{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как банку внедрить RPA: самый полный гайд с кейсами Сбер, ВТБ, Альфа и других крупных банков

RPA — это технология автоматизации бизнес-процессов с помощью роботов-программ эмулирующих действия человека. Какие сейчас есть возможности и проблемы внедрения RPA, как снизить риски, сколько это стоит и как быстро окупится. На основе исследований и опыта российских и зарубежных банков.

Меня зовут Анна Юрченко, я ITSM-эксперт. О том, что такое ITSM и в чем ценность ITIL Expert написала в ТГ-канале. Прошла путь от разработчика до ИТ-менеджера. В ИТ давно — 25 лет. Пишу про сложные ИТ-решения просто. Сегодня раскладываем по полочкам тему роботов RPA в банковской сфере.

Если у вас есть вопросы или предложения по теме RPA, оставляйте в комментариях или пишите лично в ТГ — ваш запрос может стать основой для новой статьи или интересной встречи.

В этой статье рассмотрим возможности, проблемы внедрения и способы снижения рисков неуспешного внедрения RPA, опираясь на исследования и реальные кейсы.

Материал получился основательным, если сейчас у вас нет времени детально погрузиться, сохраните в закладки, прочтете позже.

Содержание:

Robotic Process Automation (RPA) — это технология автоматизации бизнес-процессов с помощью роботов-программ эмулирующих действия человека. Роботы могут выполнять задачи от ввода данных до обработки транзакций и аналитических функций, улучшая эффективность и качество обслуживания клиентов.

Рынок роботов RPA в банковской сфере

Роботы возникли как альтернатива автоматизации задач и получили распространение благодаря простоте внедрения и быстрой окупаемости.

Исследование Precedence Research Pvt. Ltd. прогнозирует рост рынка RPA до 54 млрд долларов к 2032 году с ежегодным темпом роста 28,7%.

Источник: PRECEDENCE RESEARCH, Robotic Process Automation Market Size

Согласно исследованию от Allied Market Research, ожидается, что глобальный рынок RPA и гиперавтоматизации в банковском секторе, оцененный в $745,4 миллиона в 2021 году, достигнет $7,1 миллиарда к 2031 году, демонстрируя среднегодовой темп роста в 25,7%.

Исследование TAdviser на июнь 2023 г. показывает, что наибольший объем внедрений роботов был в сфере финансовых услуг 20,9%

Все это говорит, что в ближайшие годы RPA станет неотъемлемой частью банковских операций. RPA уже сейчас играет значительную роль в трансформации банковских услуг, и ее влияние будет только усиливаться.

Применение RPA в банках

Применение RPA в банках началось в 2017-2018 годах. Альфа-Банк был одним из первопроходцев в российском банковском секторе, успешно роботизировал более 40 бизнес-процессов.

Банки начали активно внедрять RPA для автоматизации процессов, таких как проверка кредитоспособности, обработка заявлений на кредиты и операции с большими объемами данных.

Области применения RPA в банковских процессах:

  • Роботизация бэк-офисных операций, таких как соблюдение нормативных требований, финансовый мониторинг и валютный контроль, а также выполнение сложных рутинных задач, связанных с вводом или переносом данных между различными ИТ-системами, подготовка операционных отчетов, включающих сбор и интеграцию данных из нескольких систем.
  • Кредитная фабрика — автоматизация процессов принятия решений с автоматическим устранением ошибок и исключений.
  • Управление операционной эффективностью — сбор данных для анализа ключевых показателей риска и эффективности процессов.
  • Управление операционными рисками — автоматизация контроля в ситуациях, где ручное управление затруднено из-за ограничений существующих ИТ-систем.
  • Роботизация операций в финансовом отделе — подготовка аналитической и управленческой отчетности, автоматическая сверка данных.

У банков в пресс-релизах звучит информация о внедрении роботов, но не так много кейсов, в которых указан оцифрованный результат.

