Хайтек нового десятилетия: о каких технологиях мы будем говорить в 2021 году

Кризисные периоды — идеальная среда для технологической революции. Недооцененные технологии выходят на передний план, а отстающие окончательно теряют позиции. В 2021-м нас ждет бум чат-ботов и lifestyle-банкинга, провал блокчейна, а еще расцвет супераппов и цифровых ЖКХ, развитие в сторону wellness и health app и увеличение влияния микро-комьюнити в социальных сетях. Этими и другими прогнозами поделились топ-менеджеры российских IT-компаний.

Андрей Протопопов
CEO платежного сегмента группы QIWI

Влияние пандемии на финансовый сектор оказалось разнонаправленным. Например, в выигрышной позиции оказались компании, занимающиеся комплаенсом, управлением рисками, информационной безопасностью. Кредитование, страхование, трейдинг — сильно просели.

Если говорить о устаревающих бизнес-моделях, то в ближайшем будущем умрет универсальная модель банкинга. Она доминирует среди крупных финансовых организаций, но банки меньшего размера не смогут конкурировать на эффекте масштаба. Поэтому они будут развивать нишевые сервисы – именно они в большей степени интересны взрослым и платежеспособным миллениалам и молодым зумерам, которые привыкли жить в цифровом мире. Они не хранят деньги в банках и интегрируют финансовые решения в повседневную жизнь, чтобы сделать ее проще во всех аспектах.

Говоря о конкретных технологиях, ярким примером завышенных ожиданий стал блокчейн. По всему миру корпорации и стартапы запускали блокчейн-проекты, но синергии не случилось:

Хайп не окупил инвестиции, а юзкейсов промышленной эксплуатации мало

При этом открытые API, которые пока только проникают на российский рынок, в перспективе обеспечат развитие открытой гибкой экономики. Предпосылки для развития тренда уже сформировались: клиенты хотят платить в любое время в любом месте, а с помощью открытых API бизнес может создать бесшовный клиентский опыт.

Дальнейшие изменения будут плавными и продолжат тренды, начатые в прошлые годы: во-первых, будет усиливаться контекстуализация. Банки и другие участники финансового рынка будут встраивать финансовые сервисы в максимально широкий контекст, превращаясь в суперплатформы или нишевые экосистемы. В этом процессе важную роль сыграют открытые API, без которых такое взаимодействие будет невозможно. Количество партнерств на рынке будет расти.

Во-вторых, рост нишевизации. Появятся качественно новые продукты под разные сегменты. Бизнес начнет по-новому сегментировать клиентов и искать новую аудиторию. В результате усилится конкуренция на рынке, появятся новые продукты и сервисы, клиентский опыт станет лучше.

В-третьих, участники финансового рынка продолжат превращаться в агрегаторов ценности и станут lifetime-советниками, сопровождая клиентов – и индивидуальных, и бизнес – во всех аспектах жизни. Для физлиц банки развивают lifestyle-банкинг и превращают свои приложения в супераппы. В работе с бизнес-клиентами игроки рынка сосредоточатся на создании дополнительной ценности. Например, разработке сервисов в части комплаенса, кибербезопасности, антифрода и риск-менеджмента. Жизненно необходимыми бизнесу будут KYC-системы и сервисы для удаленной проверки контрагентов. Поэтому спрос на искусственный интеллект, биометрическую идентификацию, аналитику больших данных будет и дальше расти.

Игорь Калинин

основатель TWIN

Рынок чат-ботов вступил в стадию ускоренного роста, причем не только в традиционном финтех-секторе и ритейле, но и во многих других областях. Спрос подскочил во многих странах, в том числе и в России. Мы уже отметили этот тренд — компании стали чаще обращаться к TWIN за услугами автоматизации коммуникаций. Причем спросом пользуются не столько голосовое сопровождение, сколько текстовые боты-помощники.

Они выполняют роль умного посредника между клиентами и бизнесом на первой линии коммуникации. Именно чат-боты определяют потребности пользователя, анализируют его запросы, а затем предлагают решение — или перенаправляют на оператора. И все больше компаний создает такую прослойку, а главное, делегирует ей все больше задач.

