Динамическое ценообразование на «Яндекс.Еде»: ни снег, ни дождь, ни жара, ни сумрак ночи

Внимательные читатели уже знают, что в некоторых районах Москвы мы стали повышать стоимость минимального заказа на время высокого спроса. Признаём, пока отрабатывали технические детали, упустили момент для предупредительного анонса. Исправляемся и объясняем всё, как есть.

Генеральный директор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов
Генеральный директор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов

Что такое динамическое ценообразование — и зачем оно нужно

Динамическое ценообразование (англ. surge pricing или попросту «сурж») — это алгоритм временного изменения цен на товары или услуги. Он нужен в маркетплейсах для балансировки уровня спроса и предложения при определённых условиях.

У нас в «Яндекс.Еде» эти условия возникают, когда в каком-то районе города не хватает курьеров. Самая частая причина — плохая погода: сильный ливень, снегопад, гололёд. В такие периоды люди просто не хотят без особой нужды выходить на улицу, в магазин или кафе, и заказывают доставку готовой еды.

Когда в Москве начинается сильный дождь, количество заказов на «Яндекс.Еде» вырастает в несколько раз буквально за минуты. Быстро вывести «в поле» такое же количество курьеров, чтобы они успели в разумные сроки обслужить всех клиентов, попросту невозможно, хотя мы и стараемся — дальше расскажу, как именно.

У всех технологических платформ, которые управляют спросом и предложением, для таких случаев есть два пути. Первый — ничего особо не менять. Продолжаем принимать заказы как обычно, вот только click-to-eat (время с момента нажатия кнопки «Заказать» до того момента, когда курьер передает клиенту в руки еду) будет не 25-30 минут, а, например, пару часов. Это называется «встать в очередь».

Такой подход имеет право на существование, многие его применяют. Но мы считаем, что базовая функция нашего сервиса — дать возможность людям заказать еду и получить ее быстро.

Поэтому пошли по второму пути — придумать и внедрить технологию, которая будет автоматически рассчитывать баланс спроса (заказы) и предложения (ресурс курьеров, которые могут их выполнить) и применять повышающий коэффициент на стоимость доставки. Тогда те, кто хочет получить еду так же быстро, как и в обычный солнечный день, смогут это сделать, пусть и немного дороже.

А те, кто может подождать — переждут пиковый спрос и закажут доставку по обычной цене, когда в системе станет больше свободных курьеров.

Точно так же это уже работает в «Яндекс.Такси» и даёт возможность сохранить работоспособность и надёжность сервиса, в смысле выполнения своих прямых функций, даже в период очень резкого всплеска заказов.

Как это работает

Ныряем в технические подробности: раз в несколько минут вычисляем для каждого района отношение курьеров, которые уже заняты и не могут брать заказы, к общему числу курьеров в этом районе. Так мы оцениваем баланс. Сначала, если баланс нарушен, мы пробовали менять стоимость минимальной корзины так, чтобы выровнять спрос и предложение и сохранить качество доставки.

<i> Так выглядит повышение стоимости минимальной корзины </i>
Так выглядит повышение стоимости минимальной корзины

С этим мы экспериментировали и пришли к выводу, что такой вариант не самый удачный. Например, клиенту, чтобы сделать заказ, приходится «добивать» корзину до определённой суммы, даже если он этого не планировал. И, что не менее важно, здесь нет стимула для новых курьеров выходить на работу, чтобы обеспечить доставку всем желающим. Поэтому от варианта с минимальной стоимостью заказа мы решили отказаться.

Предлагать курьерам более высокую оплату на время пикового спроса куда полезнее, причём для всех. Во-первых, так наши партнёры курьерских служб поощряют тех, кто уже работает «на линии», ведь, чего греха таить, бегать по городу в мороз или дождь довольно неприятно. Даже несмотря на то что им выдают фирменные жёлтые дождевики, жилетки и зимние куртки.

Во-вторых, так легче привлечь новых курьеров, которые сейчас не на линии, но, получая возможность заработать больше, могут выйти помочь и себе, и пользователям, и сервису. А чем больше курьеров выходит работать — тем быстрее алгоритм отменяет повышающий коэффициент.

Как это выглядит

Мы всегда стараемся понятно рассказывать обо всех нововведениях. На сайте и в приложении заранее предупреждаем пользователей во всплывающем окне о высоком спросе и увеличенной в связи с этим цене заказа. Тогда человек сразу видит сумму и может принять решение — заказать еду сейчас или немного подождать. Нам кажется, это честнее, чем обещать доставку «примерно за 45 минут», и быть не в состоянии выполнить обещание.

Мы протестировали динамическое ценообразование в разных вариантах в нескольких районах Москвы. Скоро будем использовать его и в других городах. А пока готовимся и рассказываем вам про кухню процесса.

3333
39 комментариев

У меня у одного ощущение что при помощи такого динамического ценообразования мне хотят продать что-то дороже чем обычно? Не могу отделаться от ощущения что этот повышенный спрос создается искусственно чтобы срубить с меня побольше денег. Конечно это не так, но отделаться от этого негатива никак не могу(

6

когда меня просят платить за доставку еды, это уже развод крайне степени

2

Я недавно перешел с Яндекс.Такси на Gett. И как оказалось у Gett тоже есть часы пик, но, блин, за дождик они тарифы в 2-3 раза не накручивают. Сейчас поеду домой, на улице капает (Питер же). Итого:
Gett - 279 рублей
Яндекс - 555 рублей (фиолетовый тариф)

Скурвился Яндекс. Машины одинаковые, чай не Uber с Ладами и Логанами.

5

Повышенный спрос вполне реален. Во время чемпионата мира, к примеру, количество заказов было почти рекордным, люди в прямом смысле хотели хлеба и зрелищ.

1

Иногда это странно работает с такси.
С началом осени утром доехать до метро: у яндекса показывает 400-500 рублей (10 минут ехать), у ситимобила 200, заказываешь ситимобил - приезжает автомобиль обклееный в яндекс.
Типа "водителей нет", но и за 500 рублей никто не едет.

6

Скорее всего ситимобил из своих свредств компенсирует водителю ещё 300 ₽. А для клиента как будто 200 ₽ поездка.

2

Комментарий недоступен