Выбрала кейсы, которые показались интересными:

Примеры успешного внедрения RPA в зарубежных банках:

  • UBS (Швейцария): В условиях пандемии, когда количество заявок на кредиты резко возросло, UBS применил RPA для их обработки. Это позволило сократить время обработки заявок с 30-40 минут до 5-6 минут, значительно ускоряя процесс кредитования.
  • SunTrust Bank (США): Банк внедрил RPA в операциях с платежами, что привело к увеличению скорости транзакций в 3,8 раза и снижению ошибок на 65%, повышая общую эффективность и надежность платежных операций.

Преимущества RPA для банков

Снижение операционных расходов, ускорение обработки операций, практически полное исключение ошибок — это лишь часть преимуществ внедрения RPA в банках. Но самое важное — быстрая окупаемость и повышение удовлетворенности клиентов, которые все меньше времени проводят в ожидании и оперативно получают ожидаемый сервис.

Преимущества внедрения RPA:

Сокращение ошибок. RPA значительно снижает количество ошибок в бизнес-процессах. По данным Deloitte показатели точности при использовании RPA достигают 96%.

Повышение производительности. Роботы работают 24х7х365 и быстрее, чем люди. При этом время выполнения операций сокращается с минут на секунды. RPA повышает производительность сотрудников, позволяя сосредоточиться на более сложных задачах.

Сокращение затрат. Внедрение RPA приводит к экономии затрат, в первую очередь за счет снижения затрат на рабочую силу и повышения эффективности. С помощью RPA банки могут сократить расходы на обслуживание клиентов до 50%.

Быстрое внедрение с минимальным вовлечением ИТ. В отличие от традиционной автоматизации, RPA не требует значительной модификации существующей ИТ-инфраструктуры и может быть внедрена в короткие сроки. RPA становится своего рода «спасательным кругом» для тех процессов, которые нуждаются в автоматизации, но не могут ее получить из-за ограниченности ИТ-ресурсов.

Быстрая окупаемость. Deloitte подтверждает преимущества RPA, включая окупаемость менее чем за 12 месяцев и освобождение до 20% времени сотрудника.

Дополнительный эффект от автоматизации — повышение качества обслуживания клиентов. Неэффективный процесс может оказаться губительным для отношений с клиентом. По результатам опроса Deloitte 800 респондентов из финансовых учреждений 89% из них имели плохой опыт работы с банками, и 13% респондентов в результате сменили банк.

Инновации в RPA: интеграция RPA и искусственного интеллекта

Объединение RPA и ИИ открывает возможности создания интеллектуальных роботов способных самостоятельно принимать решения на основе анализа больших данных. Такие роботы смогут распознавать сложные шаблоны, обучаться на примерах и адаптировать поведение в зависимости от ситуации.

В банковской сфере интеллектуальные RPA-роботы могут применяться для обработки неструктурированных данных, распознавания речи и обработки голосовых запросов, выявления мошеннических операций на основе анализа аномалий, персонализации взаимодействия с клиентами на базе предиктивной аналитики, а также для автоматизации принятия решений в сложных бизнес-процессах.

На российском рынке уже есть RPA-решения, совместимые с ИИ. Отечественные разработчики уделяют внимание вопросам безопасности данных, предлагая решения для закрытого контура без передачи информации за пределы банка.

Рассмотрим сложности, с которыми сталкиваются банки при внедрении RPA, и обсудим возможные пути их решения.

Проблема №1. Внедрение слишком дорогое, выбор неправильных операций для роботизации

Эти два пункта объединены не просто так, ошибка в выборе процессов автоматизации напрямую влияет на стоимость внедрения. Отечественные разработки стоят меньше, чем зарубежные аналоги, но ошибка выбора может быть роковой.

Внедрение RPA требует первоначальных вложений, но если ошибиться в выборе процессов автоматизации, то затраты на внедрение превысят выгоду от роботизации. А если процессы изначально не оптимизированы, автоматизация может усилить существующий хаос.

