Как появилась компания Eattery: от идеи до успешного бизнеса в сфере готового питания

Говорят, что из профессиональной спортивной карьеры нет оптимистичного выхода. Но если собрать все знания, характер и опыт крупных интересных компаний воедино, то можно создать собственный успешный бизнес. Яркий пример – появление компании «Eattery» на рынке готового питания.

Идея создания «Eattery»

Будущие основатели компании успели пожить в Южной Корее, Великобритании, Испании и Америке. Взгляд на зарубежные стандарты ведения бизнеса и успех крупных компаний вызвали желание создать что-то своё. Спустя несколько лет после возвращения в Россию и работы в разных сферах было принято решение осваивать рынок общественного питания, а именно направление готовой еды. За образец взяли западный пример – привлекали представленность, разнообразие продукта и возможности роста этого сегмента. Прообразами Eattery стали супермаркеты Tesco, Sainsbury's, El Corte Inglés и проект Nostrum в Барселоне.

Если магазины демонстрировали широкий ассортимент качественной продукции, то бизнес-модель Nostrum стала отправной точкой. У компании 150 кафе по всей Европе и крупное производство, а добавить разнообразие продуктовой линейки, то получится базовая концепция Eattery. Эта модель должна была успешно внедриться и на российский рынок, ведь с каждым годом время становится ценнее, ритм жизни ускоряется, поэтому готовая еда идеально вписывается в глобальные тренды.

Кафе Nostrum в Барселоне
Кафе Nostrum в Барселоне

Основатели Eattery с самого первого дня планировали создать компанию с миллиардными оборотами, поэтому выбрали большой рынок и масштабируемую бизнес модель. Так было принято решение создать собственное производство, которое могло бы работать автономно и развивать собственные каналы – сеть кафе готового питания с налаженным ритейлом и возможностью открытия франшизных точек. Проект стартовал в начале 2018 года, а официальное открытие производства и кафе состоялись 15 августа 2019 года. В открытие было инвестировано порядка 100 миллионов рублей, которые пошли на строительство производства, закупку оборудования и открытие трех кафе.

Сейчас Eattery – централизированное производство площадью 1000м2, которое занимается созданием готовых блюд высокого качества по доступной цене. У компании три кафе в г. Краснодар, а также партнерства с сервисами доставки продуктов Самокат, Яндекс.Лавка, Ozon, с кофейнями, продуктовыми магазинами и договоры по поставке корпоративного питания.

Предыдущий 2021 год компания закончила с выручкой 120 миллионов рублей, расширила географию поставок в три новых региона и закрыла третий и четвёртый кварталы с операционной прибылью. Показатель Like for Like за декабрь 2020 и 2021 годов по количеству произведенных блюд в месяц увеличился в два раза с 36 тысяч до 71 тысячи блюд.

Кафе по адресу Советская 40, г. Краснодар
Кафе по адресу Советская 40, г. Краснодар
Кафе по адресу Красных Партизан 210, г. Краснодар
Кафе по адресу Красных Партизан 210, г. Краснодар

Первые шаги и сложности

Трудностей, как и у любой компании на момент запуска, было достаточно. Какие-то связанные с масштабированием, какие-то с ошибками в ценообразование, а какие-то с резким ростом объемов и потерей качества.

Eattery начинала свой путь в Краснодаре, и на первых этапах у потребителей возникало большое количество возражений и негатива из-за отсутствия опыта взаимодействия с категорией готовой еды. Людей пугали сроки годности и разогрев еды в микроволновке. Многие не верили, что готовые блюда могут оставаться свежими на протяжении 7 дней без заморозки. Так как компания Eattery стала первой в производстве подобного рода продукции в Краснодаре, то приходилось знакомить аудиторию со всеми нюансами, особенностями и технологиями.

В самих кафе сотрудники объясняли, что в еду не добавляются никаких консервантов и все готовится из натуральных ингредиентов, а срок годности продлевает технология «vacuum-gas», которая извлекает кислород из контейнера и добавляется чистый пищевой азот, что замедляет ферментацию ингредиентов. Если у человека оставались сомнения, то компания давала попробовать блюдо за счет заведения и, как показывала статистика, люди становились клиентами Eattery.

Еще одна сложность заключалась в том, что Eattery стала быстро расти и сотрудничать с федеральными сетями. Уже через 6 месяцев работы поступили предложения о сотрудничестве от руководителей «Х5» и «Магнит». Они попробовали продукт и предложили совместную работу. Однако трудности ситуации заключались в резком росте объемов – тут сразу стали понятны все узкие места производства. Необходимо было докупать оборудование, инвентарь, расширять производственные площади и адаптировать технологические процессы.

Резкий рост объемов повлиял и на качество самих блюд, что совершенно не устраивало руководство компании. Было решено расширить команду поваров, а это уже привело к увеличению ФОТа и снижению рентабельности.

