, мы всё-таки его сделали. Мясо выбрали мраморное, Мираторг, подобрали пропорции разных частей говядины, а чтобы сохранить текстуру и сочность, стали его рубить ножом, а не пропускать через мясорубку. Остальные ингредиенты подобрать было не так сложно. Получилось божественно, во Владимире — ничего даже и близко не стояло. Не хотел устраивать из статьи рекламу, но не удержался: если кто будет проездом во Владимире — обязательно зайдите к нам)

В общем вывод такой: даже если нет денег на шефа, а сам ничего не умеешь, всё равно можно найти выход и сделать то, что хочешь.

Франшиза

Уже после запуска пивоварни (об этом в следующей статье) мы решили, что нужно делать франшизу паба, тем более что периодически нас об этом спрашивали.

В общем упаковали всё, сделали модный лендинг, цифры, бизнес-план, то-сё, даже рекламу запускали в директе. И заявки поступали: были желающие, чтобы мы за них всё сделали, но таким мы отказывали. А людей, готовых погрузиться в тему, так и нашлось.

Анализируя этот опыт можно сказать, что с одной стороны у нас был всего 1 паб в провинции, что для потенциального франчайзи не выглядит круто. А с другой стороны обещания проверок, всякие метрики и завышенные требования к фанатизму будущего владельца паба.

Короче, с этим ничего не вышло, сайт закрыли, заявки не принимаем. Возможно, запустим заново после того, как откроем ещё несколько своих заведений.

Сейчас

Сейчас дела в пабе хорошо, работает преимущественно в плюс, несколько месяцев в году в 0. Чистая прибыль в районе 7% от оборота. Не то чтобы успешный успех, но неплохо.

Я всегда придерживался точки зрения, что прибыль — необходимое условие работы любого бизнеса, но не цель. Наша основная задача — сделать так, чтобы людям в пабе нравилось, чтобы там было уютно и можно было открывать для себя новые и новые пивные вкусы и ароматы. С этой задачей паб справляется весьма хорошо.

С другой стороны, если посмотреть на этот проект с точки зрения инвестиций, то по совокупно вынутой прибыли, паб уже 3 раза окупился, а доходность на вложения получается в среднем около 60% годовых. Даже с учетом того, что за это время мы обновили практически всё — несколько раз перекрашивали стены, обновили всю мебель, сделали новые полы, барную стойку, поменяли краны и собрали новую холодную камеру для кег, сделали новую вентиляцию и кондиционирование, а также обновили всю кухонную технику. А практически все наши крафтовые конкуренты (три заведения) закрылись.

Если кто-то без опыта (да и с опытом тоже) сейчас хочет открыть свой крафтовый пивной бар в небольшом городе, я бы стал его отговаривать. Это тяжелый труд и очень невысокая прибыль. Таким можно заниматься, только если любишь дело и жить не можешь без своего паба. Примерно наш случай)

Открытие паба сыграло большую роль в развитии пивоварни. Имея собственное заведение гораздо лучше понимаешь, как принимаются решения о том, какое пиво купить и как его продавать, как хранить и разливать, что делать, если оно пенится, как понять, что оно испорчено или дефектно и многие другие проблемы.

На этом про паб пока закончим, а про запуск пивоварни (самое интересное) — в следующей части.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Высоцкий

Извращение на пивом все эти ваши вишни, смузи.. Брр.. 

Ответить
Развернуть ветку
Васмерть

Не нравится - не пьешь) евролагером мир не ограничен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

Всё будет, работаем!

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Ах ну да ... Это сладкое слово "ФРАНШИЗА".

 P.S. если общепит работает с прибылью 7% - это катастрофа.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

Можно поднять цены и продавать меньше с большим процентом прибыли, но зачем?
Да и вообще, показатель весьма условный, вот вам пример.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Вы ТАК считаете прибыль??? У меня для Вас плохие новости.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

А как нужно, расскажите

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

У вас на фирме - есть главный бухгалтер, лицо - ответственное за рассказы о принципах, методиках и механизмах расчЁта прибылей и убытков.
ЭТО - его работа, за ЭТО Вы платите ему за это заработную плату, которую он тоже начисляет.
Обратитесь за развЁрнутым рассказом к Вашему ГБ.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

При чём тут бухгалтер? Я вам про суть показателя % прибыли говорил.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

"суть показателя % прибыли".
"франшиза".
Ну да.
Конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

Это табличка с вымышленными данными для демонстрации того, что показатель процента прибыли не особо репрезентативен. Неужели вы решили, что это реальные цифры?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

А, понял о чем вы. Да, там патент в пабе, не упрощенка.

Ответить
Развернуть ветку
Васмерть

Адепты сверхприбылей? 7% чистой прибыли, это разве мало?

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky

Судя по предоставленным цифрам там не то что чистой прибылью не пахнет, там и грязи как таковой не наберЁтся даже на зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шолохов

Как говорится, завидуйте молча. :). 

Ответить
Развернуть ветку
буква Ю

Это классная история, ребята, и вы совершенные молодцы! 
Удачи вам и жду следующей части.

Ответить
Развернуть ветку
Чех в чешках
 Кстати, наш бывший управляющий, поработавший у конкурентов, потом открыл свой паб (называется "Подстава"), и довольно неплохой.

В этом есть какая-то метаирония)

Спасибо за статью, ждем продолжения

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Максимов
Автор

Сама ушла, насильно только одного увольняли.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Высоцкий

Насильно, смешно)

Ответить
Развернуть ветку
Mitgard Hw

Бургеры понравились. А вот темного лагера не нашел. Но в целом пиво понравилось.
В целом приятное место. 

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Dudykin

Emergency exit - один из лучших, если не лучший, айпиэй, что я пил. Буду ждать следующую часть истории 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Куренков

Очень понравилась ваша история развития! Удачи вам ребята!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Filinykh

Обязательно нужно будет заехать, как буду проездом во Владимире. Удачи вам ребята.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Остров

Читая такие истории кажется, что нет ничего невозможного и что все делается в два счета и с такой легкостью. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда