{"id":13580,"url":"\/distributions\/13580\/click?bit=1&hash=749a7bd0e59410ef196f6ff51feb6b4c9f7e6897e3051412b19b72ce9b7d4eab","title":"\u0413\u0434\u0435 \u0431\u0440\u0430\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0435\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442-\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u0430","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040","isPaidAndBannersEnabled":false}

На шаг впереди: как компании получают лучших молодых инженеров

Наше время называют эрой талантизма. Ключевым ресурсом являются таланты, и конкурировать за них становится все сложнее. Наиболее прогрессивные компании уже поняли: необходимо работать напрямую с донорами талантов — университетами — чтобы разглядеть и ухватить «золотые» головы как можно раньше.

Однако набор умений, которые они хотят видеть у идеального кандидата, стандартное образование не дает. Кроме того, у компаний, которые видят свое развитие в достаточно далекой перспективе, обычно есть своя корпоративная культура. Новому человеку нужно время на знакомство с ней. Это большая задача, ведь чем интереснее компания, тем более выражена у нее корпоративная культура. Получается, бизнесу необходимо решить три задачи. Первая – сотрудничать с сильным университетом, который занимается скаутингом талантливых студентов, чтобы не тратить время и ресурсы на рекрутмент. Вторая – кастомизировать образование, чтобы получить специалиста с набором нужных компании знаний и компетенций. И третья – планировать совместную образовательную программу так, чтобы она была достаточно интересной для студентов, и они захотели продолжить работать в компании.

Действующих лиц здесь тоже три. Во-первых, университет, который должен быть привлекательным как для большого количества студентов, так и для работодателей. Университет должен эффективно искать таланты и уметь готовить кастомизированные образовательные программы. Все это требует достаточно сильной преподавательской и научной базы, а также развитой системы коммуникации со студентами и бизнесом. С другой стороны — студент, он должен быть достаточно подготовлен для поступления на программу и должен достойно проявить себя во время обучения, чтобы по итогу получить предложение от компании. С третьей стороны мы видим компанию, которая должна вложиться в кастомизированную образовательную программу, а также сделать интересное предложение студенту. Как правило, такие компании платят студентам стипендии, сопоставимые с заработной платой. В результате студент получает диплом топового университета, актуальное образование и фактически год стажа работы в передовой компании. Компания при этом решает кадровый вопрос, а также задачи инновационного развития. Университет же получает дополнительное финансирование, инструмент привлечения студентов и индустриальную экспертизу. Получается совершенно честная картина и трехсторонняя выгода.

Совместные магистерские программы университетов и бизнеса

Как правило, инновационные компании запускают корпоративные программы магистратуры длительностью два года. Почему именно магистратура? Потому что туда приходят достаточно компетентные люди, которые уже отучились четыре года в бакалавриате. Это качественный человеческий ресурс, с ним можно эффективно работать и интегрировать в свои процессы.

Первый год магистратура по большей части является обучающей, студенты получают необходимые для работы в компании и выполнения практических проектов базовые знания от лучших преподавателей МФТИ. Программы курсов разрабатываются в тесном взаимодействии между сотрудниками компании и преподавателями. Часть предметов проводится онлайн, что характерно для современного образовательного процесса и реалий.

Важная часть программ — выполнение реального проекта для компании в качестве дипломной работы студентов. Данный этап занимает весь второй и часть первого года обучения. Такой формат позволяет студентам поработать в реальных условиях и получить крайне ценный опыт, а компании – решать свои практические задачи.

Московский физико-технический институт – это ведущий технический вуз страны с самым высоким конкурсом приема. Физтех обладает мощной экспертизой в информатике, математике, физике и биологии и традиционно реализует инженерный подход к образованию. МФТИ привлекает самых талантливых студентов со всей страны и активно взаимодействует с бизнесом в формате совместных образовательных программ и научно-прикладных проектов.

Кейсы совместных образовательных программ инновационных компаний

Компания Napoleon IT запустила магистерскую программу по биоинформатике совместно с МФТИ. На 8 мест они получили более 200 заявок, а работать над HR-брендом начали уже на стадии приемной кампании. Сначала представители Napoleon IT выступили на дне открытых дверей МФТИ, где рассказали про себя, свои проекты и карьерные возможности в компании. Затем провели для студентов «интервью за пиццу»: попросили рассказать, что именно те хотят видеть на идеальной магистерской программе, и ответившим отправляли пиццу в любое место. Как результат — несколько тысяч упоминаний в социальных сетях, блогах и СМИ за последние пару месяцев. Napoleon IT — небольшая челябинская компания, где работает 400 человек. Еще недавно о них мало кто знал, а теперь они в партнерстве с одним из лучших институтов страны и в эфире на Первом канале.

В настоящий момент МФТИ ведет переговоры с компанией Roche, одной из крупнейших мировых фармацевтических компаний. Их запрос — подготовка специалистов по работе с большими медицинскими данными. Оказалось, что они активно ищут специалистов в области data science, но потенциальные сотрудники не воспринимают Roche как компанию, в которой можно серьёзно заниматься анализом данных. В их сознании Roche — это привлекательное место работы для ученых или врачей, не для высококвалифицированных IT-специалистов. Так даже с конкурентной зарплатой, но без правильной репутации, компания проигрывает. Поэтому для победы в борьбе за таланты и «выращивания» тех самых data scientist’ов компании Roche необходимо сотрудничество с ведущим вузом в области Computer Science.

Еще пример — группа компаний ЭФКО, один из крупнейших российских холдингов в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. В качестве одного из перспективных направлений развития в следующие пять лет ЭФКО видит биотехнологию, в частности, так называемые, сладкие белки, которые, по некоторым прогнозам, частично заменят пищевой сахар в ближайшем будущем. Естественно, для реализации научно-производственных разработок компании потребуются квалифицированные биотехнологи. Позиция ЭФКО состоит в том, чтобы самим готовить тех специалистов, которые нужны компании. С этой целью ЭФКО ведет переговоры об открытии в МФТИ совместной программы магистратуры и в перспективе даже бакалавриата.

К слову, некоторые компании не столько готовят для себя кадры, сколько в целом инвестируют в талантливых студентов, обеспечивая им практический опыт еще до окончания ВУЗа. Примером может служить компания МТС, которая в этом году запустила программу магистратуры «Цифровые технологии в бизнесе» вместе с МФТИ и бизнес-школой «Сколково» - российскую программу, не уступающую зарубежным аналогам. МТС сегодня — это телекоммуникационный гигант, в портфеле которого огромное количество сложных цифровых продуктов. Уже на стадии отбора кандидатов на программу с помощью командного решения бизнес-кейсов и тестирования гибких навыков студентов, специалисты МТС видят, у кого есть все задатки стать новыми цифровыми лидерами. Команды, сформированные из таких людей, будут реализовывать проекты по своим оригинальным идеям - под руководством научных сотрудников образовательных партнеров. Получившиеся проекты в будущем могут быть интегрированы в компанию, или сами студенты, их создавшие, могут быть приглашены туда на работу.

Мотивация талантов

Что сегодня важно для талантливого инженера? Очевидно, что зарплата и условия труда и коллектив. Но самое значимое — проект. То, зачем однозначно идут физтехи — это масштабные проекты с интересными задачами. Бывает, что компании говорят: «Дайте нам, пожалуйста, топовых выпускников проанализировать качество маркетинговой кампании». То есть, по сути, микроскопом гвозди забивать. А бывает, просят смоделировать развитие заболеваемости COVID — да, для этого у нас есть хорошие студенты. Такой проект может быть интересен, это большая задача, амбиции. Или есть выпускники, которые хотят работать в области редактирования генома, им эта высота интересна. Не представляю, сколько денег нужно предложить высококлассным специалистам за рутинные будни в экселе.

Резюме

Если этой статьей можно к чему-то призвать, то я призываю компании не ждать кадры, а самим создавать их. Это также огромный стимул для университетов — когда бизнес транслирует, что ему важно сегодня и что будет важно в обозримом будущем. Это позволяет нам «не консервироваться» в своих образовательных программах и траекториях.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Илитный Иксперт

Наше время скорее время пиздаболов которые кричат что они таланты

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Справедливости ради с противоположной стороны пиздаболы говорящие, что набирают только супер сецов с докторской по математике, умением водить боинг, стрелять с двух рук, делать операцию на сердце в полевых условиях, а по факту им нужен формошлёпщик для вордпресика.

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Справедливости ради в любой отрасли 80% таких людей

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Белоклоков

Браво! Отличная инициатива 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Причем тут вузы и инженеры вообще, не говоря уже о талантливых. Студентов без реального опыта они выпускают а не инженеров.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

В статье как раз приводится решение, когда выпускают не хрен знает кого, которому некуда идти, а сразу специалиста в компанию. Человеку/обществу/государству важна работа, а не корочка. А то вот у нас сейчас каждый дворник с двумя высшими и MBA, а двор грязный

Ответить
Развернуть ветку
Павел Подкорытов

В этой статье автор показывает, как через совместные с бизнесом,  кастомые программы обучения ориентированные на практику (опыт боевых проектов), выпускать инженеров. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

В этой статье автор показывает, как купить за дешево, то что может в будущем стоить дорого, потому что платить дорого сейчас неохота. И как быстренько насадить кандидата на кол культуры, чтобы он не успел посмотреть мир и что-то свое потом привносить.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin D

Нужна дрессированная собачка, которая научилась делать "базу", но еще она должна уметь кататься на спинке, бегать зигзагом, стоять на двух лапках и т.д. Недостаточно образования, еще нужен "набор навыков", чтобы ты смог заменить десятерых, но получать заплату за одного. Ироды, свои клешни пустили к бедным студентам. Цель - на этапе развития вырастить покорную армию инкубаторных рабов. Само собой, все подается под соусом "амбициозных задач", "мировых проектов".

Ответить
Развернуть ветку
Павел Подкорытов

1. Хорошая академическая часть 
2. Реальный проекты параллельно академии 
3. Командная работа над амбициозными задачами 
Идеальный рецепт для подготовки супер спеца 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дьякова

Отличная тенденция сейчас на рынке it, когда ВУЗы объединяются с крупными компаниями для обучения будущих крутых специалистов. И выпускники уже в процессе учебы получают и опыт, и работу, и возможность выполнять классные проекты, и компании приобретают квалифицированных сотрудников. Это будущее образования, и будущее it.

Ответить
Развернуть ветку
Moroz Marina

1000%. Сразу окно в мир !

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Trishkin

В большинство компаний уже давно не смотрят на диплом, а проверяют реальные знания и выбирают по соответствующим компетенциям, запуск совместных образовательных программ дают обоюдную уверенность как компаниям, так и студентам, а правильно разработанная программа (специалитет), позволяет быть в тренде рынка и получать всегда актуальные и самое главное востребованные знания, потому что кто, как не бизнес, знает потребности и актуальность. Думаю данный формат образования, который запускает Napoleon IT и другие компании - очень перспективен и даст хорошую кадровую фору! Возможно начнет меняться и сама система образования, из-за возникающего спроса со стороны студентов, которые захотят участвовать в таких программах!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

по логике будущих инженеров должны уже на выпускных екзаменах ведущих вузов разбирать и доучивать за свой счет - атк по крайней мере вмире чато делают

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Дробинина

Да, классная идея!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 15 комментариев
null