Города, корпорации и хайп: самое заметное в заголовках Яндекс.Новостей про AI за 10 лет

В конце июля Яндекс опубликовал исследование «Искусственный интеллект в заголовках новостей». В него вошли все материалы из службы «Яндекс.Новости» с 2010 года, в заголовках которых упоминались словосочетания «искусственный интеллект», «машинное обучение», слово «нейросеть» или сокращение «ИИ».

Авторы сосредоточились на контексте, в котором искусственный интеллект (AI) упоминался в новостях: что он создавал, определял, предсказывал. После публикации исследования в СМИ начали появляться новости со ссылкой на пресс-службу Яндекса о том, какие места занимают те или иные города по количеству упоминаний AI (Санкт-Петербург — второе, Пермь — четвертое, а Казань вошла в топ-7).

ICT.Moscow запросил у Яндекса данные и попробовал разобраться, как менялось количество упоминаний ИИ в контексте городов и в целом на протяжении последних 10 лет, на каких темах СМИ акцентировали внимание.

Города, корпорации и хайп: самое заметное в заголовках Яндекс.Новостей про AI за 10 лет

Из 61,5 тыс. собранных материалов 84% приходится на 2017-2020 годы. В 2017-м количество публикаций превысило 11 тыс., а всего за последние три с половиной года вышло около 51,5 тыс. новостей с упоминанием AI в заголовках.

Несмотря на то, что 2020 год еще не закончился, пока он демонстрирует отрицательную динамику (впервые с 2010-го). Если считать среднее количество публикаций в месяц, то пока 2020 год находится на уровне 2017-го — примерно 950 материалов в месяц.

По отношению к общему числу публикаций в Яндекс.Новостях с 2010-го по июль 2020 года включительно (около 282 млн), количество новостей с упоминанием AI в заголовке составило 0,02%. Этот показатель увеличился за девять лет — с 0,0013% в 2010-м до 0,0532% в 2019-м.

Чаще всего технология упоминалась в прошлом, 2019 году (более 17,5 тыс. раз, в среднем почти 1,5 тыс. в месяц). Это сопоставимо с общим количеством упоминаний AI в публикациях СМИ (не только в заголовках, но и в самих текстах), которые ICT.Moscow отслеживает в рамках мониторинга ИТ-медиатрендов. Эта динамика также показывает небольшое снижение интереса СМИ к искусственному интеллекту по сравнению с предыдущим годом.

Обработав данные Яндекса, удалось составить топ-20 городов, которые чаще всего упоминались в заголовках новостей про искусственный интеллект.

Рэнкинг нельзя считать абсолютным, поскольку количество упоминаний может варьироваться в зависимости от методологии подсчета.
Рэнкинг нельзя считать абсолютным, поскольку количество упоминаний может варьироваться в зависимости от методологии подсчета.

Москва — лидер рэнкинга

Москва оказалась на первом месте с большим отрывом: о ней удалось найти более 1 тыс. упоминаний. Почти половина упоминаний столицы в контексте искусственного интеллекта за 10 лет года приходится на 2020-й, который еще не закончился. Резкий рост упоминаний Москвы произошел на фоне общего снижения упоминаний этой технологии в заголовках новостей.

Главным инфоповодом года стал запуск экспериментального правового регулирования в сфере AI: в разных вариациях они встречаются более 200 раз. Другими сравнительно часто упоминаемыми темами стали:

  • борьба с COVID-19, в первую очередь — диагностика заболевания с помощью AI в московских медучреждениях;
  • видео о Москве 1896 года, которое раскрасила нейросеть;
  • запуск базы знаний об искусственном интеллекте.

Заметное в других городах

Другие российские города хоть и реже, но также регулярно появляются в заголовках новостей об AI. После Москвы чаще всего встречается Санкт-Петербург, причем больше половины его упоминаний в контексте искусственного интеллекта приходится на 2019 год. «Новостью года» в северной столице можно назвать сообщения о том, что там будет открыт первый в России национальный центр промышленного искусственного интеллекта. Часто в повестке фигурировала также кофейня, в которой AI будет использоваться для определения вкусов клиентов, а также сообщения об учреждении Института искусственного интеллекта.

Высокое место Перми в рейтинге обеспечил прежде всего чемпионат мира по футболу 2018 года (ЧМ-2018). Во время этого события в информационной повестке стало появляться большое число прогнозов относительно финалистов и победителя чемпионата. Одна из прогнозных AI-моделей была разработана в Пермском университете. В результате именно на 2018 год приходится наибольшее число упоминаний этого города в заголовках новостей с искусственным интеллектом. Впрочем, аналогичная разработка пермскими учеными была представлена и в 2013 году, в преддверии сочинской Олимпиады (правда, без упоминания города в заголовке).

Казань, где активно разрабатываются и внедряются цифровые технологии, заняла седьмое место с отрывом от стоящей на строку выше Тюмени в несколько десятков публикаций. Нужно учесть, что расположенный рядом с Казанью Иннополис учитывался отдельно и также вошел в топ-20 — он занимает 12-е место. Как и Москва, Иннополис успел набрать наибольшее количество упоминаний в 2020 году. Основными инфоповодами стали веб-сериал об AI «Последняя программа», который сняли в Иннополисе, а также (как и в случае с московской повесткой) — разработка нейросетей для диагностирования COVID-19.

