Электрокары или современная головная боль пожарных?
На международной выставке Interschutz в прошлом году прозвучала фраза одного из представителей Немецкой МЧС (THW) Ганса Бойля: "Каждый электромобиль — это маленькая химическая лаборатория. Обычными средствами их потушить сложно, а воспламеняются они легко!"
Как известно Германия среди стран-лидеров по доле электрокаров в общей массе используемых автомобилей, при этом как легковых, так и грузовых, а также автобусов. С распространением электротранспорта по всему миру пожарные службы сталкиваются с необходимостью пересмотра стандартных подходов к обеспечению пожарной безопасности. Конструктивные особенности электромобилей, особенно наличие литий-ионных аккумуляторов, создают совершенно иные условия и последствия возгараний, что в свою очередь требует адекватных технических решений и специальных навыков реагирования.
Уточню заранее, что при всех недостатках и сложностей тушения возгорания EV, всё-таки это крайне редкие случаи в сравнении с ДВС или LPG/CNG, что подтверждает международная статистика.
Особенности возгорания электромобилей
Литий-ионные батареи подвержены риску теплового разгона - неконтролируемому повышению температуры вследствие внутренних химических реакций. Как пример - попробуйте например на даче, в уличных условиях отверткой поцарапать старый аккумулятор от смартфона, будете удивлены салюту и мини-пожару (предупреждение - лучше вообще так не делать, но эксперимента ради - это не страшно, применяя меры предостароженности)!
Повреждение, перезаряд, перегрев или заводской дефект могут привести к цепной реакции внутри ячеек аккумулятора с последующим воспламенением. Пожары, инициированные аккумуляторами, выделяют токсичные газы, распространяются волнообразно и могут повторяться даже после кажущегося тушения.
Эти особенности, по данным CTIF (Международной ассоциации пожарных служб), делают такие инциденты значительно более сложными по сравнению с традиционными возгораниями автомобилей с ДВС.
Методы тушения и применяемые технологии
Тушение электромобилей сопряжено с рядом технологических ограничений.
Существуют следующие основные подходы:
• охлаждение большим количеством воды — используется для снижения температуры батареи, но зачастую не обеспечивает доступ к внутренним модулям;
• подача воды через специальные технологические люки в днище — применяется на моделях, оснащённых подобной инфраструктурой;
• погружение автомобиля в водоём или герметичный контейнер — один из самых эффективных, но сложных в организации методов;
• ствол-пробойник (например, от Rosenbauer) — устройство, позволяющее подавать воду непосредственно внутрь аккумуляторного блока;
• противопожарные одеяла — используются для локализации возгорания и предотвращения распространения пламени на близлежащие объекты.
Российские и зарубежные решения
В странах ЕС, особенно в Норвегии и Германии, активно применяются контейнерные системы тушения с многоразовой заливкой. Также внедряются цифровые симуляторы обучения персонала. В России обсуждаются локальные адаптации, включая мобильные модули погружения и стволы-пробойники отечественного производства.
На основе отзывов эксплуатантов и участников пожарных учений, мы в компании Инкор делаем акцент на необходимости проектирования пожарной инфраструктуры с учётом новых рисков. Специалисты в Санкт-Петербурге и Москве подчеркивают важность интеграции современных решений в программы подготовки персонала.
По опыту одного из сотрудников пожарной службы в Подмосковье, который консультирует нас в рамках исследований: "При пожаре электрокара без пробойника к нему не подступишься, но даже с пробойником, если заранее не тренироваться и не знать, как это работает - будешь только зря воду тратить".
Пожарная безопасность зарядных станций
Почему-то многие забывают, но еще одни риски при распространении электрокаров - это зарядная инфраструктура, а если это станции быстрой зарядки, то риски кратно увеличиваются. Причинами инцидентов здесь могут выступать перегрузка электросети, некачественная сборка оборудования и отсутствие мониторинга температурных режимов.
Наиболее эффективные меры для снижения рисков и без моих статей понятны, однако перечислю:
• регулярная инспекция и обслуживание оборудования;
• использование сертифицированных комплектующих;
• дистанционный мониторинг состояния зарядных узлов;
• обучение пользователей и техперсонала.
Изменение подходов за последние годы
Рост доли электрокаров
По прогнозам BloombergNEF, к 2030 году доля электромобилей на мировом рынке может превысить 30%. Пожарные службы, производители оборудования и компании-внедренцы, подобные моей, должны учитывать эти данные в стратегиях адаптации и обучения.