Еда Maxim Firsov
5 106

Динамическое ценообразование на «Яндекс.Еде»: ни снег, ни дождь, ни жара, ни сумрак ночи

Внимательные читатели уже знают, что в некоторых районах Москвы мы стали повышать стоимость минимального заказа на время высокого спроса. Признаём, пока отрабатывали технические детали, упустили момент для предупредительного анонса. Исправляемся и объясняем всё, как есть.

В закладки
Генеральный директор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов

Что такое динамическое ценообразование — и зачем оно нужно

Динамическое ценообразование (англ. surge pricing или попросту «сурж») — это алгоритм временного изменения цен на товары или услуги. Он нужен в маркетплейсах для балансировки уровня спроса и предложения при определённых условиях.

У нас в «Яндекс.Еде» эти условия возникают, когда в каком-то районе города не хватает курьеров. Самая частая причина — плохая погода: сильный ливень, снегопад, гололёд. В такие периоды люди просто не хотят без особой нужды выходить на улицу, в магазин или кафе, и заказывают доставку готовой еды.

Когда в Москве начинается сильный дождь, количество заказов на «Яндекс.Еде» вырастает в несколько раз буквально за минуты. Быстро вывести «в поле» такое же количество курьеров, чтобы они успели в разумные сроки обслужить всех клиентов, попросту невозможно, хотя мы и стараемся — дальше расскажу, как именно.

У всех технологических платформ, которые управляют спросом и предложением, для таких случаев есть два пути. Первый — ничего особо не менять. Продолжаем принимать заказы как обычно, вот только click-to-eat (время с момента нажатия кнопки «Заказать» до того момента, когда курьер передает клиенту в руки еду) будет не 25-30 минут, а, например, пару часов. Это называется «встать в очередь».

Такой подход имеет право на существование, многие его применяют. Но мы считаем, что базовая функция нашего сервиса — дать возможность людям заказать еду и получить ее быстро.

Поэтому пошли по второму пути — придумать и внедрить технологию, которая будет автоматически рассчитывать баланс спроса (заказы) и предложения (ресурс курьеров, которые могут их выполнить) и применять повышающий коэффициент на стоимость доставки. Тогда те, кто хочет получить еду так же быстро, как и в обычный солнечный день, смогут это сделать, пусть и немного дороже.

А те, кто может подождать — переждут пиковый спрос и закажут доставку по обычной цене, когда в системе станет больше свободных курьеров.

Точно так же это уже работает в «Яндекс.Такси» и даёт возможность сохранить работоспособность и надёжность сервиса, в смысле выполнения своих прямых функций, даже в период очень резкого всплеска заказов.

Как это работает

Ныряем в технические подробности: раз в несколько минут вычисляем для каждого района отношение курьеров, которые уже заняты и не могут брать заказы, к общему числу курьеров в этом районе. Так мы оцениваем баланс. Сначала, если баланс нарушен, мы пробовали менять стоимость минимальной корзины так, чтобы выровнять спрос и предложение и сохранить качество доставки.

Так выглядит повышение стоимости минимальной корзины

С этим мы экспериментировали и пришли к выводу, что такой вариант не самый удачный. Например, клиенту, чтобы сделать заказ, приходится «добивать» корзину до определённой суммы, даже если он этого не планировал. И, что не менее важно, здесь нет стимула для новых курьеров выходить на работу, чтобы обеспечить доставку всем желающим. Поэтому от варианта с минимальной стоимостью заказа мы решили отказаться.

Предлагать курьерам более высокую оплату на время пикового спроса куда полезнее, причём для всех. Во-первых, так наши партнёры курьерских служб поощряют тех, кто уже работает «на линии», ведь, чего греха таить, бегать по городу в мороз или дождь довольно неприятно. Даже несмотря на то что им выдают фирменные жёлтые дождевики, жилетки и зимние куртки.

Во-вторых, так легче привлечь новых курьеров, которые сейчас не на линии, но, получая возможность заработать больше, могут выйти помочь и себе, и пользователям, и сервису. А чем больше курьеров выходит работать — тем быстрее алгоритм отменяет повышающий коэффициент.