Инновационный центр «Сколково», который не является городом, но тем не менее может считаться самостоятельным значимым топонимом, за все время упоминался 77 раз. Первый — уже в 2010 году, то есть в год основания. Тогда компания ABBYY получила грант «Сколково» на разработку в области искусственного интеллекта. Начиная с 2014 года инновационный центр упоминался почти каждый год (за исключением 2015-го), сначала — в контексте конференций по AI, затем — создания Центра по разработке искусственного интеллекта и различных практических разработок (например, для борьбы с раком).

Понимание технологии

Изучение новостных материалов об искусственном интеллекте, о котором часто заговорили только в последние три-четыре года (что демонстрирует общее количество упоминаний AI в заголовках по годам, см. график), позволило оценить, как за прошедшее время изменилось понимание этой технологии. В начале 2010-х, например, термин «искусственный интеллект» зачастую фигурировал не как ИТ-инструмент, а как описание поведения запрограммированных персонажей компьютерных игр. Начиная с 2014-2015 года такое употребление термина стало встречаться заметно реже.

В 2010 году аудитория СМИ еще не привыкла воспринимать искусственный интеллект как стандартный ИТ-инструмент. Об этом говорит появление публикаций в крупных СМИ, где принцип самообучения AI подавался как эволюция искусственного разума по аналогии с живыми организмами. Не было сформировано также понимание беспилотного транспорта: подобные разработки (например, компании Google) регулярно назывались «автомобилями с искусственным интеллектом». Тем не менее, уже в 2010 году мэр Москвы Сергей Собянин говорил о перспективах применения интеллектуальных систем в городской среде. В частности, он предлагал внедрять их в системы управления дорожным движением для борьбы с пробками на дорогах.

Переломным годом в массовом понимании искусственного интеллекта можно считать 2013-й. В том году заметно — более чем в два раза — увеличилось общее количество публикаций об этой технологии, после чего динамика упоминаемости неуклонно росла (см. график). Это продолжалось до 2018-го, когда темпы роста несколько снизились.

В 2013 году искусственный интеллект практически перестал ассоциироваться в СМИ с некой фантастической технологией, а стал в основном восприниматься в современном понимании — как прикладной инструмент для решения конкретных задач. Среди них: прогнозирование поведения людей на массовых мероприятиях, распознавание и обработка бухгалтерских документов, мониторинг информации с авиадатчиков и др.

К слову, уже в 2013-м заговорили о применении AI в медицине: одним из заметных инфоповодов стал суперкомпьютер IBM Watson, искусственный интеллект которого начали применять в том числе для лечения онкологии. Тогда же появились публикации о том, что самообучающиеся алгоритмы будут прогнозировать появление опасных штаммов, которые смогут привести к пандемии.

Хайп и корпорации

За последние 10 лет технологию искусственного интеллекта часто упоминали в контексте «хайповых» тем. Это хорошо видно на примере крупных спортивных соревнований. Выше упоминались примеры с нейросетями, разработанными в Перми, но они далеко не единственные. Например, во время ЧМ-2018 прогнозы активно строил также искусственный интеллект компании Microsoft.

Наиболее стремительный рост упоминаний AI в заголовках пришелся на 2016-2018 годы, когда количество публикаций увеличивалось на 3-6 тыс. в год (см. график). Именно в это время в инфоповестке стали активно упоминаться крупные игроки ИТ-рынка: Google (более 600 публикаций в 2016 году по сравнению примерно с 250 в 2015-м), Сбербанк (около 200 новостных заметок в 2017-м), сам Яндекс (более 200 упоминаний в 2017-м).

Таким образом, рост количества упоминаний технологии в заголовках новостей сопровождается ростом количества упоминаний крупных экосистемных ИТ-игроков. Причем зачастую компании сами формировали хайповые — цепляющие для СМИ — инфоповоды: записанный с помощью нейросети рок-альбом или перспектива заменить тысячи сотрудников Сбербанка искусственным интеллектом.

К слову, новость о Сбербанке датируется 2016 годом. За последнее же время компания отметилась самым стремительным темпом роста по упоминаниям в контексте искусственного интеллекта. В 2019 году банк обогнал по этому показателю ИТ-корпорации: он встречался в заголовках более 500 раз, тогда как обычно опережающий всех Google — только 350.

Анализ новостной повестки в области искусственного интеллекта за последние 10 лет позволил проследить, как сильно изменилось восприятие технологии за это время. Если ранее она воспринималась как нечто фантастическое, то постепенно стала ассоциироваться с ИТ-инструментом, который может решать вполне конкретные задачи. А понимание AI как аналога человеческому разуму начало упоминаться с припиской «сильный» (один раз в 2013 году в профильном ИТ-издании, начиная с 2016-го — на других ресурсах).

Динамика убедительно демонстрирует, что различные AI-решения в России прочно начали ассоциироваться не только с хайповыми темами, но и с городами. Чаще всего — с Москвой, особенно когда стало известно, что в ней запускается правовой эксперимент в области искусственного интеллекта. Но и другие города тоже регулярно дают о себе знать, регулярно появляясь в заголовках новостей об AI. Речь далеко не всегда идет о разработках: зачастую — о пилотировании, внедрении, практическом использовании. На эти темы все чаще пишут СМИ, а значит — все больше читает и интересуется их целевая аудитория.

11
Начать дискуссию