Краткая история ERP-систем: прошлое, настоящее, будущее
Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов рассказывает про эволюцию ERP-систем от простого инструмента по учету материалов до многофункциональных решений на базе машинного обучения.
Системы планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, или ERP) сегодня являются ядром автоматизации крупного бизнеса. Повсеместный рост внедрения ERP-систем иллюстрирует их важность для успешного предприятия. Но история корпоративных информационных систем длиннее, чем может показаться на первый взгляд: они существуют на рынке уже без малого 60 лет.
Прошлое
История ERP началась в 1964 году, когда инженер IBM Джозеф Орлички вдохновился бережливым производством Toyota и создал систему планирования потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP). Первой компанией, внедрившей у себя MRP, стала американская компания по производству электроинструментов и крепежных систем Black+Decker (которая, кстати, существует и по сей день).
После этого крупные производители сами взялись за разработку MRP-решений. Хотя их создание было дорогостоящим, они занимали много места, а для их обслуживания требовалась целая команда экспертов, ранние системы класса MRP позволяли предприятиям лучше управлять запасами, отслеживать закупки сырья и планировать производственные циклы.
MRP-системы получили относительно широкое распространение в 1970-х годах, но технология оставалась доступной лишь крупным компаниям, у которых были бюджеты и ресурсы для собственных in-house разработок. К 1975 году MRP-решения были внедрены примерно в 700 компаниях в мире. В конце концов несколько крупных вендоров, в том числе Oracle и JD Edwards, решили сделать это программное обеспечение доступным для большего числа предприятий.
Следующая веха в истории корпоративных информационных систем наступила в 1983 году, когда на свет появилось новое поколение ПО — MRP II. Аббревиатура осталась прежней, но получила другую расшифровку: Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов. MRP II привнесла в классическое MRP генеральное планирование, верхнеуровневое планирование мощностей и концепцию S&OP (интегрированное планирование продаж и операций).
Вскоре другие отрасли поняли, что производственные компании изобрели нечто действительно ценное. В 1990 году исследовательская фирма Gartner ввела в обиход аббревиатуру ERP — планирование ресурсов предприятия. Новое название ознаменовало распространение такого софта за пределы производства. Тогда же ERP-системы включили в себя другие бизнес-функции, такие как бухгалтерский учет, продажи, проектирование и управление персоналом, и приобрели свой нынешний облик в виде единой базы данных обо всех ресурсах и сферах деятельности компании.
ERP-системы продолжали развиваться на протяжении 90-х годов. Одним из крупных прорывов стало появление облачной ERP, выпущенной на рынок компанией NetSuite в 1998 году. Облачные решения означали, что компаниям больше не нужно приобретать и обслуживать оборудование, что сократило потребность в ИТ-персонале, упростило процесс внедрения и сделало ERP-системы доступными для малого и среднего бизнеса.
В 2000 году всё та же Gartner представила идею ERP II для обозначения систем с выходом в интернет, которые могут извлекать данные из других корпоративных источников, включая системы класса CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), SCM (управление цепочками поставок) и HCM (управление человеческим капиталом), а также обмениваться данными с поставщиками и другими партнерами в режиме реального времени.
Настоящее и будущее
Сегодня ведущие ERP-системы представляют собой обширные хранилища информации и способны генерировать отчеты, отражающие работу каждого аспекта бизнеса: от продаж и маркетинга до разработки продуктов, управления персоналом и операционной деятельности. На рынке представлено бесчисленное множество программных решений, кастомизированных для различных отраслей, бизнес-моделей и задач, а ERP выступает в качестве центра управления цифровой экосистемой компании.
Стоит сказать, что отечественные ERP-решения сегодня находятся примерно на той же эволюционной ступени, что и западные. Пожалуй, единственное различие в том, что пока не всегда получается совмещать UI-дизайн и производительность. Сейчас это либо «умеренная» (достаточная не для всех, но для большинства компаний или корпоративных процессов) производительность при гармоничном интерфейсе с low-code элементами, либо высочайшая производительность при не самом эстетичном визуальном исполнении. Многие интерфейсы российского ПО в корпоративном сегменте пока напоминают старые версии иностранных ERP-систем. Это не значит, что в стране не хватает талантливых дизайнеров — просто российская ИТ-индустрия традиционно делает упор на функциональность, нежели на внешний вид продукта. При желании, этот недостаток можно будет легко исправить и наверстать упущенное. В принципе, уже сегодня мы видим вполне изящные интерфейсные решения для малого бизнеса. Редизайн флагманских ERP-систем для крупнейших корпораций займет чуть больше времени, зато в вопросах производительности нам уже сейчас есть что показать.
Очевидно, что определять будущее ERP-систем как в России, так и во всем мире будет распространение технологий на базе искусственного интеллекта и Интернета вещей (IoT). Всё идет к тому, что ERP-решения выйдут на новый виток развития за счет алгоритмов машинного обучения: системы научатся самостоятельно выявлять закономерности и аномалии в данных и делать соответствующие выводы, таким образом устраняя ручные задачи и даже прогнозируя будущие бизнес-тенденции.
В конце концов мы дойдем до такого уровня автоматизации бизнеса, когда за человеком останется только принятие финального решения. Автоматизированная система проанализирует и подготовит информацию таким образом, чтобы в итоге вывести человеку на экран один вопрос: какой путь выбрать — при варианте «А» мы получим такие бизнес-результаты, а при варианте «Б» — такие; решение — за вами.