{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Четыре технологических решения, которые помогают Яндекс Лавке развозить заказы меньше чем за 15 минут

В июне Яндекс Лавке исполнилось три года, и это не единственная важная для неё цифра. Недавно компания Data Insight сравнила российские сервисы быстрой доставки продуктов — и по скорости доставки Лавка оказалась среди них номером один. По данным самой Лавки, доля заказов, которые сервис развозит покупателям меньше чем за 15 минут, достигла 70%. Среднее время доставки покупок из Лавки — 14 минут. При этом средняя скорость курьеров-партнёров, которые развозят заказы на электро и обычных велосипедах, осталась прежней и не превышает 10 км/ч. Чтобы ускорить доставку, необязательно торопить тех, кто помогает развозить товары. Вместо этого можно использовать технологии — например, улучшить алгоритмы, управляющие распределением заказов между теми, кто их доставляет.

Павел Слав, руководитель отдела операций Яндекс Лавки, рассказал о том, какие технологические решения помогают сервису ускорить доставку, а курьерам-партнёрам — развозить больше заказов и увеличить доход.

Улучшенные маршруты доставки

Начну с того, что сервис доставки из дарксторов можно сравнить с живым организмом, который постоянно меняется и развивается. В 2019 году мы запустились в Москве как стартап — делали первые шаги и много экспериментировали. Сервис рос, число заказов на нём тоже, и пришло время улучшать алгоритмы, приложение для курьеров-партнёров, а также маршруты доставки, чтобы сохранять качество сервиса при возросшем количестве покупок.

По историческим данным мы выявили зоны, где время доставки было критически выше планового, и вычислили для них оптимальное время, за которое курьер может доехать на велосипеде до нужного места. Затем мы стали разбираться, что влияет на быстроту доставки в каждой такой зоне. Оказалось, что в некоторых из них были слишком длинные маршруты для велосипедистов. В одних случаях мы перевели такие маршруты на водителей-партнёров Яндекс Go, в других — открыли новые Лавки, благодаря этому разделили зоны доставки на более мелкие и уменьшили веломаршруты в пределах каждой из них.

Так выглядели велозоны «до»
А так стали выглядеть велозоны «после»

Другой фактор, который влияет на время доставки, — это сложные участки пути. Например, курьерам-партнёрам приходится подниматься и спускаться по лестницам переходов, ездить через мосты и преодолевать с велосипедом многие другие препятствия. Мы начали учитывать всё это и стали строить маршруты так, чтобы на них было как можно меньше подобных сложностей.

Таким образом мы сократили и облегчили сами маршруты для велокурьеров-партнёров — в результате уменьшилось и время доставки.

Мультизаказы - помогают нам справиться с пиковым спросом, а курьерам - заработать еще больше

Курьеры-партнёры доставляют из Лавки как по одному заказу, так и по несколько за раз. Во втором случае доставщик забирает посылки из даркстора и по очереди развозит их клиентам — это называется мультизаказ. Мы доработали алгоритм, распределяющий между курьерами-партнёрами такие покупки, и теперь он делает это лучше. Каждый мультизаказ создаётся так, чтобы расстояние между адресами покупателей было минимальным и чтобы доставщик мог быстро объехать их все на велосипеде. Кстати, здесь тоже положительную роль играет оптимизация маршрутов, про которую я рассказал выше: чем короче маршруты, тем проще планировать мультизаказы.

На первый взгляд может показаться, что если развозить несколько заказов за раз, то это увеличивает время доставки. На деле не так: мультизаказы позволяют нам удерживать среднее время в пределах нормы, в том числе во время пикового спроса, и в тех дарксторах, где постоянно большое количество заказов.

Мультизаказ обычно состоит из двух отдельных покупок, иногда трёх. Но не все заказы на сервисе получают приставку мульти-. Например, на сервисе есть ограничения по весу и габаритам: тяжёлые и большие посылки, которые не помещаются в сумку, не попадают в мультизаказ и автоматически переводятся на водителей-партнёров Яндекс Go. Они помогают Лавке не только с развозом увесистых покупок, но и с доставкой ночью. В будущем мы начнём собирать мультизаказы и для водителей-партнёров Яндекс Go.

Маршрут курьера с мультизаказом

Улучшенное распределение мультизаказов позволяет курьерам-партнёрам развозить больше покупок, а значит, увеличить заработок: каждую доставку в мультизаказе Лавка оплачивает отдельно. Больше того, сами курьеры-партнёры говорят нам, что им удобнее за одну поездку доставить заказы по двум адресам, которые находятся недалеко друг от друга, — а не отвезти сначала одну посылку, потом вернуться в даркстор за другой и доставить её. Кстати, мультизаказов становится в Лавке всё больше: за последние четыре месяца мы увеличили их долю в два раза.

