SportTech: доминируй, вовлекай
Управляющий партнёр фонда FunCubator Виктор Захарченко — о том, как технологии меняют спортивную индустрию.
Уже два года подряд я делаю на vc.ru тексты про тренды в FunTech. FunTech — это «цифровые развлечения», с которыми работает FunCubator как венчурный инвестор ранней стадии.
В первый раз материал получился забавно. Во второй раз это вызвало большой отклик и вылилось даже в сюжет на РБК ТВ. Третий раз хочется сделать еще круче.
К материалам начал готовиться прямо после выхода прошлого текста. Получилась формула «100 + 50». За год я накопил 100 ссылок, точнее — 112. От фундаментальных исследований до коротких новостных заметок. Все они выступают триггерами к тому, как вижу тренды в FunTech (Digital Entertainment) я сам. 50 — это 50 экспертов, которых я попросил поделиться мнением. Люди в теме, спецы в своих нишах, практики и визионеры.
В итоге получилось 10 текстов. Уместить все их в один — сложно. Девять из них рассказывают про отдельные сегменты, десятый — венец творения. Он про глобалбные тренды (макро, микро и мини), влияющие на индустрию развлечений. Спасибо всем, кто помогал и тем, кто дочитает до конца. Начнем со спорта. Погнали!
Спорт, который мы поменяли
Меняйся или умри. Примерно так я говорил однокласснику, который не хотел меняться со мной наклейками Panini. Спортивная индустрия, коммерческий спорт высших достижений, живет в золотую эпоху, которую ей обеспечивают букмекеры и медиаправа. Но если не начать меняться прямо сейчас — может произойти непоправимое. Поэтому нас ждет год экспериментов.
TL;DR: Вовлечение болельщиков, перформанс атлетов и пользовательский опыт на стадионе — три главных направления, которые видят в SportTech инвесторы. В разрезе технологий это медиаплатформы, решения для работы с данными, в том числе биометрическими и еспортс.
Вместе со мной о трендах рассуждают:
Ася Шалимова, PwC Russia.
Владимир Долгий-Раппопорт, Founder в GirlPower Football School.
Алексей Понтяков, менеджер по продукту Sports.ru.
Вовлекай!
Вовлечение болельщиков — весьма широкий тезис. Вовлечение = привлечение + удержание. Любой продуктовый аналитик подтвердит эту простую формулу.
Спортивная индустрия хочет привлекать новую аудиторию, в первую очередь из еспортс, и работать над ее (и старой частью) удержанием — в том числе заимствуя методы из того же еспортс. Контент в этой истории будет играть очень важную роль, в первую очередь стриминг.
Важный тренд — теперь с обогащением контента работают не только дистрибьюторы, но и и его создатели. Картинка будет меняться во многом потому, что теперь это не просто визуальный ряд, захваченный в объектив. Теперь это источник больших данных, которые обрабатываются на лету на уровне самих лиг!
Дальше — большое поле для использования: от систем определения взятия ворот до любой дополнительной графики в картинке с матча. Через пару лет крупнейшие спортивные события будет судить не человек, а Artificial intelligence. Даже прошлый ЧМ по футболу в России содержал много технологических новинок.
Посмотрите на пример от NHL.Такая обогащения картинка будет идти в риалтайме. Это уже не «вау», это уже стандарт. Думаете это только про двухмерное изображение? Intel на CES 2020 анонсировал, что со следующего сезона главную хоккейную лигу можно будет смотреть в 3D-видео. Без задержки!
NBA в этом плане еще на шаг впереди. Да что там американские франшизные лиги! Изменения добрались до такой архаичной структуры, как «Формула-1». Там новые владельцы поняли, что технологичная «Формула Е» уже наступает на пятки, и начали меняться с космической скоростью.
С темой работают не только лиги. В США они доминируют над командами (франшизами). Но в европейском футболе полно примеров, когда клубы сами становятся провайдерами контента. Не через лиги, не через уступку прав дистрибьютору. Сами.
Например, «Бенфика» убирает под подписку на сайт и в приложение эксклюзивные интервью, видео с тренировок и другой контент. Цена — 2,99 евро в месяц, а для членов клуба (вот вам и глубокое вовлечение) — 1,99. Клуб ожидает несколько сотен тысяч подписчиков. Они еще и радио запускают, кстати. Свой сервис Barca Tv+ запускает одноименный испанский футбольный клуб, о запуске отдельного ОТТ думает Английская Премьер-Лига.
Тренды:
- ОТТ от клубов.
- ОТТ от лиг и национальных федераций.
- ОТТ от игроков.
Очередь на доставку
У всех этих экспериментов есть понятный мотив. Спортивный контент — это топ-контент для стриминга. Он хорошо продается. В том числе для молодежи, которая не настолько привязана к любимым видам спорта и командам, она болеет за суперзвезд и добавляет к общему списку любимых видов спорта тот самый еспортс.
На последней миле тоже будут идти эксперименты с тем как это все упаковать и подать. Но если раньше это было головной болью платформ, то теперь можно наблюдать как Бундеслига снимает видео с матчей в вертикальном формате 9:16.
Все, чтобы миллениалам было удобно.
Свежий пример системной работы показали французы. Профессиональная футбольная лига Франции (LFP) запустит собственный стриминговый сервис MyLigue, у которого будет сквозная связка с сайтами дивизионов. Новости, интервью, аналитика, хайлайты, архивные записи — стандартный набор контента. и матчи Кубка французской лиги по футболу. В подрядчики привлекли американцев из Ooyala, потому как амбиции намного шире чем локальный рынок.