Решение: Перед внедрением RPA важно провести аудит текущих процессов в банке. Это поможет выявить узкие места и реалистично оценить требуемые инвестиции с учетом масштабов автоматизации.

Для аудита используют решения Process Discovery, с помощью которых выявляют и анализируют бизнес-процессы. Process Discovery проводится с использованием двух технологий — Process Mining и Task Mining.

Process Mining и Task Mining — методы анализа для получения объективной картины реального исполнения процессов на основе данных. Process Mining анализирует «цифровые следы» процессов, оставленные в журналах событий информационных систем, таких как ERP, CRM и др. Task Mining фокусируется на действиях отдельных пользователей, записывая их взаимодействие с интерфейсами программ на рабочих станциях. Из известных на рынке решений — Proceset, Sherpa Process Discovery, Promease, PIX Монитор задач, Sber Process Mining, VK Process Mining.

Перед выбором поставщика ознакомьтесь с существующими решениями RPA на российском рынке, оцените совокупную стоимость владения TCO. Подключите вендора к оценке эффективности, оцените окупаемость вложений. Рассмотрите возможность поэтапного внедрения, начиная с пилотных проектов, что позволит распределить нагрузку на бюджет и накопить экспертизу перед масштабированием.

Интересный кейс банка Открытие, где был проведен пилотный проект с несколькими вендорами, после чего был сделан выбор в пользу системы, которая наиболее подходила под требования компании.

Проблема №2 Саботаж сотрудников

Не все сотрудники готовы принять «роботов-коллег». Сопротивление изменениям может замедлить или даже сорвать проект.

Решение: Сопротивление изменениям часто связано с недостатком информации и непониманием сути технологии. Сотрудники боятся неизвестности и того, как RPA повлияет на их работу. Поэтому важно заранее провести обучение, которое поможет работникам разобраться в преимуществах RPA и понять, что роботы помогают облегчить труд, а не полностью заменить людей. Вовлечение персонала необходимо начинать на этапе планирования. Сотрудники должны стать полноценными участниками процесса трансформации, а не его безмолвными свидетелями.

Интересный кейс Газпромбанка, где был создан «Центр роботизации процессов» и компания вовлекла в процесс создания роботов сотрудников. Результаты показали высокую вовлеченность сотрудников. После прохождения обучения в школе роботизации любой сотрудник может создавать роботов для автоматизации задач. Кроме вовлечения персонала у подхода есть важное преимущество. По подсчетам Газпромбанк на согласование роботов уходит 60% времени, а 40% на разработку. При использовании робота локально для исполнения задач сотрудника срок запуска сокращается в два-три раза.

Проблема №3 Сложности сопровождения роботов

Внедрение RPA не лишено технических вызовов. По мере расширения масштабов использования возникает необходимость управления все большим количеством роботов. Еще одна распространенная проблема — поддержка актуальности RPA-решений в связи с изменениями систем, с которыми они взаимодействуют. Это требует постоянных доработок и обновлений роботов, что может быть трудозатратно. Кроме того, сами RPA-платформы нуждаются в регулярном обслуживании и обеспечении безопасности.

Решение: Чтобы успешно справиться с этими вызовами, компаниям необходимо с самого начала выстроить стратегию интеграции и масштабирования RPA-решений. Важно выбирать гибкие платформы, которые смогут взаимодействовать с разнородными корпоративными системами. Также необходимо позаботиться о найме и обучении ИТ-специалистов, которые возьмут на себя задачи по внедрению, поддержке и развитию программных роботов. Создание центров роботизации поможет централизованно управлять проектами по развитию роботов. Не обязательно для этого создавать новую структурную единицу, есть примеры, в которых центры роботизации сформированы из сотрудников разных отделов функционального блока, которые совмещали задачи внедрения и поддержки роботов со своими основными функциональными обязанностями. В команде обязательно должен быть лидер, аналитики и разработчики, степень их вовлеченности зависит от объемов автоматизации, они могут быть выделены как частично так и полностью на проект роботизации.

Технологии в области RPA постоянно совершенствуются. Вендоры предлагают все более зрелые и продвинутые платформы, лучше отвечающие потребностям бизнеса. Развиваются low-code и no-code решения, которые упрощают создание и модификацию роботов без глубоких навыков программирования. Поэтому, несмотря на все сложности, при грамотном подходе внедрение RPA способно принести компаниям значительные выгоды. Прежде чем приступить к автоматизации оцените совокупную стоимость владения TCO (Total cost of ownership), это поможет принять взвешенное решение.

Кроме видимых проблем есть еще ряд, о которых стоит рассказать:

Проблема №4. Скрытие фундаментальных проблем

Один из основных аргументов противников RPA заключается в том, что автоматизация может использоваться как средство для скрытия более глубоких структурных проблем в банковской системе. Например, вместо того чтобы решать проблемы неэффективности на системном уровне, банки могут просто автоматизировать определенные процессы, создавая видимость улучшения, в то время как основные проблемы остаются нерешенными.

Например, автоматизация процессов комплаенса и финансового мониторинга. RPA-боты могут быстро анализировать большие объемы транзакций на предмет подозрительных операций, но если правила и сценарии такого анализа несовершенны, то под видом борьбы с мошенниками банк может просто блокировать счета добросовестных клиентов.

Получается, RPA может маскировать системные проблемы, такие как непрозрачность принятия решений, несовершенство методологий и регламентов, низкую квалификацию персонала. Роботы будут четко исполнять заданные алгоритмы, но если сами эти алгоритмы порочны, то автоматизация лишь усилит негативные эффекты.

Решение: Внедрение RPA не должно становиться самоцелью и единственным фокусом усилий по развитию банка. Роботизация — это инструмент, который следует применять как часть комплексной стратегии трансформации и улучшения бизнес-процессов. Параллельно с проектами необходимо проводить глубокий реинжиниринг процессов, пересматривать регламенты и методологии, повышать прозрачность принятия решений.

Важно регулярно проводить аудит эффективности роботизированных процессов, сверять полученные результаты с ожидаемыми метриками. Если обещанные выгоды от RPA не достигаются, нужно искать корневые причины в самой сути процессов, а не пытаться исправить ситуацию расширением роботизации.

Также для каждой задачи необходимо предварительно проводить оценку целесообразности автоматизации. В ряде случаев правильнее модернизировать ИТ-системы и доработать функционал на уровне ПО, а не строить «костыли» из программных роботов. Выбор в пользу RPA должен быть взвешенным и обоснованным.

Проблема №5. Снижение качества обслуживания клиентов

Негативное восприятие клиентами общения с роботами — это серьезная проблема, которую нельзя игнорировать при внедрении решений в банках. Исследования подтверждают, что значительная часть людей не доверяет роботам и предпочитает живое общение.

Исследование MightyCall показало, что треть россиян (29%) считает важным общение именно с живым оператором, а каждого пятого роботы откровенно раздражают. Более трети россиян (37,6%) в принципе негативно относятся к взаимодействию с голосовыми помощниками, во многом из-за предубеждений и недоверия к их способности решить проблему.

Замена человеческого общения на роботизированное зачастую воспринимается клиентами как ухудшение качества сервиса, отсутствие индивидуального подхода и понимания их уникальных потребностей. Многие из нас испытывали раздражение, сталкиваясь с банковскими голосовыми ботами, которые не могут помочь решить нестандартную проблему и бесконечно переключают на другие автоматизированные меню.

Решение: Поэтому банкам важно найти баланс между автоматизацией и личным общением. Роботы хорошо подходят для выполнения рутинных, повторяющихся задач, таких как сбор и внесение данных, простых консультаций по услугам. А сложные, нетиповые вопросы и проблемы клиентов лучше оставить для живого диалога с сотрудником.

Также нужно уделить внимание «очеловечиванию» роботов — использовать естественную, грамотную и вежливую речь, приятные голоса. Важно, чтобы клиент с первых секунд понимал, что общается с роботом, а не с живым человеком, иначе возникает еще большее раздражение. При этом робот должен уметь быстро переключать на оператора, если не может решить вопрос сам.

Подводя итог, негативное отношение клиентов к роботам в банковском обслуживании — это вызов, который необходимо учитывать при внедрении. Нельзя просто взять и полностью заменить людей машинами. Нужен взвешенный подход с сохранением человеческого общения там, где оно действительно необходимо. Только так можно избежать недовольства клиентов и ухудшения качества сервиса.

Проблема №6. Опасение сотрудников потери рабочих мест

Одно из самых распространенных опасений — потеря рабочих мест из-за автоматизации. RPA может привести к сокращению сотрудников, что вызывает внутреннее напряжение и сопротивление команды.

По оценкам McKinsey, в ближайшие годы около 30% банковских рабочих мест может быть сокращено в результате автоматизации. Больше всего риску подвержены операционные и административные подразделения, где много рутинной работы с документами и данными. Например, в процессинге кредитных заявок или платежей программные роботы могут заменить целые отделы.

Даже если RPA не приводит к прямым увольнениям, автоматизация снижает потребность в найме, ограничивая возможности трудоустройства. А учитывая, что банковский сектор и так переживает не лучшие времена, цифровизация воспринимается персоналом как дополнительная угроза.

Более того, люди боятся не только потерять работу, но и утратить свою ценность и востребованность как профессионалы. Многие опасаются, что их навыки и знания окажутся невостребованными в новой реальности, где рутинные задачи выполняют роботы. Особенно тяжело эта ситуация воспринимается возрастными сотрудниками, которым сложнее осваивать новые компетенции.

В результате в коллективах нарастает напряжение, тревожность, падает мотивация и лояльность к работодателю. Люди начинают саботировать проекты внедрения, намеренно совершать ошибки при обучении роботов, вставлять «палки в колеса». А самые ценные специалисты просто увольняются, не желая мириться с угрозой потери работы.

Решение: Банкам критически важно разработать стратегию управления человеческим капиталом в условиях автоматизации. Главный ее элемент — программы переподготовки и повышения квалификации сотрудников, развитие у них новых навыков и компетенций. Люди должны учиться работать бок о бок с роботами, брать на себя более сложные аналитические и коммуникационные задачи, которые машины пока не могут выполнять.

Также нужно честно и открыто обсуждать с коллективом планы по автоматизации, не допуская распространения слухов и домыслов. Сотрудники должны понимать, как роботизация повлияет на их карьерные перспективы, какие возможности для профессионального роста она открывает. Важно создать атмосферу сопричастности к изменениям.

Проблема №7. Риски для безопасности

Автоматизация процессов также влечет за собой риски, связанные с безопасностью данных. Скептики подчеркивают, что уязвимости в программном обеспечении могут привести к утечкам конфиденциальной информации, что особенно критично для банковской сферы. Кроме того, роботы могут иметь высокий уровень привилегий доступа к ИТ-системам банка, чтобы выполнять свои функции. И если эти привилегии будут скомпрометированы злоумышленниками, под угрозой окажется безопасность всей инфраструктуры.

Решение: Важно выстроить систему защиты, сочетающую технические, организационные и юридические меры. В первую очередь, необходимо обеспечить безопасность на уровне самой RPA-платформы — шифрование данных, двухфакторная аутентификация, разграничение доступа, логирование действий роботов.

Кроме того, нужно продумать архитектуру безопасности всей ИТ-инфраструктуры, в которую интегрируются программные роботы, регулярно проводить аудиты безопасности, анализировать журналы событий.

Помимо технических мер, критически важно обучение сотрудников основам кибербезопасности. Люди должны четко понимать возможные риски и свою ответственность за сохранность данных. Внутренние регламенты и политики также нужно адаптировать под новые реалии роботизации.

Ну и конечно, внедрение должно проходить в строгом соответствии с законодательством о персональных данных, банковской тайне. Роботы должны обрабатывать информацию только в тех целях и теми способами, которые разрешены законом и согласием субъекта данных.

В целом, проблемы безопасности и конфиденциальности при роботизации процессов в банках хоть и серьезны, но решаемы. Главное — подходить к вопросам защиты данных комплексно и системно, сочетая технологии, процессы, обучение персонала и соблюдение регуляторных требований. Только так можно минимизировать риски и в полной мере использовать преимущества RPA.

Российские RPA-решения

Игроки рынка RPA в России

В ходе исследования удалось найти вышеперечисленные решения. Для дополнения пишите мне в ТГ.

Чем полезен российский кластер RPA

В 2021 году создан Российский кластер RPA при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). В кластер входят российские компании, предлагающие RPA-платформы, решения по интеллектуальной автоматизации процессов, системные интеграторы, консультанты и отраслевые эксперты.

Цели кластера - содействие развитию российского рынка RPA, продвижение отечественных решений, обмен опытом и формирование единых стандартов в области роботизированной автоматизации процессов. Кластер проводит исследования рынка, организует обучающие мероприятия, способствует взаимодействию разработчиков и потребителей RPA-технологий.

Взаимодействие с российским кластером открывает банкам следующие возможности:

  • Банки получают единую точку входа для получения комплексной информации об отечественных RPA-решениях соответствующих требованиям регуляторов.
  • Кластер служит площадкой для обмена опытом, изучения лучших практик внедрения RPA в финансовой сфере, что помогает избежать типичных ошибок.
  • Банки развивают внутренние компетенции благодаря обучающим мероприятиям кластера.
  • Объединение усилий разработчиков и заказчиков формирует требования к RPA-продуктам с учетом специфики банковской отрасли, стимулируя развитие на российском рынке решений соответствующих потребностям.

Ссылка на РАЭК кластер RPA: https://raec.ru/clusters/rpa/

Вместо заключения

Внедрение RPA открывает возможности повышения эффективности, сокращения затрат и улучшения клиентского опыта в банковской сфере, при этом важно критически подходить к этому процессу, понимая потенциальные риски и ограничения. RPA — один из инструментов, а не универсальное решение всех проблем. Комплексный подход сочетающий технологии, оптимизацию процессов, развитие человеческого капитала и соблюдение нормативных требований, позволит реализовать потенциал роботизации и минимизировать риски.

Про автора:

Меня зовут Анна Юрченко, я ITSM-эксперт. О том, что такое ITSM и в чем ценность ITIL Expert написала в ТГ-канале. Прошла путь от разработчика до ИТ-менеджера. В ИТ давно — 25 лет. Занимаюсь развитием процессов. Пишу про сложные ИТ-решения просто.

Возможно читателю будет интересна моя статья «Как ИТ-руководителю показать ценность бизнесу», в которой рассказываю как научиться говорить с бизнесом на одном языке. Подписывайтесь на Telegram-канал ITSM4U, где я делюсь лучшими практиками в области управления ИТ.

0
101 комментарий
Написать комментарий...
Евгений

Как банку внедрить RPA: самый полный гайд с кейсами Сбер, ВТБ, Альфа и других крупных банков — Будущее на vc.ru

• Роботизация процессов в банковской сфере становится все более актуальной.
• RPA (Robotic Process Automation) автоматизирует рутинные задачи, повышая эффективность и сокращая затраты.
• Внедрение RPA может привести к скрытию фундаментальных проблем в банковской системе.
• Негативное восприятие клиентами общения с роботами является серьезной проблемой.
• Опасение сотрудников потери рабочих мест из-за автоматизации вызывает внутреннее напряжение и сопротивление команды.
• Риски для безопасности данных также возникают при роботизации процессов.
• Российский кластер RPA создан для содействия развитию российского рынка RPA и обмена опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Благодарю за краткое содержание статьи.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Anatoliy B

Я запутался в аббревиатурах еще до того, как вы их раскрыли...

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Анатолий, какая из аббревиатур вас запутала?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Иван Замятин

Анна, с дебютом тебя!
Респект за ссылки на исследования

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Иван, благодарю! Вступление в WSA вдохновило на серьезный материал. Обратная связь участников сообщества в ходе подготовке была полезна.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Gala Rebr

для автоматизации внутри рабочих процессов банков - да. а для общения с клиентами они еще не дозрели явно, только бесят

Ответить
Развернуть ветку
Бляндин

общение с человеком будет роскошью скоро, для вип клиентов))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anna Y
Автор

Gala, несмотря на любовь к автоматизации, общение с роботами и меня выводит из равновесия.

За счет роботов компании экономят и могут больше вкладывать в развитие качества других услуг, создавать новые.

Я согласна общаться с роботами, когда мы оба понимаем правила игры и я быстро могу переключиться на человека.
Когда типовой запрос, роботы легко с ним справляются, но сложные проблемы лучше человека никто не решает.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев Алексей

"В основном я хочу убить всех людей, но потом я успокаиваюсь и хочу убить лишь некоторых" - Бендер, Футурама

Скоро мы будем работать на ИИ ...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Викулов
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anna Y
Автор

В начале была идея сделать картинки с Футурамой. Но ИИ не справился с этой задачей, видимо этот мультфильм он смотрел не так часто, как Симпсонов.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сообщество WSA.vc

Анна, с дебютом вас!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Благодарю! Выход на vc.ru для меня важный шаг на пути к цели.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Ничего в этом не понимаю. Но структурность и картинки подкупают.

Поздравляю, у вашего материала есть все признаки глубокого, полезного и правильно сделанного )))

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Звучит с долей юмора. :) Евгений, а хотели бы понять? Тема автоматизации актуальна для многих компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Про

Как RPA могут применяться в других сферах? К примеру, внесение данных из договора или огромных процедурных соглашений в CRM, поиск подходящих вариантов ответов из базы и тд

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Роботы применяются в различных сферах для автоматизации рутинных задач.

Например, в сфере продаж роботы могут переносить данные из договоров в CRM, что ускоряет процесс и исключает ошибки.

При подключении искусственного интеллекта эти возможности становятся еще шире.

Можно с помощью роботов в интеграции с ИИ создать удобную базу знаний в компании. Когда в ответ на запрос робот ищет релевантную информацию во всех источниках данных. И в ответ выводится не просто список источников, а подробный ответ, который учитывает специфику компании и контекст запроса.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пьянков

Познавательная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Андрей, а у вас где применяются роботы?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Alexey Remizov

Бот. Первый коммент

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Константин Домашнев

Как простым смертным защититься от голосовых роботов-спамеров?

Ответить
Развернуть ветку
Бляндин

Есть офигенная опция в телефоне "заглушение неизвестных номеров"

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
SmartX

Скоро закон должен выйти, который будет предполагать уголовку для спамеров

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Anna Y
Автор

У операторов связи есть сервисы защиты от спама, например сервис "Защитник" от МТС, так же пользовалась Kaspersky Who Calls.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Zotov

Структурна проблема 4 - наиболее важная, кмк. Так как RPA зачастую становится еще одним «костылем» для ПО с недостаточной функциональностью, и на фоне «улучшения» легче не заметить, что core уже прогнил до основания.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Владимир, вы задели больную тему многих Enterprise. Автоматизировать роботами прогнивший core не лучшее решение. А как у вас обстоят дела с автоматизацией?

Ответить
Развернуть ветку
Местный троль
в этих банках уже работают роботы

о да) это точно и уже давно, причем в физических отделениях

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Там люди, и они устали от рутины.

Представьте, когда сотрудник офиса сможет все внимание уделять только клиенту, а система автоматически распознает его голос и выполняет заданные команды. Понимаю, что это за гранью фантастики, но возможно когда-нибудь...

Многое из того, что делают роботы не видно обычному клиенту, но они снимают с сотрудников огромный пласт типовых операций, которые обычно ведут человека к выгоранию.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Омаров

По ощущениям, тренд на автоматизацию сохраниться еще очень долго. Но в выигрыше окажется тот, кто сможет сократить время и издержки на этапе внедрений.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Василий, полностью согласна с вами.
Для крупных компаний тема автоматизации особо критична, накопленный бэкграунд из разнородных систем осложняет развитие. В таких случаях локальная автоматизация выручает, но в то же время и усугубляет. Нужно искать золотую середину, так как идеального решения здесь нет.

А вы из какой сферы? Размер компании?

Ответить
Развернуть ветку
SmartX

Видимо придётся автоматизировать автоматизацию))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Викулов
Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Ярчайший пример того как не надо писать статьи. Я вобщем толковый парниша, но с первых двух абзацев не понял что такое RPA а потом вообще поплыл.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Роман, могу помочь выплыть при личной встрече, если тема RPA вам интересна. Вы сами создаете роботов и ваша Маша помогает обработать звонки клиентов.
Поделитесь, что вам не хватило, чтобы было понятно?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Alexey Remizov

В статье вроде про RPA, но на самом деле просто про ИТ в целом. RPA это уже, это лишь заполнение форм и нажатие кнопок вместо человека.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Все верно, Алексей, проблемы в статье часто проявляются в крупных компаниях, да и в небольших могут тоже. Но специфика внедрения RPA поверх «лоскутного одеяла» точно есть.

Возможно подкинете идеи для следующего материала, если есть вопросы?

Ответить
Развернуть ветку
Камола Эркинжонива

😍😍😍😍😍

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Так мило. Камола, а что для вас было полезного в статье?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Крутые картинки)
Это какая-то нейронка?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Midjourney меня заблокировал не объясняя причин. В этот раз нейронка ошиблась, т.к. ничего противоправного не делала.

Пришлось искать альтернативы, нашла сервис, который работает через телеграмм @ChatGPT_PuzzleBot

При правильной постановке требований рисует на ура, плюс в нем есть face swap, если вдруг захочется сделать себя королем или королевой )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вдумчиво о продажах

Саботаж сотрудников — это, мне кажется, самая большая проблема. Человек работал и был успешен. Тут пришел робот и ему говорят, что надо переучиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

В таком случае вовлечение сотрудников на ранних стадиях проекта будет спасением. Но если компания навязывает автоматизацию которая мешает, здесь даже вовлечение не поможет.

Если бы мне предложили автоматизировать создание отчетов, которые приходится еженедельно собирать вручную, я была бы благодарна.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Андрей Петушков

Вы так и не объяснили в статье, почему у «одного робота» (одной лицензии RPA) такая высокая стоимость?
Почему нет «недорогой» лицензии RPA?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Y
Автор

Андрей, спасибо за ваш вопрос. Давайте для начала уточним детали, чтобы дать ответ, который будет полезен.
1. Какая стоимость лицензий RPA для вас высокая? Это поможет лучше понять, что для вас означает «дорого».
2. Вы говорите про стоимость лицензий на одного робота или про совокупную стоимость внедрения RPA-решения, включая лицензии, внедрение, обучение, поддержку?
3. Для каких целей вы планируете использовать роботов? Понятие «дорого» всегда относительно чего-то другого, что является для вас альтернативой замены роботу.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Андрей Петушков

Извините, про банки и как в них организованны процессы наверное кому-то здесь тоже будет интересно «почитать», но может всё же про какие-то более распространенные компании?
«Применимость» (экономическая целесообразность использования) RPA «вместо сотрудников» измеряется в суммах зарплат этих сотрудников и стоимости лицензии и скольких сотрудников заменит одна лицензия RPA. Возможно я невнимательно читал, но я не увидел этого «расчета» (сравнения).
Может дополняете статью, хотя бы на примере банковских сотрудников?

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда