Как сохранить и укрепить позиции собственника компании?
Что необходимо предпринять, чтобы влияние наемного менеджера не вредило собственнику? Кто должен отвечать за идеологию бизнеса? Каким образом распределить обязанности между собственником и наемным руководителем?
Когда собственник передает оперативное управление компанией наемному руководителю, возникает угроза ослабления или даже потери власти. Чтобы этого избежать, необходимо четко разграничить функции и зоны ответственности каждого из них.
Однажды ко мне обратился владелец бизнеса, который ранее удачно нанял директора. За пять лет тот сформировал сильную команду, развил компанию и исправно выплачивал дивиденды. В какой-то момент владелец обнаружил возможность сделать значительный рывок в развитии своего бизнеса, но, пытаясь реализовать эту идею, столкнулся с тем, что не может повлиять на руководство компании. Фактически, за это время он утратил власть.
Проведя несколько интервью с руководителями данной компании, я пришел к выводу, что владельцу уже лучше оставить все как есть. Ведь в противном случае ему пришлось бы отстранять директора и самых компетентных руководителей. Это однозначно привело бы к ощутимым потерям для бизнеса и владельца.
Просто за прошедшие пять лет директор – талантливый и умелый руководитель – взял в свои руки власть, а владелец эту власть потерял.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, владелец бизнеса должен понимать, что ему не стоит отдавать функции идеолога в руки наемного руководителя.
Единственный разумный способ заключается в том, чтобы самому хорошо выполнять эту работу. А от директора требовать выполнения его работы – управления компанией таким образом, чтобы она следовала целям, поставленным идеологом.
К функциям владельца-идеолога относится:
Первый пункт включает не только формулирование, а и постоянное продвижение этих ценностей среди сотрудников компании. Чем дальше владелец бизнеса от рядовых сотрудников, тем более качественной должна быть такая коммуникация. О миссии, идеологии компании сотрудники должны узнавать непосредственно от владельца, эту функцию никогда нельзя передавать руководителям.
Вообще-то само по себе формирование идеологии находится в некотором противоречии с оперативным управлением. Выполняя функцию идеолога, владелец вдохновляет сотрудников, наполняет смыслом их деятельность. А директор компании должен требовать, контролировать и добиваться. Эти две функции плохо сочетаются между собой.
Второй пункт необходим, чтобы любые регламенты и политики, которые применяются в компании, во-первых, полностью соответствовали идеологии, а во вторых – исходили от владельца, укрепляя таким образом его влияние. Не имеет значения, кто разработал политику – директор или кто-то из руководителей, в любом случае она издается от имени владельца и обязательна к исполнению для всех без исключения сотрудников.
Третий момент – владелец должен оставить за собой формирование стратегических планов. Речь идет не о планах по развитию отдельных подразделений, а о планах, которые охватывают всю компанию и выводят ее на новый уровень.
Это не означает, что владелец должен разрабатывать такие планы собственноручно. Он может привлекать руководителей или даже сторонних экспертов. Но это должны быть его стратегические планы, а затем он поручает директору разработку проектов по их реализации. Таким образом владелец имеет и власть, и контроль, так как регулярно проверяет выполнение проектов.
Главная идея, которую следует понять – вы укрепляете власть над людьми, когда добиваетесь того, чтобы они реализовали ваши идеи. Каждый раз, когда вы достигаете успеха в этом, это прибавляет «очки власти». Если же вы терпите поражение, это уменьшает «очки власти». В этом нет ничего загадочного: добейтесь, чтобы люди выполнили вашу волю – и ваша власть над ними укрепится; допустите неисполнение – и она ослабнет.
- Александр Высоцкий
Простите, а кто автор этой дичи?
Или это самопал?
Чтобы рулить концепцией ечть орган специальный - называется board, ну или совет директоров по-нашему.
Лютая чушь про регламенты - в компании с 500 регламентами собственник должен их писать? Вы серьезно?
Про укрепление власти с тем, что люди воплощают ваши идеи феерический бред.
Цель компании - прибыль, а не воплощение идей.
У вас описание утопической структуры полувоенного типа, видимо, типичный российский бизнес начала 2000х.
Но такой весь умер почти...
Тоже хотел написать слово-в-слово.
Бизнес молодость закрылась, подтянулись саентологи.
"Проведя несколько интервью с руководителями данной компании, я пришел к выводу, что владельцу уже лучше оставить все как есть."
Вы профнепригодны
Это саентологическая секта! Гоните их отсюда в шею!
Это какой-то позор
Все проблемы во взаимоотношениях между собственником компании и наемным менеджером всегда возникают на фоне финансовых разногласий. Искать решение возникшей проблемы нужно в этом, а не в какой-то идеологии бизнеса, которая у Вас заключается в получении власти над людьми. Без финансов и контроле за ними Ваша идеология ничего не стоит. Работающая в компании команда работает в компании не за мораль (идеологию), а за деньги.
Ответ на поставленные вопросы очень простой. Собственник компании, должен принять решение о разделении функции по управлению компанией и по управлению финансами. Другими словами, за хозяйство отвечает один, а за финансы другой. Контроль остается за собственником. Это самое эффективное в достижении поставленных целей и реализации новых идей.
Обязанности между собственником компании и наемным руководителем закрепляются в заключенном договоре. Закон об «ООО» дает широкие полномочия собственникам компаний по контролю за деятельностью исполнительного органа (наемного руководителя). Вот в договоре и пропишите все властные полномочия и ответственность наемного менеджера.
И последнее, если собственник не может повлиять на наемного руководителя, возможно, что со стороны такого руководителя в его деятельности могут быть элементы мошенничества и манипулирования капиталами компании в ущерб интересов собственника. Если такая проблема уже возникла привлекайте специалистов по расследованию финансового мошенничества.