Тренды:
- Битва за спортивный контент.
- Бандлинг и анбандлинг.
- «Новые» виды спорта, картинка с которых хорошо продается (лакросс).
- Вертикальные форматы вещания.
- Обогащенный данными и графикой контент.
- Контент «от первого лица».
- Интеграция в контент интерактивных элементов.
Ставки сделаны
В 2018 году начался процесс легализации букмеккерства в США. Беттинг легализуют в 40 штатах к 2024 году. По прогнозам доход индустрии увеличится на 150 млрд долларов. Все это раскрыло для спортивной индустрии еще одну золотую жилу — букмекеров, как отдельную категорию рекламодателей. Они лезут со своими рекламными бюджетами во все доступные щели, рекламируются через все, что не запрещено. Они везде.
Со столь ожидаемым развитием 5G технологий стоит ждать бум онлайн-ставок во время трансляций. Букмекеры смогут играть еще большую роль в бюджетах всех спортивных организаций, основными донорами СМИ они уже стали.
Не могу отдельно не упомнять мой любимый fantasy sport. Этот формат вовлечения в ставки через игровые механики и, часто, с фритуплей моделью, станет еще более жирным мостиком, по которому букмекеры будут собирать новую аудиторию.
Тренды:
- Букмекеры как главный источник рекламных денег в индустрии — от команд до медиа.
- Ставки live во время событий.
- Fantasy sports.
- Ставки в superapps.
Стадион 2.0
Не стоит думать, что все уйдет в онлайн. MatchDay останется важным источником дохода. Посмотрите финансовые отчеты топовых команд — на игровые лини приходится достаточно заметный кусок дохода. Чтобы увеличить чек придётся работать с улучшением пользовательского опыта.
Как вам прогноз от ZDNet, что уже в 2021 году один из клубов английской премьер-лиги запустит билетную систему при помощи системы распознавания лиц. У меня только один вопрос: почему не раньше?
Технологий на стадионе в обозримом будущем будет еще больше, в выигрыше те, кто строит новые арены — они сразу делают все правильно.
Но клубы пойдут еще дальше. Если хотите, откроют свои двери еще шире и пустят болельщиков еще глубже (черт, текст про тренды в PornTech показывает здесь свои уши).
Второе явление — расцвет AR везде, где это возможно. На улицах, на стадионах, в инстаграме. Первый пример
Второй
Тренды:
- Новые формы сопричастности (управление клубом).
- Сквозная цифровая идентификация.
- AR.
- Блокчейн, простите, на стадионах.
- Новые форматы коллекционирования.
- Кастомизированный мерч, в том числе цифровой.
Супергерои от спорта
Улучшение перформанса атлетов. Да, есть такой тренд, но как-то совсем не хочется про него говорить. Нам, как болельщикам он не очень интересен. Хотя нынче каждый полумарафонец. Если вы один из тех, кто не может не постить картинки с утренней пробежки — радуйтесь. С вас будут собирать много данных, хорошо их обрабатывать и давать наилучшие персонализированные советы.
Тренды:
- Геймификация и персонализация тренировок для любителей. Peloton, Zwift, SoulCycle.
- Расцвет домашних тренажеров нового поколения
- Переход к кастомизации тренировочного процесса
- Монетизация любительского спорта
Все побежали, и я побежал!
Заметили, что про еспортс совсем мало? У него будет свой отдельный обзор. Но, в целом, для спортивной индустрии все не так плохо. Точнее, для коммерческого спорта сейчас золотой век.
Внимание аудитории — есть. Новое поколение вполне смотрит себе классические игровые виды спорта, активно платит в pay per view. Просто немного по-другому. Просто иногда специально для них этот спорт надо изобрести. Хорошо, что медиакомпании приняли это и не пытаются менять изо под старые модели потребления. Надеюсь, они уже осознали, что никакого еспортс не существует. Есть просто спорт, в котором существует перспективная ниша соревновательных компьютерных игр.
Качественный контент для удержания аудитории — есть. Наступивший год подарит нам много ярких экспериментов с обогащенной картинкой, с вовлечением в трансляцию и возможностью проиграть последние деньги на ставках. Готовьтесь к тому, что спорт как медиапродукт будет все ближе к музыке и кино.
И главное, как говорил герой клипа «В Питере пить»: «Все нормально, деньги есть». Медиаправа отлично продаются. С приходом букмекеров рекламных денег станет еще больше. Осталось с умом распорядиться полимерами.
Спасибо!
Книжные на подходе 😉
Ждём!
Владимир Долгий-Раппопорт, Founder в GirlPower Football School
как символично что girlpower клуб основан мужчиной))
Полагаю, Вас не смущает, что лучшие гинекологи - мужчины?
Гугл не даст ошибиться в отношении многих других начинаний и профессиональных достижений.
Примечание: люблю и ценю женщин, вполне успешных во многих сферах деятельности.
Спасибо большое за материал.
что такое "Ставки в superapps"?
Подразумевалось, что ставки "пролезут" внутрь функционала других приложений. То есть вы сможете ставить прямо из ленты спортивного апа или новостной ленты. Superapps здесь скорее утрированная форма, хотя и до них, возможно, доберутся.