Как это выглядит

Мы всегда стараемся понятно рассказывать обо всех нововведениях. На сайте и в приложении заранее предупреждаем пользователей во всплывающем окне о высоком спросе и увеличенной в связи с этим цене заказа. Тогда человек сразу видит сумму и может принять решение — заказать еду сейчас или немного подождать. Нам кажется, это честнее, чем обещать доставку «примерно за 45 минут», и быть не в состоянии выполнить обещание.

Мы протестировали динамическое ценообразование в разных вариантах в нескольких районах Москвы. Скоро будем использовать его и в других городах. А пока готовимся и рассказываем вам про кухню процесса.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Maxim Firsov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 38, "likes": 40, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 47158, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Oct 2018 10:38:18 +0300" }
{ "id": 47158, "author_id": 196158, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47158\/get","add":"\/comments\/47158\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47158"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199128, "possessions": [] }

38 комментариев 38 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
33

очень хочется, чтобы для нас, владельцев айфонов актуальных моделей, цены были существенно выше. спасибо.

Ответить
5

У меня у одного ощущение что при помощи такого динамического ценообразования мне хотят продать что-то дороже чем обычно? Не могу отделаться от ощущения что этот повышенный спрос создается искусственно чтобы срубить с меня побольше денег. Конечно это не так, но отделаться от этого негатива никак не могу(

Ответить
5

Я недавно перешел с Яндекс.Такси на Gett. И как оказалось у Gett тоже есть часы пик, но, блин, за дождик они тарифы в 2-3 раза не накручивают. Сейчас поеду домой, на улице капает (Питер же). Итого:
Gett - 279 рублей
Яндекс - 555 рублей (фиолетовый тариф)

Скурвился Яндекс. Машины одинаковые, чай не Uber с Ладами и Логанами.

Ответить
3

жадные я.ублюдки

Ответить
1

господи, как двусмысленно

Ответить
1

когда меня просят платить за доставку еды, это уже развод крайне степени

Ответить
24

Это фигня, они ещё и за саму еду деньги требуют!

Ответить
5

больные ублюдки))

Ответить
1

Повышенный спрос вполне реален. Во время чемпионата мира, к примеру, количество заказов было почти рекордным, люди в прямом смысле хотели хлеба и зрелищ.

Ответить
6

Иногда это странно работает с такси.
С началом осени утром доехать до метро: у яндекса показывает 400-500 рублей (10 минут ехать), у ситимобила 200, заказываешь ситимобил - приезжает автомобиль обклееный в яндекс.
Типа "водителей нет", но и за 500 рублей никто не едет.

Ответить
1

Скорее всего ситимобил из своих свредств компенсирует водителю ещё 300 ₽. А для клиента как будто 200 ₽ поездка.

Ответить
0

Просто 90% "таксистов" работает сразу на несколько служб, как раз давеча ехал на таком. Говорит яндекс офонарел в край и зарабатывать у них получается в лучшем случае, начиная от тарифа "комфорт", аналогичные ситимобил, гетт и прочие берут меньше процент. При этом ценник у яндекса тупо выше или на том же уровне.

Ответить
0

За 250 через всю Москву с амортизацией сам езжу в любой день.

Ответить
6

Ребята, а почему просто не предложить 2 сценария, мол побыстрее, но дороже, или готов ждать, но подешевле.
Дождь на улице может идти и 6 и 7 часов, столько же могут быть пробки, не говоря уже о предновогодней суете? И чего? Мне сидеть 6 часов ждать, пока там ажиотаж спадёт?
Ок, я всё понимаю, но сейчас у многих есть бюджеты, и траты "сверх" - это негатив. Я подожду часик-полтора, ок, но стандартную цену

Ответить
3

Мы, к сожалению, не всегда можем предсказать, когда именно закончится период повышенного спроса. Обычно он не длится слишком долго. В настоящее время вы можете сделать заказ, отложив время доставки на условную пару часов, и повышающий коэффициент к стоимости доставки применен не будет. Он используется только для срочных заказов.

Ответить
1

Ставьте во вторую очередь, уводите в нее 20% ресурса, со снижением спроса уводите в нее свободных курьеров. Проблема решена епт, жду %%%

Ответить
1

Мы, к сожалению, не всегда можем предсказать, когда именно закончится период повышенного спроса.

Никогда. Люди всегда хотят есть.

Ответить
2

У Еды страдает сервис доставки,ждали пиццу более 2 часов,при заявленном времени в час,погода была отличная кстати.Коллцентр считает что это нормально,они удивились тому,что их побеспокоили из-за задержки доставки всего на час.Пока не будет решена эта проблема,ценообразование не поможет.

Ответить
0

Нет, это совсем не нормально и колл-центр так реагировать не должен. Если можно, напишите на love@eda.yandex.ru подробности с номером телефона, с которого был оформлен заказ. Посмотрим, что там произошло.

Ответить
0

Да проще когда цена поднялась на доставку - уйти в Деливери клаб, там такой фигней не занимаются, у них просто больше курьеров, чем у Яндекса

Ответить
5

Возможность выбора - это всегда замечательно. Собственно, об этом и идет речь в статье.

Ответить
1

Суржи суржами, водители из Убера не получают бонусов от них, например. Тут по другому?

Ответить
0

водители из Убера не получают бонусов от них

Серьёзно?

Ответить
0

Да, общался на днях с таксистом из Чикаго

Ответить
1

Устанавливать минимальную сумму заказа - требование, противоречащее действующему ЗоЗПП, так что ребята молодцы.

Ответить
1

Сервисы яндекса курвятся один за другим - в яд. такси после чм постоянно* высокий спрос (в любую погоду, день-ночь, время года), переодически упоротые таксисты которые отмечают что прибыли на место, а на деле уехали в другом направлении. В яд. еде курьеры то часто приносят половину заказа, то вообще уезжают говоря «я звонил вам много раз, но трубку никто не брал», в яд. деньгах условия кешбека меняют налету, хотя в рекламе пишут что платят «за все», без звездочки на фразе.. Сервисов много создавать хорошо, но и про планку качества предоставления своих услуг нужно не забывать, которая с каждым сервисом опускается все ниже.

Ответить
0

Получается, что сценарий такой. Захотел я кушать в метель, захожу в яндекс.еду, мне говорят, что повышенный спрос и минимальный порог доставки повышен, но меня это не устраивает (я готов и подождать), но заказ хочу сделать именно сейчас, а не заходить в приложение через час в надежде, что спрос упал. Ну такое

Ответить
3

К отложенным заказам в настоящее время этот механизм и не применяется. Он относится только к тем, которые необходимо приготовить и доставить сразу после размещения.

Ответить
0

А у курьеров есть лицензия, или они нелегалы?

Ответить
0

Конечно, все курьеры проходят проверку у организаций-партнеров, которые их нанимают. Санитарные книжки обязательны.

Ответить
3

Работаю в Я.Е. и это не правда, что есть санитарные книжки у курьеров. Курьер не взаимодействует с едой. Курьер доставляет уже запакованные боксы.

Ответить
0

Вообще было бы неплохо, если бы вы пересмотрели оплату в плохие погодные условия. Какой идиот будет работать за 75р в час? Ну смешно!

Ответить
0

1 евро / час .. да не густо

Ответить
0

С чего вдруг?

Ответить
0

лол, у вас курьеров стало больше чем жителей мск

что-то тут не так ...

Ответить
1

Масштаб, конечно, далеко не таков :) И не все курьеры выходят работать одновременно. Во время ливня, например, многим из них тоже хочется остаться дома.

Ответить
0

Когда у Еды был первый сурж за дождь, у деливери клаба была скидка 40% из-за дождя

Ответить
0

75% курьеров- бар...., простите некомпетентные люди, очень много приезжих которые вообще в городе вторую неделю, а впрочем кто еще за такие деньги будет ботинки стирать об асфальт, я подозреваю что львиную долю маржи с ресторанов яндекс себе забирает, хотя толком еще ни чего не раскрутив, "волчий оскал капитализма"- цитата из газеты Советского периода.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }