Четыре технологических решения, которые помогают Яндекс Лавке развозить заказы меньше чем за 15 минут
В июне Яндекс Лавке исполнилось три года, и это не единственная важная для неё цифра. Недавно компания Data Insight сравнила российские сервисы быстрой доставки продуктов — и по скорости доставки Лавка оказалась среди них номером один. По данным самой Лавки, доля заказов, которые сервис развозит покупателям меньше чем за 15 минут, достигла 70%. Среднее время доставки покупок из Лавки — 14 минут. При этом средняя скорость курьеров-партнёров, которые развозят заказы на электро и обычных велосипедах, осталась прежней и не превышает 10 км/ч. Чтобы ускорить доставку, необязательно торопить тех, кто помогает развозить товары. Вместо этого можно использовать технологии — например, улучшить алгоритмы, управляющие распределением заказов между теми, кто их доставляет.
Павел Слав, руководитель отдела операций Яндекс Лавки, рассказал о том, какие технологические решения помогают сервису ускорить доставку, а курьерам-партнёрам — развозить больше заказов и увеличить доход.
Улучшенные маршруты доставки
Начну с того, что сервис доставки из дарксторов можно сравнить с живым организмом, который постоянно меняется и развивается. В 2019 году мы запустились в Москве как стартап — делали первые шаги и много экспериментировали. Сервис рос, число заказов на нём тоже, и пришло время улучшать алгоритмы, приложение для курьеров-партнёров, а также маршруты доставки, чтобы сохранять качество сервиса при возросшем количестве покупок.
По историческим данным мы выявили зоны, где время доставки было критически выше планового, и вычислили для них оптимальное время, за которое курьер может доехать на велосипеде до нужного места. Затем мы стали разбираться, что влияет на быстроту доставки в каждой такой зоне. Оказалось, что в некоторых из них были слишком длинные маршруты для велосипедистов. В одних случаях мы перевели такие маршруты на водителей-партнёров Яндекс Go, в других — открыли новые Лавки, благодаря этому разделили зоны доставки на более мелкие и уменьшили веломаршруты в пределах каждой из них.
Другой фактор, который влияет на время доставки, — это сложные участки пути. Например, курьерам-партнёрам приходится подниматься и спускаться по лестницам переходов, ездить через мосты и преодолевать с велосипедом многие другие препятствия. Мы начали учитывать всё это и стали строить маршруты так, чтобы на них было как можно меньше подобных сложностей.
Таким образом мы сократили и облегчили сами маршруты для велокурьеров-партнёров — в результате уменьшилось и время доставки.
Мультизаказы - помогают нам справиться с пиковым спросом, а курьерам - заработать еще больше
Курьеры-партнёры доставляют из Лавки как по одному заказу, так и по несколько за раз. Во втором случае доставщик забирает посылки из даркстора и по очереди развозит их клиентам — это называется мультизаказ. Мы доработали алгоритм, распределяющий между курьерами-партнёрами такие покупки, и теперь он делает это лучше. Каждый мультизаказ создаётся так, чтобы расстояние между адресами покупателей было минимальным и чтобы доставщик мог быстро объехать их все на велосипеде. Кстати, здесь тоже положительную роль играет оптимизация маршрутов, про которую я рассказал выше: чем короче маршруты, тем проще планировать мультизаказы.
Мультизаказ обычно состоит из двух отдельных покупок, иногда трёх. Но не все заказы на сервисе получают приставку мульти-. Например, на сервисе есть ограничения по весу и габаритам: тяжёлые и большие посылки, которые не помещаются в сумку, не попадают в мультизаказ и автоматически переводятся на водителей-партнёров Яндекс Go. Они помогают Лавке не только с развозом увесистых покупок, но и с доставкой ночью. В будущем мы начнём собирать мультизаказы и для водителей-партнёров Яндекс Go.
Улучшенное распределение мультизаказов позволяет курьерам-партнёрам развозить больше покупок, а значит, увеличить заработок: каждую доставку в мультизаказе Лавка оплачивает отдельно. Больше того, сами курьеры-партнёры говорят нам, что им удобнее за одну поездку доставить заказы по двум адресам, которые находятся недалеко друг от друга, — а не отвезти сначала одну посылку, потом вернуться в даркстор за другой и доставить её. Кстати, мультизаказов становится в Лавке всё больше: за последние четыре месяца мы увеличили их долю в два раза.
