Заменят ли продавцов роботы? Спойлер: нет. Чем сильный сотрудник лучше ИИ

Ключевой вопрос на стыке бизнеса и технологий в последнее время — роботы и перспектива замены людей нейросетями и технологиями. Продажи среди сфер, которые приходят на ум, когда мы рассуждаем о роботизации. Но можно ли действительно заменить менеджера по продажам технологией? Руководитель отдела продаж в Контуре Константин Химич уверен, что нет. И вот почему.

Заменят ли продавцов роботы? Спойлер: нет. Чем сильный сотрудник лучше ИИ

Онлайн конфликтует с офлайном

Большинство корпораций на российском рынке стремятся интегрировать роботов в свои процессы, чтобы заменить ими часть сотрудников и увеличить долю онлайн-продаж. Многие начинают с отделов продаж — направления, в котором есть самая большая текучка кадров. Так, по прогнозам Контура, доля онлайна на российском IT-рынке будет ежегодно увеличиваться как минимум на 30% в год до 2027 года.

Но внедрить роботов в продажи будет не так просто из-за конфликта между онлайном и офлайном. Клиенты опасаются разговоров с роботами, не хотят приобретать IT-сервисы без помощи человека. А компаниям трудно заранее предусматривать взаимодействие с покупателем. Из-за этого некоторые онлайн-инструменты оказываются убыточными и бесполезными, потому что клиент им просто не доверяет.

Стратегия развития онлайн-продаж в будущем должна оказаться выгодной. Причина простая — это поможет сократить рутинные процессы и количество человек в штате. Но важно учитывать и то, что обучить робота до уровня, когда он сможет грамотно общаться с клиентом и оказывать минимальный сервис — отдельная и трудная задача. Порой осуществить это сложнее, чем ввести в курс дела сотрудника-новичка.

Еще один конфликт в онлайне — отсутствие гибкости. Клиенты часто рассчитывают на человечность в коммуникации и надеятся на индивидуальные условия. Для компаний это плюс — проще удержать клиента. Но в то же время и минус: из-за подобных ожиданий будет трудно внедрить онлайн процессы незаметно для клиентов.

Трудности внедрения онлайна заметны по статистике — сейчас в Контуре через онлайн-сервисы подключают всего 5% клиентов. А вакансии в отделы продаж открыты почти постоянно. Причина в том, что роботы сейчас не способны общаться с клиентом так же профессионально, как человек.

Роботы — не замена менеджера по продажам

Продажа сложных IT-продуктов — это не просто один звонок клиенту и ссылка на оплату. Процесс состоит из трех этапов. На каких-то из них уже внедрили робота, а в других робот никогда не сможет общаться вместо человека:

Этап 1: выявление потребности. Это первый контакт с клиентом, где узнают детали бизнеса и процессов в компании. А потом определяют, будет ли продукт полезен. Этап довольно простой, поэтому в Контуре уже подключили к нему голосовых роботов. Они проводят «верификацию базы» и определяют, есть ли смысл продолжать коммуникацию с клиентом.

Но роботы на этом этапе не всегда будут эффективны. Если компания предлагает многогранные IT-решения, робот вряд ли поможет. Например, если нужно продать клиенту API, интеграционное решение. Сделать это за 1 звонок очень сложно, потому что сначала нужно понять боли и потребности пользователей в текущих процессах и сопоставить их с продуктом компании.

После того, как пользователи поняли выгоду от внедрения решения, важно провести техническое тестирование с IT-отделом в компании. Иногда у клиента может быть закрыт доступ на внешние ресурсы, тогда нужно пойти к службе безопасности и договориться на доступы для презентации. Еще отдельно от этих процессов нужно согласовывать финансовые условия с руководством компании. Проблема в том, что в диалоге с клиентом появляется слишком много вариативности, которую сложно учесть в обучении робота.

Этап 2: мотивация/помощь в принятии решения. На этом этапе проводят презентацию продукта. Если с продажей, например, цветов, будет все просто — хватит красивых фотографий в коммерческом предложении. То описать текстом все преимущества IT-сервиса будет сложно — его функциональность нужно показывать в онлайн-режиме. Конечно, роботы пока не могут сами демонстрировать сервис и отвечать на вопросы клиентов в моменте. И пока нет предпосылок, которые могли бы помочь это исправить.

В Контуре был кейс, когда у робота получилось дойти до финального этапа сделки с клиентом. Тогда поняли, что он хорошо обучен и можно его использовать как минимум для верификации клиентов. Но, к сожалению, в итоге оказалось, что структура продажи слишком непредсказуема и разнообразна, поэтому сложно предсказать, как она будет развиваться. Например, на некоторые вопросы могут отвечать конкретные сотрудники в компании. Когда робот получал вопрос от клиента, он порой путался и перезадавал вопрос не тому специалисту. Из-за этого он либо не получал ответ, либо получал некорректную информацию.

Еще одна проблема роботов — отсутствие эмпатии. Это мешает выстраивать доверительную коммуникацию с клиентом. Живому сотруднику легче понять эмоции и вовремя на них отреагировать, сразу во время переговоров. Это помогает и подбирать аргументы, чтобы довести сделку до конца.

Мы в Контуре обращаем большой внимание на эмоциональную часть продажи. Всегда отмечаем настроение клиента в разговоре и адаптируемся к нему. Иногда можно считать по интонации, что закупщик хочет какой-то личный бонус от продвижения сделки. Или клиент устал и ему с кем-то хочется поговорить про что-то абстрактное или даже свое начальство, которое ставит ему неудобные задачи.

Робот пока что придерживается рамок сценария и не сможет такой разговор поддержать. А менеджер при выявлении потребностей может найти у клиента боль, которую могут закрыть другие продукты контура, которых нет в сценарии у робота. И это сильно влияет на результат продажи.

Этап 3: организация сделки. Это финальный этап с оплатой счета и уже дальнейшими напоминаниями о продлении. Этап самый понятный и рутинный, поэтому тут в Контуре используют роботов.

В Контуре применяют два типа роботов для онлайн продаж: одни отправляют клиентам уведомления о клиентских мероприятиях, например, вебинарах. А другие — напоминают о продлении услуг и выставляют новые счета. Онлайн продления сервисов составляют 18% от общего объема продаж, а доля онлайн-подключений — 5%.

Каждый год компания наращивает трафик через контекстную рекламу на сайте и генерирует лиды для отделов продаж. Но 95% трафика все равно обрабатывают сотрудники. В будущем мы планируем добиться 40% продаж в онлайне, но офлайн каналы и менеджеры по продажам останутся актуальными для других направлений продаж.

Хотя рынок и количество вакансий менеджеров по продажам могут немного сократиться в будущем, спрос на менеджеров останется. Главные качества для успешного продавца — убеждение, бизнес мышление, интуиция и харизма. Они помогут людям еще долго доминировать в этой сфере.

Даже если роботы станут гораздо лучше закрывать задачи, социальный аспект и стремление к личной связи у клиентов будут поддерживать потребность в работе людей в любых профессиях, связанных с коммуникацией.

2 комментария

Ну вы сами себе противоречите)

с одной стороны пишите, что роботы не заменят. а при этом сами активно тестируете подобные технологии и добились определенных успехов.

а также давайте учитывать, что резкий скачок был 1-1,5 года назад. ВСЕГО 1-1,5 года назад) а теперь давайте чуть чуть постараемся взглянуть в будущее, хотя бы на 3 года вперед?!

2 года назад мы не могли представить себе и такие вещи. а уже вон смотрите на что ИИ способен. И процесс развития ИИ нелинейный. И дальше больше и быстрее) так что если продукт не супер сложный (а бОльшая часть продуктов того же Контура именно такие), там супер легко будет заменить живых продавцов роботами.

Роботы, конечно, не заменяют полностью сотрудников, но помогают автоматизировать многие процессы бизнеса, экономя сотни тысяч рублей.

Кстати, мы как раз пишем о том, как увеличить эффективность бизнеса с помощью чат-ботов.