На фоне пандемии также произошел взрывной рост рынка колл-центров. Казалось бы, зачем подключать больше операторов, если можно использовать ботов? Дело в том, что бум на рынке связан с сокращением издержек. Компании пытаются экономить и все реже открывают свои колл-центры — вместо этого они нанимают команды на аутсорсе. Для сравнения, услуги штатного оператора с учетом всех расходов обойдутся в 35-40 рублей за минуту работы. Если обратиться к колл-центру на аутсорсе, затраты можно сократить в 2-2,5 раза до 15 рублей за минуту. При этом аутсорсинговые команды работают все более эффективно, поскольку используют новые технологии.

Хайтек нового десятилетия: о каких технологиях мы будем говорить в 2021 году

Автоматизированные коммуникации, над которыми мы работаем в TWIN, — это следующая ступень эволюции, которая позволяет сократить затраты с 15 до 5 рублей в минуту. И компании уже видят в ботах достойную альтернативу контакт-центрам — как собственными, так и аутсорсинговым. Поэтому нынешний бум на рынке — это временный тренд, на смену которому придут автоматизированные решения.

Проблема в том, что компании недостаточно осведомлены о возможностях технологии. Еще один нюанс — это низкие темпы цифровизации. Многие организации не собирают и не структурируют данные — а без data-массива сложно интегрировать искусственный интеллект. Поскольку боты действуют четко по регламенту и не могут фантазировать, для их обучения нужна большая база данных.

Впрочем, изменения могут происходить и на уровне отдельных компаний. Например, в TWIN мы стремимся совершенствовать технологию синтеза речи — и в 2021 году планируем сделать ставку на это направление. Параллельно с этим мы расширяем клиентскую базу. Для этого нужно увеличить сеть партнеров и выйти на новые рынки.

Поэтому постепенно мы разворачиваем свои продукты в Европе (Германии, Франции, Испании), в Великобритании, странах Южной Африки и Азии (Вьетнаме, Кении), а также в США.

Николай Самохин
коммерческий директор Домиленд

В 2020 году основой всех изменений стала пандемия.

Основным достижением в отрасли PropTech стал переход сделок по продаже квартир в онлайн. Главный тренд, который совершенно точно будет развиваться в ближайшие годы — технологии умного дома.

Что касается переоцененных трендов, то тренд, который вряд ли будет столь актуальным в России — это пришедшие с Запада инвестиции в кондо-форматы.

Также несмотря на сокращение площадей в жилой недвижимости, застройщики в России вряд ли подхватят тренд, который уже захватил Японию и другие азиатские страны — строительство капсульных домов.

А вот что явно недооценено, так это сфера ЖКХ. Это одна из самых потенциально перспективных сфер для цифровизации.

Тем более, что в мае был принят закон о возможности проведения полностью дистанционных собраний собственников многоквартирных домов.

Ещё один пока недооцененный тренд — создание горизонтальных комьюнити жителей. Люди начинают смотреть дальше границ своей квартиры, им важно, как благоустроен подъезд, придомовая территория, всё чаще жители видят себя частью квартального комьюнити. Поэтому от управляющих компаний требуется высокая степень открытости, готовность оперативно отвечать на запросы жителей, которым невозможно соответствовать, не используя современные цифровые технологии.

Конечно, резкого скачка технологий в такой консервативной сфере как недвижимость ожидать не стоит. Перестройка займет до пяти лет. Тем не менее, я считаю, что будущее PropTech — в единой экосистеме, где все необходимое для работы с недвижимостью находится на одной платформе: витрина доступных объектов, контроль «умного» дома, сервисы для комфортной жизни и инструменты для выстраивания community в жилом комплексе.

В 2020 году команда Домиленда первой предложила и реализовала концепцию супераппа в сфере недвижимости, где бесшовно замкнут весь путь клиента от поиска и покупки до проживания и управления домом.

Также жители домов, где используется мобильное приложение Домиленд, уже смогли оценить удобство и прозрачность голосования в онлайн-формате: повестка публикуется заранее, чтобы все могли ознакомиться с документами, кворум собирается быстро, голоса подсчитываются автоматически.

Кроме того, платформа Домиленд стала местом для формирования горизонтальных соседских комьюнити, которые уже существует в формате цифровой доски объявлений для жителей своего дома или даже подъезда. При этом публиковать посты могут только авторизованные пользователи приложения, а все объявления проходят модерацию. Так комьюнити остается безопасным, туда не смогут проникнуть мошенники или рекламные боты.

Лина Архипова

Chief Commercial Officer Addreality

Пандемия внесла большие коррективы в управление бюджетами для офлайн-маркетинга – в первую очередь, из-за сокращения потока посетителей. С началом локдауна мы пошли клиентам навстречу и заморозили некоторые проекты по трансляции контента на экранных поверхностях в точках продаж. Уже летом 2020 года в нашей нише восстановился спрос, особенно со стороны фуд- и фармретейла. Масштабирование и развитие бизнеса подталкивают их к поиску IT-партнеров и платформ, которые позволяют удалённо управлять контентом, дают качественную аналитику и возможности для таргетинга. Другие сегменты ретейла проявили интерес к инструментам монетизации аудитории с помощью in-store programmatic биржи для рекламодателей, чтобы активировать новый источник выручки. Возникли совершенно новые для нас сегменты – пункты выдачи товаров логистических и e-commerce компаний.

В новой реальности социальные взаимодействия сокращаются, а безопасность становится главным приоритетом. Бизнес нуждается в инструментах контроля за соблюдением норм, но без негативного влияния на качество сервиса. Появились продукты и решения этой задачи. Мы, например, выпустили новую функциональность — распознавание наличия масок и измерение социальной дистанции.

Мы считаем, что в целом рынок indoor-ads недооценен. Цифровая реклама в помещениях может стать полноценной частью омниканальных кампаний. Геопространственный интеллект индексирует аудиторию на локации, и это поднимает точность таргетированных показов в programmatic DOOH. Для этого часто используется WiFi, но мы считаем это решение недолговечным. На смену ему придут GPS или MAC-адреса.

Мы много лет развиваем Digital Signage-платформу с ИИ для персонализированной аудио- и видеокоммуникации. До карантина все силы команды были брошены на развитии продукта для ретейла, телекома, финтеха и транспорта в офлайне.

Локдаун подтолкнул нас к тому, чтобы использовать свои технологии и опыт в создании инструментов для управления внутренними коммуникациями. Так появился Workstories — конструктор сторис для информирования и вовлечения сотрудников, а также адаптации новичков. Он обладает всеми преимуществами платформы Addreality: динамичность, интерактивность, кастомизируемость, возможность настройки таргетинга и времени показа. Сейчас мы запускаем пилотные проекты в России и выходим на рынок США.

В 2020-м появилось множество новых продуктов и технологических решений, часть из них было "сырой". Вероятно, в этом году при условии спроса разработчики сосредоточатся на качественном улучшении и доработках. Самые яркие изменения и новые решения мы увидим в тех отраслях, которые активно растут в новую эпоху — это сервисы доставок, логистики, e-com.

Игорь Калганов

генеральный директор ГК Иннотех (инновации для fintech)

Пандемия дала большой толчок всей отрасли fintech. Так, в 2020 году за счет резкого перехода покупок и денежных переводов в онлайн, рынок электронных платежей вырос до $2 трлн. Сегодня мы наблюдаем как традиционные банки пытаются угнаться за трендами цифровизации сферы финансовых услуг. В это время на рынке стремительно растет доля fintech-стартапов, которые способны быстрее крупных компаний адаптироваться под новые реалии и создавать инновационные сервисы. Нам проще масштабироваться под запросы потребителя, а продукты легче интегрировать в крупные компании, в том числе совершенствовать под задачи каждого отдельного заказчика. Поэтому именно молодые игроки рынка сегодня так привлекательны для инвесторов.

Уверен, что в ближайшем будущем мы будем наблюдать все больше взлетов стартапов, которые заберут свои куски от огромного банковского пирога. Лидерские позиции в точно найденной fintech-нише, умноженные на запредельный мультипликатор ИТ-компании, позволяют показывать высокие оценки и в дальнейшем выходить на публичные биржи, одаривая инвесторов прекрасным возвратом вложенных средств. Если банки оперативно не отреагируют на новые правила игры, то их долю постепенно будут забирать быстрорастущие международные стартапы, у которых нет проблем с доступом к капиталу. Наиболее перспективные направления сегодня — это Big Data, мобильные технологии, искусственный интеллект, биометрия, блокчейн и облачные технологии — все, что позволяет ускорить, упростить и защитить финансовые операции клиента, сделав обслуживание максимально персонализированным.

Если говорить про изменения ИТ-сферы в целом, то самый главный тренд — это значительное расширение географии специалистов. Сегодня программисты зачастую не привязаны к офису, поэтому с началом пандемии многие из них переехали или вернулись из столицы в регионы, сохранив свои рабочие места и уровень зарплаты. В это же время появилась возможность нанимать специалистов по всей России и не только.

Так, за последние 7 месяцев мы собрали команду из более 1700 талантливых разработчиков из разных городов и стран. Эта возможность была и раньше, но сейчас резко стерлись географические барьеры. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем еще более активного выхода российских ИТ-компаний на зарубежные рынки не только с продуктами, но и с командами разработчиков. При этом, многие наши коллеги все же хотят иногда приходить в офис. А, например, управленческим командам физическое присутствие на месте порой просто необходимо. Для нас самым актуальным стал гибридный формат — сотрудники вольны выбирать, когда им работать удаленно, а когда посещать офис.

Анна Маикова

руководитель маркетинга, PicsArt

Креативные платформы и социальные сети имеют большое влияние на аудиторию. В 2020 году они приобрели новый статус и стали мощным способом координации, поддержки и распространения движений социальной справедливости. Мобильные приложения помогают объединиться и информировать пользователей. Например, движение Black Lives Matter трендилось в PicsArt все лето: пользователи активно готовили посты, плакаты и делились ими. В октябре 2020 года, в месяц борьбы с онлайн-травлей, более 100 тысяч наших пользователей подписали петицию противостояния буллингу: так как многие креаторы сталкиваются с ним в процессе творческого пути.

На мой взгляд, формат партнерства с инфлюенсерами, рекламирующими “все подряд”, не приносит большого всплеска в пользовании продуктом. Мы нацелены на долгосрочные отношения с креаторами и художниками, которые создают концептуальный контент, будут заходить и работать на повышение активности пользования продуктом. Такое сотрудничество наиболее плодотворное.

Если говорить о фичах, то мы стараемся развивать продукт, ориентированный не на хайп, а на долгосрочную ценность, чтобы пользователю в первую очередь было удобно заниматься творчеством или развивать свой блог и бизнес. Формат, когда трафик нагоняется на одну фичу: например, замена лица или фото знаменитости - уже не актуален и быстро устаревает.

Все больше бизнесменов из традиционного оффлайн-формата начали развиваться в онлайн (например, спортшколы ведут онлайн-тренировки) и завлекающий, продающий визуал для сайтов, интернет-магазинов и соцсетей стал актуальным вопросом. Преимущественно для бизнес-аудитории мы создали веб-редактор picsart.com, такой формат позволит пользователям создавать и редактировать широкоформатные визуалы, которые не помещаются на экране смартфона: баннер для ютуба, фото для сайта, анонс мероприятия - без специальных знаний фотошопа.

2020 год трансформировал привычный образ жизни, сместился фокус в сторону осознанности, отдыха и экологичности. Идет уменьшение доли рынка игровых приложений: по данным Sensor Tower, в iOS вырастут категории развлечений, лайфстайл, фото/видео, сокращая долю игр с 70% до 49% к 2024. На Android увеличится количество приложений в категориях продуктивность, спорт и развлечения, по прогнозам снизив долю игр до 74%.

Уменьшится оффлайн и увеличится онлайн-потребление: диджитал-одежда и макияж вместо обычных (замена текстуры одежды, макияжные стикеры, смена цвета волос и глаз – одни из наиболее популярных функций в приложении).

2020
8 комментариев

Мне кажется, что 2021 не обойдется без очередной попытки вернуть к жизни VR)

3
Ответить

CEO платежного сегмента группы QIWI


... рассказывает нам, как мы будем жить. Есть в этом какой-то оксюморон 🤭

1
Ответить

Это все пролетает мимо нас !

Ответить

Ну поживем-увидим)

Ответить

Доживем - увидим )

Ответить

Не уверен, что все эти технологии дойдут до нас

Ответить

Лина полностью согласен!!!

Ответить