Сотрудничество с сетями продолжалось более года, но, в итоге, было решено приостановить работу. Поскольку продукт находился в более высоком ценовом сегменте и это влияло на продажи. Но основным катализатором стала потеря репутации, так как продукция Eattery находилась не на своих полках, не соблюдались температурные режимы и не было надлежащего товарного вида. Компания получила колоссальный опыт, расширила производство и поняла, как работать с крупными заявками. Возвращение в сети всё же планируется позже, но с другим продуктом, который будет подходить под целевую аудиторию ритейлеров.

Важным уроком для Eattery стало и ценообразование. Так как основное стремление – дать максимально высокое качество продукта и широкий ассортимент (сейчас у компании более 180 блюд в портфеле), то на начальном этапе была допущена ошибка в ценообразование из-за нехватки специалистов, которые должны отвечать за данный процесс. При первом серьезном анализе стало понятно, что что-то не так. Вариантов было два: убрать некоторые товары из ассортимента или повысить цену, чтобы добиться нужных показателей. Было выбрано поднятие цен на продукцию. Это привело к потере небольшой доли аудитории, но улучшению показателей.

Для привлечения клиентов была запущена новая линейка блюд «Eattery life» с меньшей граммовкой и более низкой ценой. Так люди стали возвращаться и приводить с собой новых гостей. Самое ценное из данного опыта – понимание, за какую продукцию клиенты готовы платить более высокую стоимость, а за какие – нет. Это помогло улучшить товарный портфель и систематизировать процессы контроля себестоимости товара, определения необходимой маржинальности и конечной продажной цены.

Линейка Eattery life
Линейка Eattery life

Руководителям Eattery нравится фраза: «Опыт берет дорого, но объясняет очень доходчиво». Все сложности, которые возникли, воспринимались позитивно. Ведь единственный способ расти – быть готовыми рисковать и терпеть неудачи. Но самое главное – делать правильные выводы, учиться и двигаться вперед.

Философия и культура компании

Поскольку у основателей Eattery был богатый профессиональный футбольный опыт, жизнь и учеба заграницей, общение с разными людьми – это сформировало определенные принципы и философию. Футбол помогает становиться самостоятельными с детского возраста, с 9 лет ребята самостоятельно ездили на тренировки к 07:00 утра через весь город, занимались, ходили в школу, снова тренировались и отправлялись домой. Спорт учит не только дисциплине, но и преодолению сложностей, стойкости и командной работе. Будущие основатели компании играли под руководством разных специалистов, у которых существовали свои требования, взгляды на игровой процесс, команды и методы выстраивания взаимоотношений в коллективе.

Есть много определений понятия «культура». Но, самое подходящее в этом случае – принципы, поведение и люди. Футбол помог понять эти вещи и адаптировать их под бизнес. Теперь культура помогает компании расти, принимать решения и дает возможность талантливым людям проявить себя.

В Eattery определен ряд качеств, принципов и правил, которые помогают команде общаться на одном языке. Вот некоторые из них:

  • Порядочность: каждый сотрудник уникален и непохож на остальных, но у всех членов команды должно быть одно качество, которое их объединяет. Поэтому для всех объясняется принцип – поступай по совести. Необходимо вести себя культурно и не забывать, что в любом месте сотрудник представляет компанию и ее ценности.
  • Трудолюбие: важное качество для успеха любого человека. Даже если работник талантлив, но ленив – он не сможет раскрыть свой потенциал на сто процентов. Eattery высоко ценит трудолюбие и вознаграждает за него.
  • Стойкость: дает возможность вставать после ошибок или неудач, получать опыт, извлекать уроки и двигаться вперед.
  • Поругались и хватит. Конфликты всегда могут возникать в командах, но Eattery учит своих сотрудников придерживаться простого правила – поругались и хватит. Ведь вся команда – одна большая семья. Сотрудники понимают, что на самом деле никто никого не хочет обидеть. Всегда нужно приходить к общему согласию, а после работы можно пойти в бар и посмеяться над ситуацией вместе.
  • Команда на первом месте. В Eattery могут быть специалисты разного уровня, с разными опытом, возрастом и взглядами. Но важно дать понять, что все игроки, от звезд до запасных, должны быть готовы поставить интересы команды выше личных. Это и есть преданность компании и демонстрация причастности к общему делу.
Как появилась компания Eattery: от идеи до успешного бизнеса в сфере готового питания

За два с половиной года команда выросла с 2 до 60 человек. В обучение сотрудников инвестировано около 350 000 рублей. И сейчас в Eattery большая база курсов, лекций, собственная система обучения, которая позволяет растить талантливых людей и давать им возможность себя проявить. За этот период в компании выросло большое количество классных молодых специалистов, которые координируют деятельность, развивают продукт, работают в бухгалтерии, занимаются SMM или отвечают за продажи. А большинство из них начинали с должности «продавец-кассир».

Культура Eattery, HR, бренд компании по-прежнему притягивают интересных молодых ребят, которые хотят добиваться серьезных результатов.

Планы компании

Для Eattery важно реализовать стратегию, которая разовьёт конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Компания убедилась в работе нынешней бизнес-модели – это подтверждает ежемесячный рост. Но также очевидна и необходимость проработки новых источники доходов. Для этого в планах протестировать доставку рационов питания на неделю и расширить географии поставок.

Доставка рационов будет реализовываться через сайт Eattery, который уже работает в MVP-версии. Клиент выбирает продолжительность программы, знакомится с ассортиментом блюд, производит оплату. Далее осуществляется доставка в удобное для клиента время. В ходе тестирования стало понятно, что целевая аудитория рационов отличается от аудитории, которая заказывает еду через сервисы доставок.

https://eattery.ru/rations
https://eattery.ru/rations

Сервисы доставок – более импульсивная покупка, решающая конкретную проблему, как, например, закрыть потребность в завтраке или обеде. Поэтому люди делают заказ через сервис. Рационы – более спланированная потребность, решающая совсем другую проблему.

Представительство в других регионах позволит компании увеличить долю рынка и существовать не только в онлайн-пространстве, но и в магазинах, кофейнях, аналогичных заведениях. Также в планах открывать собственные точки в этих городах для повышения знания об Eattery. Для этого необходимо дать людям опыт взаимодействия с брендом в офлайн. И это не просто мечты – уже начата отработка модели в одном из городов России. А далее будет произведен анализ и масштабирование схемы в другие города.

Компания Eattery составила стратегию развития на ближайшие пять лет в которую вошли следующие цели:

  • добавить 10 новых городов к концу 2022 года;
  • привлечь крупный раунд инвестиций для масштабирования к лету 2022 года;
  • развить направление доставки готовых рационов и создать полноценное приложение к концу 2022 года (уже проводится тестирование);
  • стать технологичной компанией: разработать продукт для B2B сегмента и автоматизировать внутренние процессы. Пока не можем сказать, что это будет, так как это станет конкурентным преимуществом. К концу 2022 года MVP продукт должен быть готов;
  • нарастить количество B2B партнеров к концу 2022 года;
  • нанять талантливых специалистов, которые смогут реализовать стратегию к лету 2022 года: директор производства, операционный директор, снабженец, специалист по продажам, финансовый директор, трейд-маркетолог, бренд-менеджер;
  • увеличить ежегодный оборот до 500 миллионов рублей к концу 2025 года на текущем производстве;
  • стать единогласным лидером в ЮФО в сегменте готовой еды к 2025 году;
  • запустить новое производство в Краснодарском крае к концу 2026 года.

Общие инвестиции в проект составили 100 миллионов рублей, сейчас компания ведет переговоры с фондами для крупного раунда инвестиций. Eattery находится в таком положении, что может выбирать себе партнера без стремления привлекать деньги любой ценой.

Eattery ищет партнеров, которые помимо денег смогут дать необходимые опыт, видение и разделят совместный успех. Компания хочет, чтобы инвестиционная философия сходилась с мышлением руководителей команды, и потенциальный партнер вносил свой вклад в развитие не только финансами, но и собственным виденьем стратегии, советами.

Компания мыслит в долгосрочной перспективе и четко понимает, где она должна оказаться и за счет чего это нужно сделать.

Вот несколько принципов, которых придерживается Eattery в этом направлении:

  • готовность жертвовать краткосрочной прибылью ради сохранения долгосрочной лояльности клиентов;
  • способность мыслить широко, инновационно и всегда оценивать долгосрочную перспективу. Это то, что значительно увеличит капитализацию компании, без потери операционной эффективности;
  • возможность всё решать совместно с молодой талантливой командой, которая готова учиться, работать и добиваться целей.

Сейчас Eattery инвестирует собственные средства в размере 30 миллионов рублей для формирования сильной команды, повышения эффективности производства, созданию IT-инфраструктуры и наращиванию объемов продаж.

Текущая ситуация

Нестабильность рынка, которую повлекли февральские перемены должна была внести серьёзные корректировки в планы. Многие представители краснодарской индустрии общественного питания уже заявили о проблемах, поднятии цен, в среднем, на 25-40%, и о сплошной неизвестности в дальнейшем существовании их бизнеса. Но Eattery не из тех, кто останавливается перед сложностями. Поэтому стремление к максимальной реализации задуманного не поддаётся правкам.

Безусловно, реакция компании на изменения не заставит себя ждать. Но на помощь здесь приходят такие инструменты, как:

– работа с себестоимостью товаров;

– оптимизация фонда оплаты труда;

– оптимизация бизнес-процессов;

– поиск новых источников прибыли.

К тому же, Eattery отличается форматом от большинства заведений общественного питания Краснодара. Здесь доставка и быстрое обслуживание сыграют на руку, даже если трафик посетителей в кафе сократится – он никогда и не был первостепенным в работе компании. Поэтому к списку планов добавится параллельная активная работа с минимизацией рисков, но курс на расширение уже взят. Всё что остаётся – жить в сегодняшних реалиях и стараться добиваться желаемого, а не просто держаться на плаву.

Eattery в социальных сетях:

По любым вопросам: che@eattery.ru или telegram @cheyc

44
Начать дискуссию