Сурж, или как регулировать спрос, чтобы все были довольны

Прежде всего поясню, что такое сурж (англ. surge pricing - динамическое ценообразование). Это алгоритм, который регулирует баланс спроса и предложения. Он включается, когда заказов становится слишком много, — и если их станет ещё больше, то время доставки увеличится и сервис может не справиться с наплывом. Для того, чтобы этого не случилось и существует сурж. Когда он начинает работать, повышающий коэффициент устанавливается на сумму корзины и стоимость доставки - и они увеличиваются.

Сурж позволяет Лавке набирать оптимальное число заказов — без тех, которые сервис не смог бы выполнить. При этом пользователи, которым важно получить заказ именно сейчас, могут его оформить — и время доставки существенно не увеличится.

Мы улучшили алгоритм, который включает и выключает сурж. Теперь он учитывает больше аналитических данных, а также точнее определяет, как быстро курьер сможет забрать заказ и через сколько привезет его клиенту. Если расчетное время превышает целевой показатель — включается сурж.

Кстати, мультизаказы пригодились и тут. Они позволяют нам развозить заказы в среднем до 15 минут, и при таком показателе сурж включается реже.

Умный график доставок для курьеров-партнёров

Чтобы сократить время доставки, можно не только улучшить веломаршруты и распределение заказов, но и тщательно спланировать график слотов. Слот — это промежуток времени, который курьер-партнёр сам выбирает себе для доставок в конкретный день.

Мы доработали алгоритм, распределяющий слоты в каждой Лавке. Он прогнозирует число заказов для каждого даркстора и подсчитывает, сколько курьеров-партнёров понадобится, чтобы все эти покупки были доставлены вовремя. Теперь алгоритм планирует слоты за неделю.

Это помогает нам привлекать к доставке оптимальное количество курьеров, чтобы заказов хватало на всех, и чтобы при этом они не были перегружены. Например, мы знаем, что в выходные или вечером в будни обычно бывает много заказов, поэтому для таких периодов закладываем больше плановых слотов. И помогает нам алгоритм: он рассчитывает прогнозируемое число заказов и количество часов, которое понадобится курьерам, чтобы развезти все эти покупки с известной средней скоростью, — и заранее подбирает нужное количество слотов.

Технологии, которые помогают другим сервисам Яндекса

Наши технологические решения приносят пользу не только пользователям Лавки. Она — часть большой логистической инфраструктуры Яндекса, и её возможности доступны другим нашим сервисам — например, Маркету. У этого сервиса есть доставка товаров по клику.

Эта услуга работает следующим образом: покупатель делает заказ на маркетплейсе, выбирает дату доставки. Затем в назначенный день заказ приезжает в даркстор Лавки, после этого покупатель в удобный момент вызывает нашего курьера-партнёра через сайт или приложение Маркета, и тот привозит покупку в срок от 10 минут. При выборе доставки по клику к покупке на маркетплейсе можно добавить продукты из Лавки — и всё приедет одним заказом.

При выборе доставки по клику к покупке на маркетплейсе можно добавить продукты из Лавки — и всё приедет одним заказом. Такое взаимодействие двух сервисов приносит пользу каждому из них: у Лавки появляются новые клиенты, а Маркет может предложить покупателям больше способов доставки.

И возможность получить товары по клику становится всё популярнее на маркетплейсе: в июле этого года число заказов, которые покупатели оформили на Маркете с такой доставкой, выросло в два раза по сравнению с июлем прошлого года.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Взломан-рассылают спам

Заказы всегда получала быстро и без проблем) но со скоростью доставки самоката не сравнится ни один сервис для меня. Посудомойку загружаю дольше

Ответить
Развернуть ветку
Anton Barinov

вот с этим согласен, они самые быстрые в плане доставки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Klimov

Так насрать, что не смог молчать? Чего за истерики-то. Веди свои твинки - их тоже за твою тупую хуйню заминусят.

Наомнил мне разводил, которые бабушке пытались продать идею пересети пенсию в их фонд (или "фонд"). Тоже кричали, что 100к рублей получают (ого!), не то что мы, бичи.
Что это, к чему это?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Klimov

так к чему ты это пишешь. Люди не согласны с твоим "мнением" / считают его недостаточно аргументированные или артикулированным. Поставили тебе минус.

Знать мы не знали, про твои пятнадцать твинков и невероятные успехи, пока ты в ответ на четыре минуса распаляться не стал. Да и плевать, в общем-то.

Пиздуй-бороздуй, ну и я попиздовал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergei Zotov

@Инспектор тут у парня много аккаунтов. Кажется, что это нарушает правила, как бы он этими акками не гордился

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

Михаил, ты?) в следующий раз найди норм нейронку, thispersondoesnotexist слишком палится)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

комментарии обычно пишет тот, что справа)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

а чего переубеждать-то, если я вижу откуда эта фотка?) и даже вижу артефакты, которые сгенерила их нейронка, у них каждая 5-я получается примерно такой. Вы бы больше f5 понажимали, может, чего путное получилось бы

вы ведь любите постучать

не постучать, а сократить время для модератора до заслуженного бана токсичного персонажа. Знаете, ценю я наших модераторов, ведь их так мало у нас тут

А к вам у меня нет претензий - аватарку можно какую угодно загружать. Только то, что вы не Ольга Кузнецова, понятно всем)

Ответить
Развернуть ветку
Яна Козлова

считаю подход правильным, а опыт и практику планирования и улучшения логистики надо развивать и распространять дальше

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Зашёл прочитать про технологические решения, а оказалось что просто открыли больше складов..

Очень технологично.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк

Больше всего угораю , когда заказываю с Маркета, приезжает курьер из Лавки, неговорящий по русски) сразу складывается хорошее впечатление о компании)
Вообще доставку Маркету ненавижу, вроде удобно, а по факту гавно, причин масса, никому неинтересно читать все равно)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Вон оно чё. А я то думаю, почему курьеры постоянно нарушают правила дорожного движения и создают аварийные ситуации

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Ванин

Да у водителей всегда виновны все, кроме самих водителей

Ответить
Развернуть ветку
Gri

Удивительное время, каждый хочет быть быстрее и ловчее. Не, хорошо, конечно, борьба за клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Сурж - это в первую очередь механиз получения дополнительной прибыли, тк если бы речь шла только про sla, его можно было бы выдерживать трешхолдом заказов, или количеством курьеров. Вместо этого при повышенном спросе с пользователя просто берётся доп плата, время доставки увеличивается, а сервис прожевывает все заказы.
«Мы кончено за sla, но 15$ это 15$»

Ответить
Развернуть ветку
segamega

Миллион телодвижений чтобы потом все равно ошпаренный курьер зимой на велике давил по дворам детей чтобы в эти 15 минут уложиться. паразиты

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

Гонка за деньгами, по этому на безопасность, не сильно обращают внимание.

Ответить
Развернуть ветку
Взрослый микроскоп

15 минут до заказа-кайф

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Крашевич

Доставку по клику вы сильно испортили: она приезжает не в даркстор Лавки, а в ближайший пункт выдачи заказов Я.Маркета, и оттуда уже курьер (один курьер на один заказ, без аггрегации) везёт мне. При этом до даркстора Лавки меньше километра, и он гораздо ближе чем пункт выдачи. Это теперь работает совсем не удобно.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

И давно это так? Помню, что когда делал заказ «по клику», можно было добавить к нему всякого из Лавки «вдовесок». Теперь это не работает?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Борисов

4 технологических и одно нетехнологическое - дешёвые узбеки

Ответить
Развернуть ветку
Псков Бурито

т.е. как и 10 лет назад, без изменений?

Ответить
Развернуть ветку
Mr Black

Пашка клёвый управленец,удачи ему.

Ответить
Развернуть ветку
Адам Ньюман

Лавка обычно быстрая, это да. Но! Мне возят заказы со склада в 10-15 минутах ходьбы, хотя есть еще один буквально в 3-5 минутах. Почему так – не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Жеребцов

Мультизаказы для велокурьеров ок, у них почасовая оплата и за каждый заказ капает сумма небольшая. Огромный плюс для них - район. В случае с автокурьером заказы мы везём в любую точку, а оплата на много меньше, чем за 2 разных заказа. А когда тебе в час пик выпадает 5 заказов в разных концах Москвы и платят за это 700-900 рублей, то тошно читать про то, что мультизаказы увеличивают доход. Ни разу у меня не вышло так, что доход увеличился. Я считаю время на линии, доходы, расходы, средним свои показатели и как не крути, мультизаказ уменьшает прибыль в час на 20-30%. Ты больше времени тратишь не на доставку, а на поиск места, где встать у клиента и как его найти. Поэтому перехожу на велосипед, куда хочешь бросай, мобильность, расходы минимальные. В машине только один плюс - печка и кондиционер, больше плюсов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Вахрамов

"Surge" - не задача о ранце?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда