В Сбере работают 1,5 тысячи цифровых сотрудников — кто они?

Как мы разработали платформу роботизации для себя — а сейчас продаём её коллегам по рынку.

Так нейросеть Kandinsky 3.0 видит робоофис будущего
Так нейросеть Kandinsky 3.0 видит робоофис будущего
Мария Окунева
СМО SaluteRPA

В 2017 году Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф в одном из своих выступлений сказал: «Есть такое понятие, как RPА-роботы (Robotic Process Automation), которые автоматизируют процессы. Это одно из ключевых направлений нашей деятельности, где мы тоже работаем над инвестированием». В то время как для рынка в России аббревиатура «RPA» звучала как нечто инновационное, в Сбере уже полным ходом шёл проект «Внедрение технологии RPA в операционные этапы бизнес-процессов».

С тех пор прошло 6 лет. За это время банк воплотил в жизнь один из крупнейших в мире проектов по роботизации: ежедневно на базе зарубежного вендора 1,5 тысячи роботов выполняли 400 тысяч операций. За время эксплуатации системы в банке была разработана своя программа обучения разработчиков и создан один из крупнейших Центров Компетенций в стране.

Уже к концу 2021 года руководство банка приняло решение о создании собственной платформы RPA, которая позволит на основе накопленной экспертизы, создать лучшее решение не только для крупнейшего финансового института страны, но и для рынка в целом. SaluteRPA это не просто платформа по роботизации, это история о том, как мы создавали инструмент, который стал надежным партнером для бизнеса в решении их задач.

Как заместить без потери качества

В 2022 году многим компаниям практически одновременно пришлось отказаться от использования зарубежного ПО, так как западные вендоры стремительно покинули рынок страны, оставив своих клиентов без поддержки и продления лицензий.

Впрочем, вопрос замены зарубежного вендора перед командой Сбера встал намного раньше: несмотря на то, что банк был крупнейшим клиентом в России, подрядчик был не готов адаптировать и улучшать свой продукт под наши потребности в области производительности и устранения уязвимостей.

Первым шагом для решения вопроса с производительностью платформы команда продукта самостоятельно выполнила доработку, которая позволила наращивать масштабы используемых роботов без увеличения задействованной инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на RPA внутри Сбера. Но все в команде понимали, что это временный шаг и он не помогает решать задачи по устранению уязвимости решения.

В конце 2021 года было принято решение о создании собственной платформы по роботизации, которая бы полностью соответствовала требованиям Сбера по функциональности и способности выдержать большую нагрузку.

У SaluteRPA три конкурентных преимущества. Первое — технология бесшовной миграции с решений западных вендоров BluePrism и UiPath, которая помогает запускать роботов, созданных на других платформах. Это упрощает миграцию, так как клиенту не надо заново переписывать алгоритмы. Второе — модуль по распознаванию и обработке данных. Третье — интеграция с сервисом GigaChat, который упрощает создание программных роботов с искусственным интеллектом

Павел Крылов, команда SberRPA

Платформа собственной разработки получила название SaluteRPA. После запуска её в опытную эксплуатацию стало понятно, что платформу в виде коробочного решения можно предложить компаниям на внешний рынок.

При разработке тарифной модели продукта мы проанализировали условия других вендоров, которые зачастую сложны и непонятны, так как включают в себя отдельное лицензирование за роботов, студию разработки сценариев роботов и оркестратор, позволяющий управлять и контролировать работу роботов, что затрудняет расчёт экономической выгоды. Затраты на покупку решения получаются существенные, а срок окупаемости не всегда понятен.

Поэтому при создании нашей платформы мы постарались сделать ценообразование простым и понятным: лицензируется только то, что приносит прибыль бизнесу, а средства разработки и управления поставляются бесплатно. Таким образом, клиент платит только за роботов, которые выполняют конкретные задания вместо сотрудников, что позволяет быстро оценить выгоды от их работы. Модуль распознавания и обработки документов оплачивается отдельно в зависимости от объёма документов. Ещё у нас работает принцип: чем больше роботов ты себе подключаешь, тем дешевле за единицу цифрового сотрудника ты платишь.

В основе SaluteRPA — собственный опыт Сбера по внедрению технологии RPA, который мы считаем главным конкурентным преимуществом. Большинство участников рынка делают продукты для продажи, а мы для себя. В этом плане мы похожи на Google Mail и Amazon AWS, которые тоже начинались как внутренние продукты, а в итоге стали отраслевыми стандартами. В результате клиенты получают решение, которое уже прошло этап эксплуатации на одном из самых масштабных внедрений RPA в России, а значит могут быть уверены в качестве, стабильности и наличии актуальных функциональных возможностей.

Алексей Андреев, Лидер Кластера SaluteRPA

Кому поможет SaluteRPA

Программных роботов может использовать любая компания, у которой есть рутинные процессы с большим объёмом повторяющихся операций. К примеру, алгоритмы RPA способны обрабатывать поток документов или транзакций. Поэтому потенциальные пользователи SaluteRPA — это банки, страховые, телекоммуникационные, транспортные и энергосбытовые компании, а также крупные промышленные и энергетические холдинги, торговые сети и онлайн-магазины. Платформа SaluteRPA соответствует самым высоким требованиям кибербезопасности, входит в реестр отечественного ПО и может быть использована компанией из любой индустрии, в том числе компаниями госсектора.

SaluteRPA предлагает готовые сервисы, специализированные на распознавании типовых документов, включая кадровые, бухгалтерские и платежные. Они поддерживают печатный и рукописный тексты, а также мультиязычные документы на русском и английском языках. Также платформа предлагает набор компонентов взаимодействия с нейросетевой моделью GigaChat, интегрированной посредством программного интерфейса GigaChat API, для роботизации бизнес-процессов. Компоненты работы с GigaChat упрощают создание программных роботов с искусственным интеллектом.

Объем российского рынка RPA в 2023 году по прогнозу аналитиков достиг отметки 12,9 млрд. рублей. Одновременно с этим участники опроса TAdviser разошлись в своих прогнозах от 6-7 до 16 млрд рублей. Но что точно нельзя отрицать, так это постоянно растущий год от года интерес со стороны потенциальных клиентов к технологии, что дает огромные возможности для решений российских компаний.

Команда Сбера постоянно занимается развитием и адаптацией своего продукта под запросы клиентов. Специалисты помогают проводить проект от начала до конца (end-to-end), начиная с анализа бизнес-процессов и заканчивая внедрением решений в промышленную эксплуатацию с последующим сопровождением. Клиентоцентричный подход ставит интересы клиента во главу угла, что помогает строить теплые партнерские отношения на долгие годы.

SaluteRPA стал неотъемлемой частью современного бизнеса, и мы гордимся, что смогли создать инструмент, который помогает предприятиям в достижении новых высот эффективности и инноваций. Мы много добились в уходящем году, но впереди еще большой путь и много изменений.

Присоединяйтесь к нам в путешествии к будущему, где автоматизация – это не просто инструмент, но и ключ к успеху вашего бизнеса.

1010
7 комментариев

Ну теперь мы знаем кто в поддержке Мегамаркет постоянно проявляет озабоченность... :)

2
Ответить

ой в точку, они месяцами отвечают)))

1
Ответить

А кто для вас "коллеги по рынку"?

Ответить

Wildberries

1
Ответить
Ответить

И ничего не смогла купить!

Ответить

И это очень плохо!!!!

Ответить