Кто лучше прогнозирует будущее: профессионалы или научные фантасты?
Самое скучное направление, которое оценивает будущее — это прогностика. Предсказание событий и тенденций на основе анализа, статистики, экстраполяции и математических моделей. Сборники прогнозов МВФ — одни из самых подробных, точных и авторитетных в этой сфере. Только их прогнозы пересматриваются ежеквартально и ни одного кризиса ни разу не предсказали. Почему?
Открываем книгу «Чёрный лебедь» (2007) Нассима Талеба, где постулируется существование класса событий, которые принципиально невозможно предугадать. Или «21 урок для XXI века» (2018) Юваля Ноя Харари. Где автор рассматривает десятки ключевых направлений, находящихся в сложных взаимосвязях и динамике.
Надежных формул научного предсказания будущего до появления психоистории от Гэри Селдона ожидать не приходится.
Значит, для получения ориентиров, что следует ожидать и к чему готовиться, вполне законно обратиться к альтернативному формату. Научная фантастика хотя и художественная литература, но акцент в жанре следует делать на первом слове.
1. «Сумма технологии» (1967) Станислава Лема — сборник эссе, где рассматриваются самые разные варианты развития цивилизации. Многие гипотезы кажутся максимально неправдоподобными. Но парадокс в том, что за прошедшее с выпуска время книга становилась только более актуальной.
2. В «Подлинных именах» (1984) Вернор Виндж предсказал виртуальные миры, цифровые инновации и развитие Искусственного Интеллекта почти в точности, как они у нас оформились. Сравнивать выдумку и ее воплощение в реальность действительно интересно.
3. Тем более примечательна «Сингулярность рядом» (2005) Рэя Курцвейла. Автор называет время, когда технологический прогресс становится неуправляемым и необратимым, — это 2045 год. К нему следует прислушаться: уже 35 лет он дает точные прогнозы, опережающие события на 10+ лет.
4. «Роботы наступают» (2015) Мартина Форда — это экономическая футурология. Примечательна анализом запущенного процесса и куда именно он ведет цивилизацию. С доказательствами.
1. «Марсианин» (2011) Энди Вейера отличается от фильма. Разбор технологий и научной базы кратно подробнее. Поскольку все происходит уже в ближайшем будущем, это почти готовая инструкция по освоению Марса. А также ода знаниям и мотивационная прокламация.
2. «Ложная слепота» (2006) и «Эхопраксия» Питера Уоттса, предлагает варианты столкновения с более развитыми существами. На фоне динамичного сюжета и насыщенного деталями мира оставляя достаточно времени и на философские и этические дилеммы.
3. «Задача трёх тел» (2008) Лю Цысиня также ставит вопрос о недружественном контакте. Первая хорошая фантастическая работа из Китая презентует свой стиль и особый взгляд на мир. Общество пришельцев бесспорно оригинально. Но не менее интересны и действия землян.
4. «Дети времени» (2015) Адриана Чайковского дает не только сторонний взгляд на эволюцию. Там достаточно рефлексии, чтобы человечество посмотрело на себя и осознало, что где-то все пошло не так.
Производство биотоплива, пластиков, белка на живых фабриках из водорослей и бактерий считается одной из самых перспективных технологий и активно развивается.
Смотрим обратную сторону: какие потенциальные риски несет попадание модифицированных штаммов водорослей и бактерий в океан? Самый пессимистичный прогноз по бесконтрольному размножению грозит глобальной катастрофой.
Социальная Sci-Fi — это жанр, с акцентом влияния технологий на общество.
«Семиевие» (2015) Нила Стивенсона примечательна не уничтоженной Землей, а поведением людей после этого. И как может выглядеть с нуля построенная и эволюционирующая цивилизация.
В этом же ключе располагается посткиберпанк — менее мрачное продолжения оригинала. Не обязательно армагеддон, но уже в ближайшем будущем меняться будет не общество, а модифицируют самого человека. Впрочем, это продолжение уже идейно готового трансгуманизма.
По шкале утопии – антиутопии, где с одной стороны идеальное будущее, с другой – кошмарное, научно-фантастические сценарии представлены в полном объеме. Примечательно расхождение двух главных фантастических держав.
Американская, начиная с 1960-х двигается во все более мрачное направление, добавляя все новые угрозы. В технотриллере и киберпанке прогрессом старательно начнут злоупотреблять. Изобрели машину времени — из будущего прибывает киборг-убийца. В повестку вошло изменение климата? Значит возникнет направление с обязательно загубленной людьми планетой.
Советские и российские авторы, наоборот, шли и идут скорее в оптимистичном векторе. Учитывая, что хорошие авторы видят не только динамику реальности, но и тонко чувствуют направление, в котором общество предпочло бы двигаться. Это миры Кира Булычева и братьев Стругацких, а не постапокалиптика. Хотя взлет жанра альтернативных историй намекает на желание кое-что в прошлом подправить, чтобы будущее окончательно посветлело.
Как итог: именно фантастика дает наиболее полный спектр вариантов будущего. По теории вероятностей у них на длинной дистанции не меньше шансов сбыться, чем у отчетов академических исследований.
Подписывайтесь на авторский канал Александра Ермакова и Григория Героева и присоединяйтесь к сообществу "Коллектиум".