История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

Французское вино с тысячелетней выдержкой.

История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

Замок Château de Goulaine (Замок Гулен или Шато де Гулен) расположен в долине Луары, известном винодельческом регионе. Сегодня Гулен — один из последних исторических замков, где производят вино в коммерческих целях. Семья, которая живёт на этой земле более 1000 лет, прошла путь от фермерского виноделия до мировых продаж и работы с корпорацией.

Современный американский энолог Грэм Хардинг — специалист по оценке виноградников и вина — включил замок в список пяти старейших предприятий мира. В Европе Гулен признан старейшим семейным бизнесом. Кроме того, с 1913 года замок считается историческим памятником, а долина Луары находится в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История замка

Шато де Гулен находится в 10 километрах на юг от французского города Нант. Первая крепость была на этом месте ещё в 944 году. Название замок получил в честь семьи, которая на протяжении 10 веков жила в нём.

Виноград рос на этой территории ещё со времён римских завоевателей, поэтому с самого своего появления в долине Луары семейство де Гулен занималось виноделием. Историки заявляют, что семейная винодельня Гуленов настолько старая, что доподлинно неизвестно, когда конкретно они стали производить вино не только для собственных нужд, но и для продажи.

Первый член семьи Жан I де Гулен внесён в официальные документы в 1158 году. В то время территория замка принадлежала независимой Бретани, и он был назначен управляющим Нанта.

В 14-15 веках замок Гулен уже был стратегической территорией, он находился в центре торговых связей, там проходили дороги, был построен речной порт и мост. Через замок соединялись провинции Бретань, Анжу и Пуату. Тогда же семья Гулен смогла расширить свои территории и зону влияния, вступая в браки с соседскими кланами.

В 1477 году король Луи XI впервые обратился к члену семьи Гулен «сир» и назвал его имя в числе других великих имён Франции. К 15 веку Гулены расширили свои владения от Фауэта до Анжу.

С 15 века Гулены продолжали активную земельную политику. Они создавали брачные альянсы, увеличивали размеры пастбищ, виноградников. Начало 16 века принесло в Нант международную торговлю, это укрепило виноделие в замке и во многих близлежащих поместьях. В 1621 году король Франции Людовик VIII предоставил семье дворянский титул. Глава семьи и его потомки стали маркизами, а земли Гуленов увеличились до 30 тысяч гектаров.

С началом Французской революции, в 1788 году, семье пришлось продать замок со всеми своими плантациями и виноградниками. Это позволило сохранить дворянские ценности. Владельцем Шато де Гулен стал голландский купец. Существует версия, что в этот период винодельня приостанавливала свою работу.

Выкупить замок обратно Гуленам удалось лишь в 1858 году. К этому времени виноградниками засадили уже две трети долины Луары, тем самым окончательно определив дальнейшую специализацию этого региона. На всей протяженности реки — а она составляет 1012 километров — выращивают виноград различных сортов.

Территория возле Нанта и замка Гулен является центром вина мюcкaдe. Его изготавливают из сорта винограда Мелон де Бургонь (Melon de Bourgogne). Кроме того, Château de Goulaine также производит розовое вино Rosé d'Anjou, белые вина сансер и вуврэ, а также шардоне. Считается, что именно маркиз де Гулен вырастил первое коммерческое шардоне в долине Луары.

Вино с королевским гербом

История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

Ещё в 12 веке, когда замок был средневековой крепостью, семейство Гулен обзавелось собственным гербом. В то время замок принадлежал Матьё де Гулену, который был посредником между двумя королями — английским и французским.

Монархи были благодарны за помощь и преподнесли своему посреднику подарок. От Франции Матьё получил герб с лилиями, а от Англии — леопардов. С тех пор семья Гулен имеет объединенный герб и является единственной не королевской семьёй, имеющей королевский герб.

Маркиз Робер де Гулен

В середине 20 века владельцем замка стал Робер де Гулен, который посвятил замку всю свою жизнь и открыл его для туристов.

Робер Жозеф Мишель Мари Марк-Рене де Гулен родился 7 июля 1933 года. Ему было всего 23 года, когда он выкупил семейное поместье у своего дяди, который считался потомком не основной, а младшей ветви Гуленов. Когда он впервые прибыл в поместье в качестве владельца, он увидел только запустение. Последующие 50 лет своей жизни маркиз потратил на то, чтобы превратить замок в историю экономического успеха.

Он активно занялся бизнесом, привел в порядок виноградники и дом. Лично контролировал производство вина, самостоятельно отбирал виноградные лозы, следил за их посадкой, руководил сбором урожая, следил даже за процессом бутилирования. Он был уважаем в профессиональных кругах, возглавлял различные национальные и международные винодельческие организации, а в 1995 году написал книгу о редких винах.

Наследники подсчитали, что за свою жизнь Робер де Гулен вложил в замок всё свое состояние — около €10 млн.

Именно во времена Робера замок открыли для туристов. Сам владелец и его семья жили в одной части замка, а в другие отдали для посетителей. Путешественники могли арендовать спальни, гулять по погребам, а также устраивать свадьбы. Этим замок зарабатывает до сих пор.

Маркиз де Гулен активно участвовал в общественной жизни страны. Он был дружен с французскими виноделами, поддерживал общественные проекты. Так, в замке устраивались городские праздники, концерты классической музыки и рок-групп. Робер де Гулен также стал сдавать свой замок для бизнеса, многие компании по сей день арендуют его для семинаров и корпоративных мероприятий.

В 1997 году Робер де Гулен выпускал около 30 тысяч ящиков вина в год и мечтал увеличить этот показатель до 40 тысяч. Содержание поместья в то время обходилось в $200 тысяч.

С 1999 года в старых конюшнях замка открыли музей печенья LU. Эта фирма существует более 150 лет и является символом города Нант.

На сегодняшний день замок Гулен посещает около 25 тысяч человек в год. Доходы от туризма и мероприятий составляют около €400 тысяч. Из них владелец тратит €130 тысяч на персонал, €33 тысячи на электричество и отопление, €12 тысяч на страхование, €7 тысяч составляет имущественный налог.

При этом во Франции существуют обязательные условия для содержания старинных зданий, например, ежегодная диагностика крыши, которая обходится €5 тысяч.

Бабочки и вино

Для привлечения туристов в 1984 году маркиз Робер де Гулен создал в замке «Дом тропических бабочек». Он построил огромную оранжерею, в которой воссоздали подходящую экосистему — экваториальный климат, южные растения. Там обитали тысяч бабочек разных видов.

Его идея сработала. Хотя оранжерея уже закрыта, по сей день многие туристы знают Шато де Гулен именно благодаря бабочкам. Кроме этого, Робер де Гулен самостоятельно разработал дизайн бутылки и этикетки вина мюскаде Sur Lee. На неё он поместил тех же тропических бабочек.

История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

7 июля 1977 года Робер де Гулен зарегистрировал товарный знак Marquis de Goulaine. В примечании он упомянул надпись, выполненную в стилизованной форме. С тех пор этот логотип постоянно размещался на бутылках вина.

В том же году Робер де Гулен зарегистрировался в качестве владельца товарного знака вина мюскаде Marquise de Goulaine. Спустя несколько лет он основал компанию Goulaine SA, которая обладала правами на производства вин.

История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

Смена руководства

Конец 20 — начало 21 века ознаменовались тем, что многие частные винодельческие компании перешли под руководство корпораций. Из-за нескольких неудачных сезонов и плохих продаж около 500 виноделов Луары решили отказаться от эксклюзивных прав на производство.

«Маркиз де Гулен» не стал исключением. В 1988 году французы Жан Бабонно и Кристиан Секкалди приобрели в долине Луары три небольших поместья и местные винодельни. В 1990 году они образовали компанию Vinival, а в 1996 году уже разросшаяся фирма приобрела у Роберта де Гулена бренд «Маркиз де Гулен». После сделки с таким известным винопроизводителем компания привлекла инвесторов, и уже в 1997 году 14% акций Vinival были выкуплены.

В 2003 году объём продаж компании Vinival составил €65 млн. На тот момент это был ведущий производитель вин в долине Луары. В июле 2004 года виноградники Нанта заинтересовали гиганта рынка виноделия — Les Grands Chais Des France. GCF в том же году зафиксировал оборот в €442 млн с чистой прибылью в €5,02 млн.

Компания выкупила Vinival с принадлежащими ей брендами, а также соседнюю Lacheteau, расположенную в провинции Анжу. Сделка стала взаимовыгодной для обеих компаний: GCF Group стала представлена в долине Луары, приобрела дополнительные каналы для экспорта (Vinival продавала за рубеж 65% своей продукции), а также получила уже наработанные технологии и ресурсы.

Для Vinival продажа фактически стала спасением компании. В этот период на французское виноделие негативно повлияла популярность вин Нового Света. В 2003 году компания зафиксировала убыток в €1,05 млн, и владелец Жан Бабонно подыскивал покупателя.

С этими приобретениями компания Grands Chais de France стала одним из ведущих производителей в регионе Луары, продав 36 млн бутылок под брендами Bleu, Jean Balmont, Boire & Manger и Marquis de Goulaine.

В 2006 году все компании в долине Луары были объединены в дочернее предприятие Lacheteau.

Так вино «Маркиз де Гулен» стала производить компания GCF Group (Les Grands Chais Des France) — крупнейший на сегодняшний день производитель и экспортер вина.

В настоящее время компания GCF Group имеет годовой объём продаж около 400 млн литров вина и 35 млн литров других спиртных напитков. Её продукция в основном направлена на экспорт — около 76% продукции продаётся в 160 странах мира. Соответственно, основная часть заработка тоже поступает из-за границы, в 2012 году прибыль от экспортируемых алкогольных напитков составила €841 млн. В числе брендов компании — самое продаваемое французское вино в мире JP Chenet.

Годовой объём производства составляет 1 млн бутылок. В день все бренды GCF Group выпускают столько бутылок алкоголя, сколько среднее винодельческое хозяйство производит в год.

Владелец корпорации Джозеф Хелфрич придерживается политики семейного бизнеса и рассказывает, что выбирает только качественное сырье, проверенное годами, а также выстраивает доверительные и долгосрочные отношения с производителями винограда.

Всего у Les Grands Chais de France 33 винодельни в разных регионах страны, в общей сложности 1500 гектаров винограда.

История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

Поддержка производственного гиганта GCF Group дала толчок для развития «дочке» Lacheteau. В 2017 году оборот этой компании достиг €111 305 800.

Таким образом, компания владеет правами на бренд «Маркиз де Гулен» и его производство, а сырьё получает с виноградников, расположенных вокруг замка. GCF Group заявляет, что поддерживает местных производителей и уникальный продукт, создававшийся на этой территории сотнями лет.

Сегодня «Маркиз де Гулен» выпускает белые, красные и розовые вина. Цена за одну бутылку в разных странах составляет €8-20.

В 21 веке серьёзным соперником традиционных вин Старого Света (Франции, Италии, Германии, Испании и Португалии) стали вина Нового Света. К примеру, в 2009 году вина европейской пятерки составляли 63,9% от всех мировых продаж вина. Конкурентом для них стали вина Аргентины, Чили, Австралии, США, Новой Зеландии и Южной Африки. Они заняли 23,4% мирового рынка.

Развитие мирового виноделия повлияло на Францию. Многие независимые виноделы предпочли уйти с рынка или продать свою долю крупным производителям (как поступил маркиз Робер де Гулен). В данный момент 75% рынка виноделия во Франции образуют компании вроде GCF Group. Индивидуальные виноделы занимают 25% рынка.

Продажа замка

Маркиз Робер де Гулен скончался 23 февраля 2010 года. У него остались два сына — Матьё и Кристоф. 6 февраля 2010 года, незадолго до смерти отца, братья Гулен основали компанию Chateau de Goulaine. Она зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью в секторе культуры (управление историческими памятниками и туристическими достопримечательностями) и занимается обслуживанием замка. Уставной капитал компании составил €1000.

Согласно открытым данным, в 2014 году оборот компании составил €401 500, а чистая прибыль — €35 600.

Когда старший брат Матьё решил переехать в Южную Америку, он выразил желание продать поместье. Согласно статье французского закона (которая дословно звучит как «никто не обязан оставаться в совместной собственности»), если хотя бы один собственник хочет продать имущество, остальные не имеют права препятствовать.

История винодельни Château de Goulaine — старейшего семейного бизнеса в Европе

В 2014 году к Кристофу де Гулену пришел судебный пристав, и он был вынужден подписать приказ о продаже семейного замка.

В тот момент владельцы рассчитывали получить за замок площадью 3500 квадратных метров и его прилегающие территории от €7 до €10 млн. Однако уже в 2017 году стартовая цена снизилась до €6 млн.

Младший сын маркиза де Гулена был восхищён деятельностью отца и желал продолжить его дело. Сейчас он продолжает жить в замке, несмотря на то, что в любой момент его придется отдать покупателю. Кристоф заявлял в прессе, что очень боится, что замок достанется олигархам, «которые поставят на французской лужайке вертолётную площадку».

В 2016 году де Гулен пытался добиться поддержки от государства и выкупить долю своего брата, чтобы сохранить поместье. Однако его попытки оказались безуспешными. Ситуацию, в которой оказался семейный замок, он описывает следующей фразой: «Будущее — это загадка, прошлое — это история, а настоящее — подарок». И выражает надежду, что новый владелец замка будет также влюблён в эти земли и «старые камни», как и многочисленные предки семейства де Гулен.

Возможный покупатель замка пока не заявил о себе, но, если продажа всё-таки состоится, то это будет третий владелец замка за его историю, ведь Гулены продавали поместье только один раз — во время революции.

Примечательно, что объявление о продаже было размещено в категории «недвижимость», и в нём ничего не сказано о продаже виноградников.

В 2004 году старший брат Матьё создал общество с ограниченной ответственностью Methieu de Goulaine, зарегистрированное в департаменте Луара-Атлантик. Компания специализируется на розничной торговле алкогольными и безалкогольными напитками. Уставной капитал компании составил €8 тысяч.

В 2012 году оборот компании достиг €389 600, из них основных чистых средств €146 598. Общая сумма на балансе к 2012 году увеличилась на 47,24%.

Таким образом, один брат занимается обслуживанием замка, арендой и туристическим бизнесом, а второму принадлежат точки продаж вина, в том числе произведенных в замке и под маркой «Маркиз де Гулен».

2525
21 комментарий

Знаем, бывали

14
Ответить

Люблю вино, особенно совигнон и мерлот.

3
Ответить

Мерло́ (фр. Merlot)

Ответить

!

Ответить

Хороший обзор российского вина. Сейчас много народу ринулось инвестировать.
Доля российского вина из российского винограда всего 18%, притом иностранные вина в России стоят в 2-3 раза дороже Европы, рынок пустой. Плюс государство с этого года будет субсидировать большую часть стоимость посадки виноградников

https://www.youtube.com/watch?v=BMwSTqcNPto&t=113s

https://www.youtube.com/watch?v=rwE1fXhkl9I&t=7s

1
Ответить

в 3 раза это вы перегнули. Виноводочные сети продают в целом по норм ценам. Второй момент, во многих случаях будут вкусней, если простыми словами. Хотя бы потому, что здесь нет тех самых почв. Второй фактор, климат. Сложно найти вкусней совиньон блан, чем новозеландский (при чем бюджетные варианты) или пино нуар французкий, того же Вольне.

Ответить

Здорово что есть русское вино

Ответить