Сурж, или как регулировать спрос, чтобы все были довольны
Прежде всего поясню, что такое сурж (англ. surge pricing - динамическое ценообразование). Это алгоритм, который регулирует баланс спроса и предложения. Он включается, когда заказов становится слишком много, — и если их станет ещё больше, то время доставки увеличится и сервис может не справиться с наплывом. Для того, чтобы этого не случилось и существует сурж. Когда он начинает работать, повышающий коэффициент устанавливается на сумму корзины и стоимость доставки - и они увеличиваются.
Мы улучшили алгоритм, который включает и выключает сурж. Теперь он учитывает больше аналитических данных, а также точнее определяет, как быстро курьер сможет забрать заказ и через сколько привезет его клиенту. Если расчетное время превышает целевой показатель — включается сурж.
Кстати, мультизаказы пригодились и тут. Они позволяют нам развозить заказы в среднем до 15 минут, и при таком показателе сурж включается реже.
Умный график доставок для курьеров-партнёров
Чтобы сократить время доставки, можно не только улучшить веломаршруты и распределение заказов, но и тщательно спланировать график слотов. Слот — это промежуток времени, который курьер-партнёр сам выбирает себе для доставок в конкретный день.
Мы доработали алгоритм, распределяющий слоты в каждой Лавке. Он прогнозирует число заказов для каждого даркстора и подсчитывает, сколько курьеров-партнёров понадобится, чтобы все эти покупки были доставлены вовремя. Теперь алгоритм планирует слоты за неделю.
Это помогает нам привлекать к доставке оптимальное количество курьеров, чтобы заказов хватало на всех, и чтобы при этом они не были перегружены. Например, мы знаем, что в выходные или вечером в будни обычно бывает много заказов, поэтому для таких периодов закладываем больше плановых слотов. И помогает нам алгоритм: он рассчитывает прогнозируемое число заказов и количество часов, которое понадобится курьерам, чтобы развезти все эти покупки с известной средней скоростью, — и заранее подбирает нужное количество слотов.
Технологии, которые помогают другим сервисам Яндекса
Наши технологические решения приносят пользу не только пользователям Лавки. Она — часть большой логистической инфраструктуры Яндекса, и её возможности доступны другим нашим сервисам — например, Маркету. У этого сервиса есть доставка товаров по клику.
Эта услуга работает следующим образом: покупатель делает заказ на маркетплейсе, выбирает дату доставки. Затем в назначенный день заказ приезжает в даркстор Лавки, после этого покупатель в удобный момент вызывает нашего курьера-партнёра через сайт или приложение Маркета, и тот привозит покупку в срок от 10 минут. При выборе доставки по клику к покупке на маркетплейсе можно добавить продукты из Лавки — и всё приедет одним заказом.
И возможность получить товары по клику становится всё популярнее на маркетплейсе: в июле этого года число заказов, которые покупатели оформили на Маркете с такой доставкой, выросло в два раза по сравнению с июлем прошлого года.
Заказы всегда получала быстро и без проблем) но со скоростью доставки самоката не сравнится ни один сервис для меня. Посудомойку загружаю дольше
вот с этим согласен, они самые быстрые в плане доставки
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так насрать, что не смог молчать? Чего за истерики-то. Веди свои твинки - их тоже за твою тупую хуйню заминусят.
Наомнил мне разводил, которые бабушке пытались продать идею пересети пенсию в их фонд (или "фонд"). Тоже кричали, что 100к рублей получают (ого!), не то что мы, бичи.
Что это, к чему это?
Комментарий удален модератором
так к чему ты это пишешь. Люди не согласны с твоим "мнением" / считают его недостаточно аргументированные или артикулированным. Поставили тебе минус.
Знать мы не знали, про твои пятнадцать твинков и невероятные успехи, пока ты в ответ на четыре минуса распаляться не стал. Да и плевать, в общем-то.
Пиздуй-бороздуй, ну и я попиздовал.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
@Инспектор тут у парня много аккаунтов. Кажется, что это нарушает правила, как бы он этими акками не гордился
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Михаил, ты?) в следующий раз найди норм нейронку, thispersondoesnotexist слишком палится)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
комментарии обычно пишет тот, что справа)
а чего переубеждать-то, если я вижу откуда эта фотка?) и даже вижу артефакты, которые сгенерила их нейронка, у них каждая 5-я получается примерно такой. Вы бы больше f5 понажимали, может, чего путное получилось бы
вы ведь любите постучатьне постучать, а сократить время для модератора до заслуженного бана токсичного персонажа. Знаете, ценю я наших модераторов, ведь их так мало у нас тут
А к вам у меня нет претензий - аватарку можно какую угодно загружать. Только то, что вы не Ольга Кузнецова, понятно всем)
считаю подход правильным, а опыт и практику планирования и улучшения логистики надо развивать и распространять дальше
Зашёл прочитать про технологические решения, а оказалось что просто открыли больше складов..
Очень технологично.
Больше всего угораю , когда заказываю с Маркета, приезжает курьер из Лавки, неговорящий по русски) сразу складывается хорошее впечатление о компании)
Вообще доставку Маркету ненавижу, вроде удобно, а по факту гавно, причин масса, никому неинтересно читать все равно)
Вон оно чё. А я то думаю, почему курьеры постоянно нарушают правила дорожного движения и создают аварийные ситуации
Да у водителей всегда виновны все, кроме самих водителей
Удивительное время, каждый хочет быть быстрее и ловчее. Не, хорошо, конечно, борьба за клиента.
Сурж - это в первую очередь механиз получения дополнительной прибыли, тк если бы речь шла только про sla, его можно было бы выдерживать трешхолдом заказов, или количеством курьеров. Вместо этого при повышенном спросе с пользователя просто берётся доп плата, время доставки увеличивается, а сервис прожевывает все заказы.
«Мы кончено за sla, но 15$ это 15$»
Миллион телодвижений чтобы потом все равно ошпаренный курьер зимой на велике давил по дворам детей чтобы в эти 15 минут уложиться. паразиты
Гонка за деньгами, по этому на безопасность, не сильно обращают внимание.
15 минут до заказа-кайф
Доставку по клику вы сильно испортили: она приезжает не в даркстор Лавки, а в ближайший пункт выдачи заказов Я.Маркета, и оттуда уже курьер (один курьер на один заказ, без аггрегации) везёт мне. При этом до даркстора Лавки меньше километра, и он гораздо ближе чем пункт выдачи. Это теперь работает совсем не удобно.
И давно это так? Помню, что когда делал заказ «по клику», можно было добавить к нему всякого из Лавки «вдовесок». Теперь это не работает?
4 технологических и одно нетехнологическое - дешёвые узбеки
т.е. как и 10 лет назад, без изменений?
Пашка клёвый управленец,удачи ему.
Лавка обычно быстрая, это да. Но! Мне возят заказы со склада в 10-15 минутах ходьбы, хотя есть еще один буквально в 3-5 минутах. Почему так – не понятно.
Мультизаказы для велокурьеров ок, у них почасовая оплата и за каждый заказ капает сумма небольшая. Огромный плюс для них - район. В случае с автокурьером заказы мы везём в любую точку, а оплата на много меньше, чем за 2 разных заказа. А когда тебе в час пик выпадает 5 заказов в разных концах Москвы и платят за это 700-900 рублей, то тошно читать про то, что мультизаказы увеличивают доход. Ни разу у меня не вышло так, что доход увеличился. Я считаю время на линии, доходы, расходы, средним свои показатели и как не крути, мультизаказ уменьшает прибыль в час на 20-30%. Ты больше времени тратишь не на доставку, а на поиск места, где встать у клиента и как его найти. Поэтому перехожу на велосипед, куда хочешь бросай, мобильность, расходы минимальные. В машине только один плюс - печка и кондиционер, больше плюсов нет.
"Surge" - не задача о ранце?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором